Через тернии... часть 7

Людмила Ким 2
 
 
      Лариса пришла в ресторан еще до открытия. Внимательно оглядела богато убранный зал и процокала изящными туфельками  по мраморным плиткам   к себе в кабинет. Сегодня большой банкет. Свадьба сына богатейшего местного бизнесмена Александра Самойлова!
       Нельзя сказать, что Лариса не волновалась. Волновалась, да еще как! Целую неделю она вместе с персоналом продумывала над каждой мелочью - интерьер зала,  подготовку  меню. И, кажется, все получилось. Зал сверкал белизной и волнительной воздушностью!
     На каждом столике стояла изящная  фарфоровая вазочка с букетом нежных белых  хризантем.. Бледно-розовые скатерти, с затейливо закрученными розовыми салфетками на столиках, смотрелись удивительно свежо! Как будто утренняя заря вошла в зал ресторана!  На тоненьких золотистых ниточках висело множество разноцветных воздушных шаров. Снежно-воздушные ламбрекены  спадали волнами с гардин. Весь дизайн зала был выдержан, как и должно быть на свадьбах, в целомудренно – бело - розовых тонах!
 
         В зале было многолюдно. Собралась вся элита города. Столы ломились от изобилия еды.Официанты, в белых крахмально - отглаженных рубашках, виртуозно проходили мимо богато заставленных столиков, одаривая улыбками гостей. 
 Они  ловко и бесшумно разносили, разливали, убирали со столов. Сколько времени убила Лариса, чтобы обучить их быстро и незаметно обслуживать клиентов!  Но, зато, ее официанты -  одни из лучших  в ресторанах города!
       После свадьбы Самойлов сам пришел к Ларисе в кабинет, нежно поцеловав ее руку, поблагодарил ее. Лариса похолодела. На указательном пальце  бизнесмена не было одной фаланги.
        - Ночной бандит – пронеслось у нее в голове.  Улыбнувшись через силу, Лариса( не держали ноги ), присела.
   - Лариса, а что вы делаете завтра вечером? Давайте, где-нибудь посидим. Конечно, - он многозначительно улыбнулся,-  не в вашем прекрасном ресторане, а где-нибудь в тихом, уютном гнездышке! Не отказывайтесь, голубушка!
    - Нет, Александр! Завтра я уезжаю. Хочу съездить к себе на Родину. Извините. Да и к дочерям надо заглянуть. Давно я  них не была.- Лариса с натянутой улыбкой выпроводила  гостя.

     Только поздно ночью  Лариса приехала к себе домой. Быстро искупалась и, просушив волосы, легла спать. Но сон не шел. Этот чертов Самойлов не шел с головы. Надо же! Через столько лет она встретилась с этим отморозком! Неужели он не узнал ее? Наверно нет! Кто она была тогда? Никто! Загнанная испуганная приезжая! В избушке на курьих ножках…
 Сколько ей пришлось испытать, сколько слез пролила она, даже вспоминать об этом было страшно!
       После того, как Серафима подожгла  ее дом, Лариса еще долго не могла придти в себя. Только благодаря ласке и заботам Евдокии Ивановны она смогла опять встать на ноги.
  Лариса встала и зажгла ночник. На столе в ее кабинете взяла портрет своей второй матери, погладила и поцеловала. Прижала к себе и, вернувшись в спальню, легла.
      Сколько же лет прошло с того дня? Ей уже 50 лет! Значит,  прошло уже 13 лет! Машеньке  уже 22 года, а Анютке -28 лет! Как же быстро летят годы! А кажется, что все горести были  совсем  недавно…Уже 16 лет в России!
      Только через неделю, похудевшая, безразличная ко всему Лариса приехала на работу. Открыла ключом дверь и зашла в свою маленькую столовую. Нетопленное помещение пахнуло холодом. Лариса присела на холодный стул. Снова навернулись на глаза.  Сколько можно начинать сначала! Когда же люди поймут, что она просто хочет жить и поднять на ноги своих, ни в чем не повинных детей! Она же не ворует, не грабит! Никому не делает плохого! Просто -  жить и выжить! Жить и выжить!
 
    Тяжело поднявшись, она вышла на рынок. Закупила продукты. Позвонила работницам.
   Через полтора часа  в столовой уже сидели клиенты. В столовой вкусно запахло шурпой, лагманом. В котле уже доходил плов.
    После пожара сельчане стали по-другому относиться к Ларисе. Верно говорят, что пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Ларисе помогали всем селом восстанавливать дом, убрали все обломки, вынесли мусор. Женщины помыли окна, стены. Но жить пока в этом доме Лариса не решалась. Да и Евдокия Ивановна не пускала:
       - И не думай, девочка! До лета поживи у меня, а там будет видно. Нечего наперед загадывать! Девчонки пусть в тепле да уюте живут. Нечего их морозить. В доме все надо  заново восстанавливать!
 
     Прошла осень. Наступила зима. В этом году, как никогда выпало много снега. Дороги не чистили. Лариса частенько была вынуждена ездить на автобусе. Машина не могла выехать на трассу. Вот и сегодня, только забрезжил рассвет, а  она уже шагала к остановке. Возле кладбища она увидела темную фигуру. Сердце екнуло. Лариса приоткрыла сумку, в которой был пакетик с горьким молотым перцем. На случай, если нападут, бросить нападающему в глаза. Фигура направилась к ней навстречу. Лариса похолодела. Сердце отбивало барабанную дробь. Но поравнявшись с ней,  мужчина  пошел дальше. Лариса облегченно вздохнула. На снегу дымилась лунка. Он просто справлял нужду!
      - Надо же! Я скоро от своей тени начну шарахаться. Всего боюсь. Надо взять себя в руки, - весело думала Лариса, шагая к остановке.- Вот напугал! Дурак, нашел где мочиться! На кладбище! Как только не боится осквернять такое место!
         Прошли годы. Анюта закончила школу. Отлично сдав экзамены, поехала в Москву поступать в Щукинское училище. Красивая девочка еще в школе прекрасно играла  в драмкружке. Выступала и в роли Джен Эйр по книге Шарлотты Бронте. Играла так естественно, что в зале плакали, глядя на горькую судьбу героини. Еще тогда Лариса поняла, что Анюта, наверняка, выберет  профессию актрисы. И она не ошиблась. Только после выпускного  вечера Анюта призналась  матери, что будет пытаться поступать на актерский факультет в Москве. И поступила с первого раза. Когда прочитала «Письмо Татьяны» из поэмы Пушкина, члены жюри молча зааплодировали…

      Евдокия Ивановна так и не пустила Ларису с детьми жить у себя дома.  Заставила продать дом, который принес Ларисе столько горя и слез и полностью переписала свой дом на Ларису:
      - Ты мне как дочка! У меня никого нет, кроме тебя и девочек. Когда я умру, продай дом и переезжай в город. Ты умная, на лету все схватываешь. С твоими деловыми качествами ты далеко пойдешь, верь мне! Только не оставайся в селе! Тут тебя  съедят  завистливые бабы. Да и мужиков подленьких хватает! Только не опускай руки, иди вперед, что бы не случилось…
 
     С каждым годом старой женщине  становилось все хуже и хуже. Давление зашкаливало за 200. Сердце семидесятипятилетней женщины то грозилось выскочить из груди, то затихало совсем. Несколько раз Лариса вызывала скорую помощь и Евдокию Ивановну в очередной раз клали  в больницу.
    Мудрая, добрая женщина умерла  не дожив до 76 лет два месяца. Хоронить Евдокию пришли все селяне.
 
       Лариса долго не могла оправиться после смерти второй матери. Люба помогала сестре с поминками. Но, то ли зависть, то ли еще что-то, но сестра была Ларисе как чужая. Долги  Лариса еще до пожара вернула сестре. Та молча посмотрела на деньги и почти вырвала их из рук Ларисы.
      - Разбогатела  я вижу! А  родной сестре не можешь помочь с деньгами? Вон и машину прикупила! А у меня, по твоей милости, даже коровы нет! Другая бы руки мне целовала, что тебя оттуда вытащила! Жила бы до сих пор в своем Узбекистане!
 
    На следующий день Лариса привезла ей все деньги, что наскребла дома, на корову. Люба молча взяла их и ни слова не говоря, отвернулась.
    Через два года после смерти Евдокии, Лариса стала присматривать дом в Воронеже. Обошла все дома и только на окраине города нашла небольшой старенький домик, на который ей хватало денег. Хозяин дома, немолодой мужчина лет шестидесяти взял залог. Оформление  купли-продажи взял на себя. Через три  месяца, закончив  ремонт в новом доме и  продав дом  покойной Евдокии Ивановны Лариса вместе с Машенькой переехали в город.
 
        Лариса никак не могла уснуть. Воспоминания о прошлом будоражили мозг. Бил озноб.
      - Нервы никудышные! – Подумала Лариса. Она поставила портрет старой женщины, где она улыбалась Ларисе всеми ее мудрыми морщинками, на тумбочку возле кровати. – Дорогая вы моя, как мне плохо без ваших советов! Что мне делать? Я так боюсь этого Самойлова! А вдруг он узнает меня, вдруг он захочет избавиться от  свидетеля, начнет преследовать?
          Выпив валерьянки, Лариса снова легла спать. Сон улетел. Воспоминания лезли друг на друга, не давая ей уснуть…
 
          Вспомнилось, как она начинала работать в городе. Как взяла в аренду старую столовую в  центре города и начала благоустраивать его. Через два года, хозяин, увидев, что у Ларисы дела пошли в гору, натравил на нее санэпидемстанцию и столовую  закрыли. А сам, потом, наняв работников, стал там работать. Но через год обанкротился и вновь вызвал Ларису, умоляя ее вернуться  назад. Естественно, Лариса отказалась. Тогда она поняла, что ей нужно выкупать старенькое здание и уже в своей столовой благоустраивать и открывать кухню.
 
      Сколько ей пришлось еще выстрадать, пока все ее мечты осуществились. И вот, теперь у нее свой ресторан! И наверно на хорошем счету, если в ее ресторане справляют праздники богачи!
          Лариса не обманула Самойлова, что хочет съездить домой, в Узбекистан. Близкая подруга сказала ей по скайпу , что ее бывший муж спился и где-то бомжует. Лариса не могла этому поверить, чтобы ее Димка, красавец , гордый и  сильный духом мужчина, мог опуститься до такого! Она сама не могла понять себя. Что ею двигало? То ли любовь к нему, то ли жалость? Но она не допустит, чтобы отец ее девочек валялся у людей под ногами. Даже представить такое, ей было больно! Она поедет за ним. Она обязательно найдет его и привезет к детям!

         Да и в Узбекистане надо было взять кое-какие справки.  Ведь через пять лет – она пенсионерка! Обалдеть! Лариска и пенсионерка! Лариса сама себе улыбнулась.
       Утром, поручив все дела своему администратору Галине, молодой, деловой женщине, она поехала к дочерям. Анюта работала в местном театре артисткой. Красивая, талантливая актриса была очень популярна в городе. На ее спектаклях всегда был аншлаг. Муж, тоже был актером. Детей пока молодые не решались заводить, сколько не ругала их Лариса, все было напрасно.
 
          - Встанем на ноги – потом! - был категоричный ответ, - надо делать карьеру! И в Москву! Не жить же нам все время в этой дыре!
        Машенька тоже жила в гражданском браке. Закончила филологический факультет и работала в школе учительницей. Лариса, навестив дочерей, поехала на вокзал и взяла билеты в город, где прошла ее юность, где родились ее девочки. Город, который ей подарил человека, любовь к которому она пронесла через всю свою жизнь! Город, в котором было у нее  очень много настоящих друзей!
               
                16.02.2015.