Левиафан - триумф национального самоуничижения

Александр Козловцев
       «Левиафан» – триумф национального самоуничижения.

       «Левиафан*» – криминально-бытовая драма девяностых годов с портретом Путина… Но лучше этот жанр охарактеризовать как «чернуха» или на западный манер «трэш», что буквально значит - мусор. За последние пол века наснимали огромное количество фильмов в эстетике тотального негатива, где главная преамбула – «человек человеку волк». Можно уверенно говорить, - зритель иной раз испытывает слабость опуститься на дно человеческой инфернальности. Фильмы такого рода не только «достояние» отечественного кинематографа. Европейское кино и около голливудская жизнь тоже наплодила множество таких фильмов. Широкому зрителю они неизвестны в силу того, что не являются прокатными. В сети их можно найти, и даже с русским переводом, достаточно кликнуть «авторское кино».

       Вернемся же к фильму «Левиафан». Почти каждая сцена – это употребление алкоголя до невменяемости (если пить горькую в таких количествах, то проблемы придут сами собой) и непотребная речь. Драматургия скручена жгутом, но ее легко раскрутить: главный герой хочет отстоять свое имущество, но прежде всего свое достоинство; мэр хочет хапнуть чужое; друг главного героя соблазняется женой главного героя; женщина ищет более сильного и обеспеченного мужчину; второстепенные персонажи находятся под прессом власти; власть светская сращивается с властью церковной; низшие чины ненавидят  высшие. Тут каждый сам за себя, каждый хочет выстоять в войне всех против всех, но кто-то хочет если не выйти победителем из борьбы, то, как минимум выжить.

       Размышляя над сюжетной линией фильма «Левиафан» хочу расширить древнеримское высказывание «Homo homini lupus est» - «Человек человеку не только волк, но и свинья». Вот так и герои фильма - «Аки свиньи в собственном калу…»

       Игра актеров вызвала у меня только положительные отклики. Есть лишняя динамика в некоторых мизансценах, но это вопросы не к актерам, а режиссеру. Вульгарные** диалоги – прием для достижения большей реалистичности (жизненности) происходящего (по началу от этих диалогов коробит). Городские съемки и съемки в помещениях, в частности, в зале суда, больше напоминают работу телеоператора, нежели киношника. Если бы не широкий формат: дальние планы и панорамы, могу утверждать на сто процентов, фильм бы стал заурядным, похожим на одну сюжетную серию криминального сериала. Суровая красота севера – очаровательная натура. Режиссер сделал правильный выбор: красивые пейзажи, созданные Творцом становятся противовесом человеческой суете и уравновешивают восприятие зрителя.

       Во время просмотра слышал голоса молодых людей сидящих за мной, - «Жизнь такая…». Страна большая и много чего происходит в ее дальних уголках, да и в самой столице предостаточно драматических историй. Сам могу привести вопиющие примеры все из тех же девяностых.

       Мне же все-таки хочется высказать не о самом фильме, а о реакции на него западной культуры - положительная критика, призы. Возникает естественный вопрос: - Что от наших авторов ждут на Западе? А ждут одной единственной драматургической завязки: человек против власти или наоборот - власть против человека. Свое собственное открытие – философию экзистенциализма Запад узурпировал, и ему нет дел до внутренних проблем человека живущего в России. Западу подавай противостояние личности и власти, ведь власть в России, по мнению того же западного мира, всегда тирания. В фильме есть сцена, где мэр выпивает-закусывает! с архиереем на фоне копии фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря». И вот из уст священника звучит фраза: - «Всякая власть от Бога». Чиновник жаждет услышать эту фразу вновь и вновь, чтобы оправдать все свои противозаконные действия.

       Всякая власть от Бога… Из этого следует, что перед всякой властью нужно трепетать.
У меня же другая расшифровка фразы: «Всякая власть от Бога». Заключается она в том, что за каждое проявление власти придется отвечать власть имущему, и отвечать перед Богом, ибо вся власть от Него; Он дает власть и за нее спрашивает. Но это уже мои размышления напрямую несвязанные с фильмом.

       Одна из последних сцен фильма – архиерейская проповедь пастве в храме построенным на пожертвовании мэра. Тема проповеди: «Правда и ложь». Звучит цитата Александра Невского: - «Сила в правде…». Зритель видит сращивание власти светской и власти церковной от чего темные краски киноповествования сгущаются еще больше. Нет заступника простому человеку на земле. И чтобы выжить, надо преклониться перед Левиафаном.

       Итак, делаю неутешительный вывод: если автор хочет быть замеченным на Западе, то он может смело брать фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» как образец. Там ждут нашего очередного самобичевания. Там желают видеть Россию пьющую, коррумпированную, деградирующую.

       P.S.: От просмотра смутные ощущения и фильм долго не отпускает.


       * - «Левиафан» - на иврите значит «свитый», «скрученный».

       ** - «Вульгарный» -  от латинского vulgaris - буквально общенародный; грубый, слишком развязанный.


                14 февраля 2015г.