5 Измышления перестройщиков

Юрий Игнатюгин
               


         В перестроечные времена все что-то перестраивали и, наконец, придумали трезвость, а за ней Коэффициент Трудового Участия. Предложили и нашему коллективу принять участие. Я принес начальнику цеха Михайловичу роман газету с рассказом Серикова. Несмотря на неблагозвучность фамилии, этот Сериков уже давно применяет нечто подобное. Именно он придумал голосование «в шапку». То есть, в конце месяца собирается коллектив и голосует, бросая в шапку бумажку с плюсом или минусом. Но по каждому человеку.  В этом вся соль идеи выведения КТУ. Потому, что невзирая на должность. Приводит пример Сериков - когда он увлекся выездами на симпозиумы и слеты и, вернувшись, не обнаружил в шапке много плюсов, зато много минусов. Понял и внял, и не стал надолго отлучаться из коллектива. За то и получил Героя. Соц. Труда.
   Михайловичу Сериковский метод не подошел. КТУ метод был утвержден сверху и выводить этот коэффициент конечно же должен начальник. Доверь-ка рабочим назначать премию начальнику! Какая глупость! - Рассудил наш шеф.
 Демократия в нашей стране не скоро наступит – это даже сейчас, в 2015 году, неясно – когда именно.
   Мужикам я пересказал идею Серикова, и мы дружно представили, какие бы выставили оценки мастерам и прочим замам…
    И вот, чтобы повысить себе КТУ, мы, по подсчетам мастера, должны всегда, то есть ежемесячно, работать сверхурочно. Не все, а только те, кто отработал свои восемь часов, и, по мнению мастера, или по вине руководства, не выполнил «норму». Норма электрика – понятие растяжимое! Ты можешь пробить дыру в бетонной стене отбойным молотком, а можешь ломом – время на это отводится одинаковое, а цена вообще смешная – два – три рубля. (был случай, когда два моих рабочих били отверстие в фундаменте подстанции полмесяца. Сколько монтажа и десятков кубов я им приписал, уму непостижимо. Но свои двести десять они получили.)
   Пришлось и мне как-то повышать свой КТУ – мой производитель работ – такой же работяга – стукнул мастеру что я недостоин. И хотя у меня было аналогичное мнение относительно этого производителя, мастер меня не спрашивал, а рекомендовал выйти на три часа после работы. Я и вышел, то есть остался. Хотя для меня это нож в горло! Ну не понимаю я, почему нельзя организовать работу так, чтобы я мог уехать на автобусе вместе со всеми, а не шлепать по грязи до города в темноте.
   Разбирали мы склад магнитных станций. Огромные такие пускатели с торчащими во все стороны частями лежали на стеллажах и цеплялись за все выступы, не соглашаясь покидать десятилетиями налёжанное.  Мы с Володей складировали их в огромный поддон. Уже и почти наполнили, как выяснилось, что у него КТУ повысился, и он «был таков». Остался я, и клятый, почти заполненный поддон. Настроения никакого работать уже одиннадцатый час вместо положенных восьми. Но в журнале должна стоять роспись в нужное время и, значит, кидай и грузи!
   Вот загрузил и застропил за четыре проушины, вложив в петли отрезки труб. Позвонил по телефону наверх и попросил кран подогнать. Кран пришел и я, зацепив, поскакал наверх, куда, собственно и нужно было поднять этот короб с оборудованием. Пока я поднялся, крановщица уже натянула троса, и я дал отмашку поднимать. Поддон пошёл вверх, и я уже мысленно бежал в душ… Вдруг контейнер накренился и со страшным грохотом – тонны две – ляпнулся на бетон. И я побежал в душ…
   В понедельник писал объяснительную, а так как я их пишу редко, то никогда не соглашаюсь с обвинением меня, и у меня, и в этот раз тоже, были виноваты все - крановщица, что не подождала, стропы с петлями вместо крюков, да ещё и завитые в пружины, мастер которому приспичило уставшего за неделю меня, бедного, заставить работать сверхурочно… И ваще все виноваты, включая самого Михайловича.
   Почитал начальник мое обвинение и отпустил меня с миром. Без соответствующего КТУ. И премии.