Директор и хозяин

Леонов Юджин
     К столетию написания труда Владимира Ильича Ленина «Развитие капитализма в России», который вышел, как вам известно, в 1899 году, мне хотелось написать нечто похожее на этот циклопический труд. Вековой юбилей был бы достойным поводом провести аналогичный анализ. Экономика России за сто лет крутнулась вокруг оси и снова влетела в старую колею. Трудно, но как хотелось бы дожить до очередного кувырка нашей непредсказуемой политики, которая, по меткому выражению товарища Ленина, является концентрированным выражением экономики
Однако в отличие от развития капитализма в России ХIХ века, развитие капитализма в ХХI веке проходит по совсем другому сценарию. Наученные горьким опытом революционных процессов, современные олигархи предпочитают утаивать истинное положение дел. Поэтому Ленин вряд ли сумел бы собрать сейчас ту огромную массу материала, которая позволила ему сделать далеко идущие выводы и предсказать будущее, которому никто, естественно, не поверил. Не поверил, а зря!
     Сейчас многие предпочитают презрительно отзываться о «вожде пролетариата», а на незалежной Украйне усиленно сносят все памятнику этому человеку. Такие действия свидетельствует только об одном: киевские недоумки просто не читали произведения Владимира Ильича.
     Размышляя над таким варварством, никак не можешь понять, с какой стати они такое творят. Цели майдана и его цели буквально совпадают. Ильич так любил петь марсельезу: «Отречёмся от старого мира, отряхнём его прах с наших ног!». Он сумел прогнать министров-капиталистов, или, как их сейчас называют, олигархов.  А вот майдан, прогнав одних, посадил себе на шею других.
     Киевские революционеры без причины считают его своим врагом. Вероятно, они не знают, с каким пиететом он относился к «нашим украинским товарищам», как он их любил! Ради них он создал горячо любимую всем советским народом «Украину золотую», отняв у России наилучшие земли. А, может быть, они считают его русским оккупантом? Так вот, докладываю: в жилах Владимира Ильича нет ни капли русской крови. В нём намешаны гены калмыков, евреев, датчан, шведов и ещё кого-то, но только не русских.
     Так почему же он стал на Украине врагом номер один? Это неразгадываемая украинская загадка; и её надо отнести к великим тайнам прошлого.
     Товарищ Джугашвили тоже поупражнялся в описании капиталистических процессов, в частности, в Грузии. В своём эссе под названием, кажется, «К национальному вопросу», он сумел даже посетовать на то, что армянские капиталисты не дают ходу грузинским. Мне остаётся к его сетованиям добавить, что сейчас в России не дают ходу русским не только армянские капиталисты, но также еврейские, узбекские и вообще все, кому не лень. 
     Впрочем, я не хочу сейчас касаться национального вопроса. Лучшая часть русского народа в силу исторических причин оказалась практически уничтоженной, во всяком случае, от его количественного и качественного превосходства в начале ХХ века не осталось и следа. Поэтому я хотел бы из мирка своего мировоззрения взглянуть в будущее, на то, куда приведёт нас путь, избранный «семьёй» великого разрушителя Бориса Ельцина, которому ведь говорили: «Боря, ты неправ!».
     Я не имею возможности количественно оценить результат его разрушительной деятельности по уничтожению советской промышленности, над созданием которой трудились предыдущие поколения.
     В силу недостатка статистического материала я могу только сопоставить подходы к своей трудовой задаче с одной стороны - советского директора социалистического предприятия, а с другой стороны - хозяина этого же или другого предприятия, оказавшегося в его руках благодаря «счастливому» случаю.
Подход новых хозяев к решению такой задачи, а, скорее всего, постановка такой задачи, являются определяющими в развитии не только капитализма в России, но и в выживании самой России в новых исторических условиях.
     Я наблюдал за деятельностью не одного социалистического директора в разные периоды развития и в достаточно широкой области их деятельности.
Помогал я также и в становлении одного вновьиспечённого хозяина.
     Исходя из такого умозрительного, в основном эмоционального материала, я и хотел бы сделать надлежащие выводы. Как бывший научный «деятель», я понимаю, что такой подход является антинаучным, но что-то выше меня, а скорее всего, забота о выживании остатков моего любимого русского народа, заставляет меня поупражняться в этом неблагодарном деле. 
     Итак, какие основные задачи стояли перед социалистическим директором в мирный период жизни советского общества?
     Во-первых, это было выполнение «его величества плана».
     План действующему производству «спускался» сверху – из министерства или его главка и являлся неприкосновенной «священной коровой» социалистического планирования. Директор буквально выпрыгивал из штанов, заставляя инженеров и рабочих выполнить поставленную задачу. Для этого существовали как меры принуждения, так и пряник. Справедливости ради стоит сказать, что эти меры были довольно ограниченными – нельзя было запросто выгнать взашей нерадивого работника и нельзя было достойно премировать передовика производства, ну, разве что повесить портреты того и другого на разные доски – позора или почёта.
     Во-вторых, директору нужно было заботиться о развитии производства: обновлять средства производства, переоснащать его, заботиться о повышении квалификации персонала.
     В-третьих, директор должен был улучшать жилищно-бытовые условия своих работников. Сделать это было непросто – жилищное строительство было ахиллесовой пятой социализма.
     После 1965 года перед директорами благодаря деятельности тогдашнего председателя Совета Министров Алексея Николаевича Косыгина была поставлена и экономическая задача – заботиться о прибыли предприятия. Впрочем, большого значения экономические показатели для благосостояния работников не имели. Зарплаты и премии строго лимитировались действующим законодательством и были едины для всей страны.
     Рабочие специальности ранжировались по разрядам; и, чтобы получать большую зарплату, надо было добиваться большего разряда. Дело это, как вы понимаете, щекотливое, и в силу разных причин больший разряд иногда получал не тот. Зарплата инженеров тоже ранжировалась – всё зависело от того, как «вас теперь называть?» - инженер, старший инженер, ведущий инженер или главный инженер. И уж среди технической интеллигенции бои за присвоение очередного названия должности шли, как на фронте.
     После прихода на просторы нашей необъятной родины «дикого капитализма» ситуация изменилась с точностью «до наоборот».
     Все нерастраченные на строительство социализма силы наиболее шустрые  но, как правило, неумелые, пустили на захват брошенных на волю волн предприятий. Естественно, что члены правящей партии Ленина оказались при делёжке в первых рядах, как вождь им и завещал. Впрочем, он им завещал, кажется, другое. Но во время перестрелок призыв к справедливости был заглушён.
     Итак, когда всё более-менее устаканилось, можно подвести некоторые итоги «перестройки». Так какие же цели ставит сейчас перед собой хозяин захваченного производства? Впрочем, когда я говорю «производство», то я, зная, что все заводы и фабрики СССР разворованы, подразумеваю под этим, как сейчас любит выражаться правительство, «малый и средний бизнес».
     На первом месте этого вновьиспечённого хозяина стоит личная прибыль.
Вот ведь как получается. Этот «хозяин» ни черта не учил основы капитализма, а сразу же уцепил главное в этом непростом деле – нахапать добра как можно больше. Это свидетельствует только об одном – о талантливости нашего многонационального народа.
     О втором и последующих местах в задаче «хозяина» мне даже трудно говорить – скорее всего, их просто нет. Нет, без сомнения, тактические задачи у него имеются – отбиваться от беспардонных налоговых и других органов, от назойливых сородичей, друзей и даже просто от вооруженных дробовиками незваных гостей, требующих участия в «делах». Поиск различных партнёров, желательно противоположного пола, а в подчас и эгейского - модного направления. В отношении кадров задача упростилась до минимума: не понравился – выгнал. Забеременела – выгнал! Не платить же из своих кровных средств «декретные», да ещё за чужого ребенка. А если за своего, но «незаконного»  – тем более!
Об улучшении бытовых условий работника думать не надо – иди, бери ипотеку! Зарплату хозяин сам начисляет, сам и отнимает! Красота!
     А ещё что хорошо в этом «бузинесе», так то, что им можно руководить из-за бугра. Лежишь себе в каком-нибудь Лондоне, а в твоём уральском ночном клубе «Хромая лошадь» резвятся клиенты. Тут что важно? Организовать денежный поток из России в так называемый «оффшор», а потом и в этот самый Лондон. А когда твои клиенты задыхаются в дыму из-за того, что ты вместо штукатурки облицевал свою лошадь горюче-смазочным материалом, так ведь тебя там не было. Ты, вроде бы при делах, но не при «деле».
     Один раз в 1917 году такие хозяева уже довели страну до ручки. И события на Украине показывают, что повторенье – мать ученья. Правда, украинцы, более продвинутые ребята. Как говорил мне один мой начальник - их сородич, «там, где прошёл хохол, двум евреям делать нечего». Но результаты украинской февральской революции 2014 года свидетельствуют об обратном: там, где прошла одна еврейка типа «Тимошенко» (по мужу), семи хохлам делать нечего.
     А особенно хохлушкам. Придут они под ворота тюрьмы, замаскировавшись в древний прикид, с венками на головах, и кричат: «Юля! Юля!». А Юля – воровка, как её окрестила одна баба из Незалежной, наденет фальшивую косу и косит под них. Впрочем, учитывая прагматичный характер этих хохлушек, возможно, они у Юли в доле. Или доля у Юли такая.
     Поэтому нам, как говорил Ельцин, россиянам, надо внимательно, под микроскопом рассмотреть причины майдана и по возможности избежать их.
Но, вероятно, миллиарды долларов, оказавшиеся внезапно в неподготовленных руках, могут сдвинуть и мозги наших «владельцев заводов, дворцов, пароходов». И это мы наблюдаем по телевизору каждый день.
     Так какой же вывод можно сделать из такого ненаучного анализа ситуации? Во-первых, метание от капитализма к социализму и обратно надо прекратить, тем более, что эти понятия в какой-то степени надуманные.
     Во-вторых, надо как-то обобщить, сделать что-то типа единого бизнес-плана из разнонаправленных задач директора и хозяина.
     Однако, чтобы это осуществить, необходимо тщательно и спокойно разобраться с недавним прошлым, в частности, провести расследование по приватизации каждого разрушенного завода, каждой остановленной фабрики.
     Ведь существовали и объективные причины такой массовой остановки социалистической промышленности, без которой мы не выиграли бы истребительную войну 1941-45 г.г.
     А для этого нужно создать правительственную комиссию для составления нового труда под названием «Развитие капитализма в России в ХХI веке».
     Председателем этой комиссии я предлагаю назначить видного историка, академика, директора института информатики Академии наук России Юрия Пивоварова. Ну того, институт которого вместе с библиотекой сгорел в феврале 2015 года в Москве. Я насмотрелся на него во время обсуждения разных исторических историй на телевидении. Мы горюем, что иностранцы неверно трактуют историю, в частности, второй мировой войны. Так вот этот не иностранец даст им фору в фальсификации фактов. Небось, он участвовал и в написании бесчисленных учебников по истории нашей страны, засоривших умишки наших юных сограждан. Впрочем, если против него заведут уголовное дело из-за плохой организации противопожарных мероприятий во вверенном ему институте, то моё предложение не прокатит. А при Берии его уже давно бы шлёпнули за поджёг, но, слава богу, у нас смертная казнь временно отменена.
     На место его заместителя запросто мог бы подойти миллиардер Прохоров, если дела в Куршавеле и в его американском баскетбольном клубе позволят ему выбраться в Россию. Уж он то знает, как протекал процесс приватизации в «лихих девяностых». Так что, ему и карты в руки, тем более, что в недавней статье он требовал ещё большей свободы для олигархов. А то их, бедных, обдирают, как липку.
     Впрочем, всё это – из области фантастики, потому что силы, которые будут активно противодействовать такому предложению, могущественней моего комариного писка.
     Кстати, о фантастике. Я сейчас расскажу одну байку о том, как в 2009 году я записал стихотворный исторический прогноз под названием «Приватизация Кремля». Я не зря применил термин «записал», так как действительно не могу признать полностью своё авторство. Летом того года я плодотворно, до потери сил, трудился на своём дачном участке, выполняя продовольственную программу.
Иногда, обессиленный, я плюхался в кровать, и тогда меня атаковали, как Жанна Д` Арк их называла, «голоса». Пушкин, правда, слышал женский голос, и он назвал эту девицу Музой. Так вот, они приказывали мне брать в измождённую руку карандаш и записывать их предсказания. Я, ужасаясь тому, что людям предстоит пережить, всё выполнил в точности с их распоряжением. Честно сказать, я несколько упростил их терминологию. Техника ХХII века настолько далеко ушла в своём развитии, что я их иногда не понимал.
     Но, несмотря на то, что я, как мог, упрощал их лексику, этот исторический прогноз всё - же читается тяжело. Правда, легче, чем предсказания Нострадамуса.
     Пару раз я с голосами даже заспорил. В частности, они заявили, что начало третьей мировой войны придётся на первую треть ХХI века.
     Я с ними категорически не согласился. Моё поколение и так с трудом пережило вторую мировую войну, и было бы нечестно погибать ему в третью. Поэтому я перенёс события на 2084 год, надеясь, что к тому времени мы уже упокоимся. Я сказал им, что третья мировая война в первой трети была бы слишком неожиданной для людей.
     Голоса развеселились и сказали, что для вас, россиян, всё «неожиданно».
Для будущего царя Николая Первого восстание на Сенатской площади было как невесть откуда свалившимся несчастьем, для царя Николая Второго революция 1917 года оказалась неожиданной, для Сталина немецкое вторжение было внезапным и вероломным, для Горбачёва развал Советского Союза стал неприятным сюрпризом, а на Путина украинская февральская революция и Крым свалились, как снег на голову.
     Но я не соглашался с голосами, стоял на своём, я, можно сказать, заартачился, что делал всю свою жизнь, хотя меня она за это сильно колотила. Голоса сказали: «Хрен с тобой, фальсифицируй Историю, как это умеют делать российские и зарубежные специалисты этого дела!». Я оскорбился. Как это я фальсифицирую Историю, которую человечеству ещё только предстояло пережить? Я могу только воздействовать на неё, но никак не фальсифицировать!
     И я перенёс третью мировую войну с первой трети на последнюю треть ХХI века.
     Так что, друзья, я подарил Человечеству 50 лет мирной жизни!
Эх, чёрт, я забыл их спросить, будет ли назначена комиссия для расследования итогов приватизации и создания научного труда «Развитие капитализма в России в ХХI веке». Впрочем, когда я внимательно перечитал свою «Приватизацию Кремля», то стало ясно, что она не была назначена; и из-за этого Россия и в третьей, и в четвёртой войне потерпела поражение.
     А когда голоса продиктовали мне в конце этого прогноза, что московский президент Волков приказал Министру обороны: «Я полномочия даю! Идите, начинайте пятую войну!», я поинтересовался у них, чем же закончилась эта пятая мировая война.
     Ответом мне была тишина. То ли они не захотели меня огорчать, то ли они погибли в той, как я понимаю, ядерной потасовке, но их телепатическая связь со мной была последней.