Сказка - быль, да в ней - намёк...

Людмила Палехова
   Известная и  любимая мною актриса Светлана Крючкова, имея большой жизненный и творческий опыт, в дном из своих интервью высказала удивительную мысль, что некоторые люди умудряются существовать, не имея души. Это откровение стало для меня открытием: оказывается, в мире тел больше, чем душ! Это был культурный шок.
   Посудите сами: все виды искусства и творчества обращены к душе человеческой и призваны воздействовать на неё, будь то музыка, живопись, поэзия, театр или кино.И в то же время в русском языке присутствуют такие слова, как "велико-душный, равно-душный и без-душный". А если есть слова, то они описывают совершенно конкретное явление: такие люди есть! Все мы с ними встречались так или иначе, просто не обращали внимания на эти личностные особенности. Ведь бывает, что кто-то не в меру умён, но при этом бесчувственный, как камень, а кто-то чувствительный, мечущийся, страдающий, но "без царя в голове" - "безбашенный", "пустоголовый"...
   Наши же предки абсолютно естественно и точно видели, осязали и управляли тем, что мы сейчас называем общим словом "душа". Это их вИдение и вЕдение было настолько простым и обыденным, что говорить что-то ещё не было необходимости. А для детей, неразумных и неопытных, всё устройство мира и человеческого сознания описано в сказках.
   Ну, вы знаете: там герой (а это - я сам) попадает через провалище (дыру, колодец, пещеру) в особый неведомый мир (мир тонких энергий и подсознания) и проходит с различными испытаниями по очереди все три царства (а это, условно говоря, три ядра сознания в нашем теле) - медное, серебряное и золотое - душа чувствующая, душа животная и мудрость (сердце, живот и голова). Правят там три девы: Дева Обида, Дева Боль и София Премудрая (или безмолвная, потому что "без молвы"). А помогает ему в путешествии к самому себе всем известная Баба Яга - костяная нога, потому как одной ногой она находится в мире людей, а другой стоит в потустороннем мире - мире дУхов. Ведает она законы устройства того и этого мира, непроявленной и явной реальности. И никого наша Яга не съела и не покалечила, а только помогала и направляла, как сведущий проводник и пограничник между мирами: там ведь и заблудиться недолго...
   И только тот, кто прочувствовал, нашел в себе душу - живую, которая отвечает за выживание телесное; а также душу чувствующую, которая любит и страдает; и мудрость, которая без опыта невозможна, только он становится царём в своем теле и в своей судьбе и жизни, хозяином своей земли и данного слова. Человеком с головой на плечах, совестливым и милосердным.
   Низшие животные прекрасно обходятся одной животной душой - жИвой, повинуясь рефлексам и инстинктам. Высшие животные, кроме решения задач выживания вида, умеют обижаться, ревновать, любить или презирать. Им подвластны два царства - медное и серебряное. И только человек, обладая всеми тремя ядрами сознания, слитыми в триединство "душа-тело-дух", способен мыслить и чувствовать высокими
категориями: совесть, достоинство, долг, ответственность; может изучать и оперировать логическими, математическими и другими научными понятиями и законами.
   Мне посчастливилось однажды воочию наблюдать скоморошью забаву по обращению человека в двух-ядерное существо - медведя, коня или журавля. Причём очертания тела вроде бы не меняются, а сущность становится другой... Со стороны это заметно внимательному глазу. Видишь, но веришь и не веришь одновременно...
   Дело было в Заповеднике народного быта на Святочном семинаре, как очередная обучающая работа с сознанием. Просто Иван Скоморох берёт и опускает лёгким прикосновением рук верхнее ядро сознания куда-то внутрь тела нашего Кирилла, и он начинает действовать и выполнять простые задания, исходя из другой, медвежьей логики. Народ покатывается со смеху, наблюдая со стороны. Причём сам Кирилл всё абсолютно осознаёт и понимает происходящее, понимает и то, что (с его предварительного согласия) ведущий "перевёл" его в медведя на какое-то время. Игра заканчивается, Кирилла "превращают" снова в знакомого парня, поднимая высшее ядро сознания на прежнее место. И это как-то видно!
   Таким образом, "знающие" люди могли в ярмарочных гуляниях использовать это своё умение "обращать" людей в зверей на забаву публике, ничуть не кривляясь и не фиглярствуя. Там всё по-настоящему! Поэтому и восторг зрителей неподдельный, искренний, а хохот и рукоплескания - безудержные и радостные.
   Потом Кирилл рассказывал, что был случай, когда они с ребятами пробовали друг на друге подобные "фокусы", а напарник взял и вышел из помещения, где проходили занятия.
   - Вот это был ужас!!! Как же я теперь?! - перепугался бедняга не на шутку, оставшись в "шкуре" медведя без помощи. Ведь самому-то себя "превратить" обратно ещё суметь надо... Для этого мастером надо быть. И такие мазыки-скоморохи, несущие в себе "хитрую науку", бродили по дорогам Российской державы под видом офеней-коробейников, торговавших разным мелким товаром - иконами, книгами, нитками и пуговицами. Это про них, родимых, до сих пор иногда поют по хмельной лавочке "Эх, полным-полна моя коробушка, есть и ситцы, и парча!"
   В Ивановских ситцах и в парче щеголяет наша Русь-матушка и по сию пору! Широка русская душа, да иноземцу неведома. И недаром наши песни и сказки находят отклик где-то в глубине души, на самом её донышке! Что-то там отзывается:
   - Истинно так! Я же знаю!
   Потому и завораживают, и убаюкивают, и вразумляют... Потому что всё там по-настоящему: и превращения, и радость, и наслаждение от побед!