Основы православия. ч. 4, г. 24 продолжение

Борис Ляльченко
2. Враждебным Христу миром называются установившиеся греховные обычаи и всеобщие в той или другой среде ложные и нечистые понятия, соединяющие общество в недобром настроении и потому во враждебном отношении к проповедникам истины и ревнителям правды и добродетели евангельской.

3. О внутреннем содержании мирской жизни, т.е. проводимой обществом людей, не подвизающихся в благочестии, апостол Иоанн пишет: "Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего". (1Иоан.2:15,16).

4. В блаженствах Евангелия называются главные выражения вражды к проповедникам Христовым и праведникам: ненависть, клевета и изгнание.

5. Выражением ненависти есть ругательство или поношение. Отчетливо сия мысль выражена Спасителем в изложении Его блаженств у евангелиста Луки: "Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого". (Лук.6:22).

6. Сам Господь, как подвигоположник праведников, испытывал все гонения на Себе Самом: "Если мир вас возненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидели… Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше". (Иоан.15:18,20).

7. Спасителя изгоняли жители Гадаринские, хотя и почтительно; понуждали удаляться иудеи, берясь за камни; вывели за город с целью сбросить Его с горы жители Назарета.

8. Враги называли Спасителя ядцею и винопийцей, говорили, будто Он изгоняет бесов силою Вельзевула князя бесовского; на своем беззаконном суде собирали против Него заведомых лжесвидетелей и хотя не могли добиться ни одного вероподобного обвинения, но, приведя Его к Пилату, сознательно клеветали на Него, говоря: "Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем". (Лук.23:2).

9. Девятая заповедь блаженства утверждает, что желающие блаженства должны быть готовы с радостию принять поношение, гонение, бедствие и самую смерть за имя Христово и за истинную Православную веру.

10. Подвиг, требуемый сею заповедию, называется Мученическим.

11. Чтобы устоять в сем подвиге, если Бог потребует его от нас, Христианин должен возращать в себе добродетели:

    Во-первых, надежду на близость к нам Господа, сказавшего исповедникам веры: "Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противостоящиеся вам". (Лук.21:15).

    Во-вторых, всегдашнее послушание Богу и своей совести или верность своему Господу при мысли о временности и суетности всего земного, как научает нас ап. Иоанн: "Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек". (1Иоан.2:17).

    Тому же научает нас Сам Господь: "Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, Того бойтесь (т.е. Господа Бога). (Лук.12:4,5).

12. Пострадавшим за веру и благочестие Господь обещает: "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах".

13. Радовались среди гонений Апостолы, испытав темничное заключение и биение от Синедриона иудейского, "они же пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие". (Деян.5:41).

    В своих посланиях Апостолы неоднократно увещевают христиан радоваться о Христе всегда, а особенно в скорбях, за Него претерпеваемых: "Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас". (1Петр.4:14). И действительно бесчисленные мученики ликовали среди ужасных страданий, как повествуют ныне их жития.

14. О совершенном увенчании мучеников после кончины Апостол Иоанн открывает нам, что видел на небе под жертвенником пред лицем Божиим души избиенных за слово Божие "и им даны были белые одежды". (Апок.6:9-11).



Глава 25. Заключительная. О подвигах благочестия.


1. Когда старцы рассуждали о наиболее потребной для отшельников добродетели и одни указывали на смиренномудрие и послушание, другие - на целомудрие, пост и проч., преп. Антоний Великий сказал, что все эти добродетели вожделенны, но они не приведут подвижника к спасению, если не будет у него или у его руководителя еще одной добродетели, которая так же необходима при прочих, как соль при разнообразных снедях. Эта добродетель именуется рассуждением.