Владимир Высоцкий. Совпадая с фамилией

Самая Счастливая Эльфийка
‘Совпадая с фамилией,
Наказуя и милуя,
Вверх стремился он с силою,
Что не выразить мне…
Но, как ведется в Святой Руси, -
Сколь поэта не возноси –
Его высь иже в небеси,
Ну a тело – в земле’
(с) А. Градский

Впервые услышав потрясающую по силе, накалу заложенных мыслей и чувств ‘Песню о друге’ Александра Градского, я долго думала, что посвящена она некоему абстрактному человеку – быть может, герой песни – собирательный образ, состоящий из черт характера множества благородных литературных героев. И только потом узнала, что посвящена она человеку во всех смыслах настоящему – Владимиру Семёновичу Высоцкому.
‘Я совсем не был с ним знаком… но о друге мечтал таком… ’ – так начинается первый куплет. У Высоцкого был удивительный Дар – завоевывать слушательское, зрительское сердце своим творчеством, и однажды, увидев фильм ‘Вертикаль’, заочным, но верным другом Человека-высоты стал поэт и переводчик, замечательный житель нашего города Анатолий Афанасьевич Пережогин. 1 февраля, состоялась авторская встреча Анатолия Пережогина ‘Он пришел дать нам волю’, приуроченная ко дню рождения Высоцкого. И сама природа пела в этот день с утра в унисон с песней Владимира Семеновича - ‘Мне надо, где метели и туман… мне надо, где сугробы намело…’
Встреча прошла в стенах ЦДК им. Калинина, в литературной гостиной ‘Волшебный фонарь’, согретой улыбкой и лучистыми глазами ведущей – Любови Поляковой. Вечер получился камерным – и оттого еще более задушевным. Пришли люди, которые бывали на концертах и спектаклях Высоцкого, Анатолию Афанасьевичу предстояло убедить и впечатлить знатоков – задача достойная, и виновник встречи с ней блестяще справился! Украшением встречи стали исполненные Анатолием Афанасьевичем песни ‘Он пришел дать нам волю’ и ‘Холода, холода…’,  а также стихи, на создание которых вдохновил автора Владимир Семенович.
‘Пусть не всяк его стих смекал… Но зато он не пресмыкался, как многие тут’, - обличает современников и возвышает Высоцкого Градский. А Анатолий Пережогин повествовал не только и не столько о том, как все глубже погружался в космос по имени ‘Владимир Высоцкий’ (и конца этому Космосу нет и не будет!) – ходил на спектакли и фильмы, читал стихи, слушал песни – он рассказывал о том, как дружески общалась его душа – с душой Гения. Венцом же действа стала поэма ‘На него наставлен сумрак ночи’.

На него наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси!
Он хрипел в пространство что есть мочи:
‘Чашу эту мимо пронеси!’

Он смотрел на публику со сцены,
Прежде, чем начнет спектакль играть,
Распознать пытаясь среди пены
Душу, разум, чтобы умирать

В каждой роли не зазря-впустую,
А своею смертью воплотить
Истину, великую, простую:
Чистым сердцем можно в сердце жить,

Если это сердце не мотор,
А душа, зовущая в простор!

Эта поэма написана в форме венка сонетов – и совсем не случайно: Гения Высоцкого Анатолий Пережогин сравнивает с другими Талантами, стоящими над временем и пространством: Пушкиным и Шекспиром. А ведь при жизни Высоцкий поэтом признан не был – еще одно обвинение времени, времени коротких мыслей и непродуманных действий. Однако справедливость все-таки восторжествовала, увы – после смерти Поэта.
‘Не для славы и пел, и жил… Среди общей словесной лжи он себя сохранил…’ – ‘Песня о друге’ правдива и пробирает до костей – Высоцкому действительно не нужна была слава, а ложь, притворство, мелочность, стяжательство он презирал, не допуская мелкое в свою Высокую душу.
Так для чего же он пел и жил? Как всякий Поэт от Бога, он стоял и стоит на тропе, ведущей человечеству к свободе и совершенству. К Высоте духовной. Суть человека - не во плоти. И… собираются на литературно-музыкальные вечера люди, чьих душ коснулся и кого согрел Гений Высоцкого. Приходят – и становятся ближе и роднее. Звенят струны гитар под неуверенными пальцами подростков, впервые услышавших ‘голос с трещиной’ и ритмичные, уверенные гитарные аккорды песен Владимира Семёновича. Это растут будущие Барды. И пишутся замечательные стихи в память об Артисте, Поэте, Певце… о Классике. И в их числе – стихи Анатолия Пережогина.
Значит – люди становятся дружнее. Владимир Высоцкий объединяет нас, а раз так – благодаря ему - и даже после его кончины - мир становится лучше.