Маша

Наталья Юрченко 7
   Пять лет я работала в санатории-профилактории, расположенном  на берегу Лены, недалеко от посёлка Сангар.  Как-то в моё дежурство на крыльце спального корпуса появилась крупная, грозного вида собака. Был новый заезд отдыхающих и она явно имела хозяина. Все с опаской ходили мимо  в столовую и на процедуры. Так было с неделю. В одну из смен я заметила кровь на  лапе у замёрзшего и полуголодного животного. А на улице буквально жал всё сильнее и сильнее мороз.
   
Когда стемнело и отдыхающие улеглись спать,  не выдержала и впустила собаку в корпус, устеленный ковровыми дорожками, хоть сильно боялась её сама . Объяснила, что сидеть надо у моих ног за загородкой, чтобы не видно было никому. Собака всё поняла и выполнила. Мы неплохо отдежурили так ночь, подогреваясь камином. Утром пораньше  спровадила её на улицу. На следующее  дежурство, через двое суток, мы уже были друзьями. Так же запустила греться в корпус, боялась уже меньше. Лапа её почти поджила. Отдыхающие всё-же опасались такую «дежурную».

Оказывается, хозяйку внезапно в командировку  отправили. Ею оказалась миловидная, коренастая буряточка, работающая на руководящей должности. Когда кончился заезд и вселились новые отдыхающие, собаку пришлось  взять к себе домой. 

К возвращению хозяйки Маша ко мне уже привыкла и осталась у нас.  А  сделать  это было непросто, ведь в той семье, где тоже был один сын чуть старше моего, её любили. Да и  жили они в благоустроенной квартире. Я же в тот период - без удобств в четырёхквартирном  доме, и Маше приходилось  частенько на цепи  охранять. Жила у нас и кошка. Как-то они одновременно принесли потомство. Несколько Машиных собачат и несколько котяток. Вот ведь повезло.
Но эти милые существа  разнообразили  жизнь.  Кошка шипела на щенков, спину выгибала, а вот Маша наоборот к котятам, -  по-доброму. Они её, такую крупную,  всё-таки помесь овчарки с лайкой, не боялись. А ведь могла  проглотить и не заметить. Подойдут к Маниной морде, подставят спинки свои хрупенькие, та лизнёт их  язычищем мокрым, все довольны и радостны. Подросли, раздали помаленьку всех. Щенков особо жалко отдавать было кому зря. Поэтому я даже отказывала желающим. Всё же уступила просьбе одного, вроде серьёзного человека. Пришёл и выпросил двух щеночков. Отдала, но потом  люди пояснили, зачем берут двух. Вот  переживала. А ведь уверял… На унты их растят одинаковых. Я точно так и не узнала правду, может он и не на унты, но расстроилась.

Как-то сын со школы пришёл весной, он в третьем классе учился. Смотрю, - во дворе у крыльца копошится соседнего двухэтажного дома. Стала звать, а он отвечает что-то своим голосочком и не идёт.  Оказывается, щенка  спасал чужого. Тот примёрз под крыльцом ко льду. Так и погиб бы. Но сын стал спасать, и ему помогли взрослые, принесли воды горячей, снег растопили.
Когда Маша бегала свободно, никого не трогала, - сама мирность. А только стоило её на цепь привязать, становилась зверюгой неподкупной ни на какие приманки, никому спуску не давала. Хороша была в этом плане и умница. Дело своё знала. В наш двор бежали откуда-то к ней чужие щенки. Что ты будешь делать? У нас своих полно, тут чужие ещё. Кое-как отвадила. Но один -  никак. Лез всё-равно к нам. Я и так, и сяк. Пришлось хозяев ему искать. Предложила медсестричке профилактория, буряточке, и её мужу. У них тоже дом в частном секторе, держать можно. Как-раз в это время их бывший пёс куда-то делся. Взяли они этого щенка. Через некоторое время я побывала у них в гостях и не узнала в этом откормленном, выхоленном огромном псе ту кроху. Тут ещё их соседка пристала:               
- «Скажите, где вы этого щенка взяли? Может там ещё такой есть или будет?               
- «Я совсем не знаю, чей он, прибился сам и всё…». Оказалось, шерсть с него прекрасная для вязания шарфов и носков лечебных. Вот и отдала, называется. Потом сама рада была хоть немного шерсти с него на носки ребёнку и на шарфик, чтобы ангиной не болел. Да не было  вроде у них. Вот как бывает. А куда  было их разводить-то, и кто знал, что он таким окажется? Мне, умеющей вязать носки, варежки, имеющей на дежурстве для этого время, само небо посылало возможность подработать. Отдыхающие бы и покупали.  Но в советское время стыдно считалось торговлей заниматься подобной. Вот елки-моталки, вечно у меня какие-то принцыпы, а надо было делать, как нам лучше.
Алименты были символические сначале после развода, потом совсем прекратились. Мы нуждались временами очень, ведь ещё за музыкалку платить приходилось сынишке. Так Маша это поняла и решила нас подкормить. Зимой несколько раз я утром находила на крыльце под дверью по очень жирной курице. Откуда они, было ясно, сосед из двухъэтажки сарай рядом с нашей теплицей поставил и разводил там живность. А этот сосед и так был груб со мной очень, а тут ещё такое. Я брала скорее со стыдом этих курочек и на помойку относила, ведь дохлые, как есть? Хоть очень хотелось курятинки, но не могла я такое варить почему-то. Машу очень ругала, а она опускала глаза и смотрела потупившись. Видно корила меня, скажет: «Мать ты или нет? Корми ребёнка, глупая». Даже сосед потом высказался: "Ты хоть вари их, жирные  куры-то…». Они с женой из окна видели, оказывается, как я с крыльца убирала. Но удавленных я не могла, почему-то. Удивительно, что сама собака их не ела, - нам приносила.
Незабываемо смелая коза была ещё у этих соседей. Все люди боялись мою Маню, а она - нет. Прямо смело подходила к разъярённой на цепи собаке, которая была очень удивлена такой наглостью, и начинала есть из её миски. Видеть надо было выражение собачье!... Но приходилось смиряться и терпеть такое козье хамство, ведь рога..., ничего не поделаешь.
Машу мою  травили, - вылечилась. А однажды прибежала она вся в крови, израненная дробью. Вызывала я ей, милой, ветврача. Прописывал лечение, помогло. Такая умница и красавица. Моешь пол на кухне, скажешь:               
- «Машь, отойди», - так встанет и отойдёт на другое место. Уши стоят, гордо голову держит. Прямо взяла бы и бусы ей одела на эту шею. Красавица. Проходу ей от кобелей не было. Куда пойдём с ней, так следом целый «кортеж» псов разного калибра. Однажды в очередной раз ощенилась наша Маня несколькими. Последний был особого окраса, ярко-рыжего. Так собака прямо по-человечьи всей мордой своей прекрасной и во все белые зубы смеялась. Прямо глядела на него и молча смеялась. Вот какая была. Если бы я верила в переселение душ, то сказала бы, что это настоящая красавица и умница в шкуре собачьей. Но я в это не верю. Как и в то, что у животных только инстинкты. Они, как правильно говорят якуты, - народ, только другой народ, маленький. Но у них не так всё примитивно, как люди себе в оправдание придумали. У них есть свои нормы поведения и прочее, свои понятия и переживания. Как-раз то, что необходимо знать  при их обязанностях и условиях жизни. Каждому такому народу и народцу свыше даны свои знания. Маня меня тоже воспитывала иногда, проучала за плохое, с её собачьей точки зрения, поведение.               
Идём мы с ней летом в магазин, она кошку увидела и давай разрываться яростным лаем. Та на заборе бедная вся трясётся, а эта её почти уже сожрать готова. Мне кошку жалко, но отогнать не получается. Пришлось взять палку и ею отогнать Машу. Глянула она огорчённо на меня вполне человеческим взглядом и обиделась. Убежала, и с концом, ... нет её нигде.
               
Мы обыскались с сыном. Я уже через неделю слёзы лить начала, горюем оба о Мане.  Себя корю вовсю, что так с ней поступила и палкой чуть не ударила за какую-то драную кошку (с собачьей точки зрения). Прошла ещё неделя и мне знакомый подсказал искать у прежней хозяйки. Пришли мы с сыном к тому дому, дождались хозяйку с работы. «У нас она», - неохотно ответила женщина. Она грустила о том, что собака ушла к нам до этого, когда она в командировке была. Не хотелось ей отдавать Машу  и сейчас.
- «Давайте так сделаем: к кому она сама выберет идти».
               
    Мы зашли в квартиру благоустроенную на первом этаже. Прямо у двери в прихожей барыней лежала Маша на подстеленной ей мягкой и почти новой телогрейке. Да..., тут условия  шикарные, не то, что у нас, ведь  прихожая холоднющая, хоть и печку топим.  Эх, не пойдёт к нам Маня после этого комфорта. Да и кормят её здесь небось отлично, а мы...Отходы пробовала брать с кухни на работе для неё, но там другие сотрудники разбирают.

-«Ну что, Маша, у нас останешься?», - как к подруге обратилась прежняя хозяйка.

Она надеялась, что собака выберет их семью. Маша заколебалась. Ей не хотелось уходить явно. Но, я поняла её взгляд: как мы без неё? Можете обвинить меня в излишней фантазии, но я уловила мысли взрослой собаки с жизненным опытом. Она пожалела моего сынишку и меня, знала, как нам трудно одним совсем в таком суровом краю и в постоянных проблемах. Маша поняла, что без неё нам никак и пошла с нами, оставив тёплые и шикарные условия. Эх, Машенька, самоотверженная душа, спасшая мою жизнь несколько раз в опасностях.
               
Наконец мы переехали в Геолог в малосемейку на втором этаже. Здесь выяснилось, что живущий на нашем  этаже молодой мужчина был самым первым хозяином нашей Маши. Я сначала ему не поверила, зная прежнюю хозяйку собаки. Но он уверенно называл незнакомое имя и гладил Машу: «Мой щенок был. Потом я на материк уехал, она осталась…». Ладно, кто его знает…Здесь у собак нелёгкие судьбы. Хозяева уезжают совсем, они остаются одни одинёшеньки в суровейшем климате.
Маша часто бегала в тайгу, расположенную совсем рядом, за зайцами охотиться. Мы переживали за неё, чтобы не попалась в капкан. Всё-же пришла однажды с окровавленной лапой.
   В магазин «Северянка» шли мы с сыном как-то весной. Ну и Маша с нами, разумеется. Я её всячески просила не бежать за нами. Куда там!? Cтыдно идти в таком сопровождении, ведь опять штук десять следом увяжутся. Бесполезно, бежит и всё. С таким "хвостом" идти и людей смешить?… Я  не выдержала, взяла камешек и бросила в неё, отгоняя. Всё, обида… При женихах и так позорить? Глянула на меня знакомым уже взглядом, повернулась и убежала. Опять на несколько дней. Опять наши страдания, поиски… Приходит. Мы с распростёртыми объятиями: «Маша, миленькая, где же ты была?».             
Перед продажей однушки  и отъездом нашим на материк, погибла Маша. Есть у меня серьёзное подозрение, кто и почему ..., но это другая и очень печальная история. Лучше было Маше остаться у прежней хозяйки, но она  выполнила свою благородную собачью миссию на земле. Если бы животные имели возможность быть воскрешёнными для вечной жизни, то наша Маша...