Рыбина

Наталья Юрченко 7
 В пятницу утром решила  не откладывать поездку в Рубцовск. Впереди выходные, а дела в сбербанке России и оплата кредита по карточке не ждут (заказала перевести часть пенсии в алтайский городок). Сама в Казахстане по важному делу.      
  На улице зима наступает постепенно:  накануне  потеплело, а тут вновь подморозило.
- Поеду.

  Быстро соскакиваю с кровати, собираюсь за 20 минут и бегом на остановку. С левого берега реки до недавно открывшегося международного автовокзала неблизко автобусом. Вот и остановка на окраине города. Перебегаю улицу, вопреки предупреждению светофора, увидев, что междугородний автобус  уже отправляется. Пришлось его остановить.
  Автобус удобный, с телевизором, сиденья мягкие, как в самолёте, не хуже. Целых два салона. Любуюсь сосновым бором, протерев ладонью для лучшего обзора окно, жую кусочек сыра из взятого с собой тормозка. Жизнь прекрасна. Границы, наконец, пересечены удачно, у меня и вовсе досматривать таможенникам нечего - почти пустой пакетик и дамская сумочка.
               
  Да и в Рубцовске так всё сложилось, что по электронной очереди долго ждать не пришлось в центральном сбербанке. Затем бегу в Траст-банк пешком, вношу деньги в кассе для погашения кредита по карточке viza и теперь уже медленно иду к автовокзалу. Время есть, можно сэкономить на маршрутке. Она здесь целых 12 рублей  обходится за проезд (2012 г.). Размышляю о нелёгком периоде жизни. Решаю возвращаться автобусом на 16.00. Так я до этого ездила. 
   
  Радуясь, что  легко справилась с поставленной задачей на день, захожу мимоходом в магазин "Витязь" хлебушка булки две купить российского, он мне кажется намного вкуснее. Заодно стала интересоваться остальными продуктами, просто так, чтобы быть в курсе, и тут на глаза попалась крупная и свежайшая рыбина -горбуша охлаждённая. Вспомнился на миг Север, где я когда - то жила.

  - Так… , свежая должна быть недорогой.
  Посолю сама,- и сэкономлю, и рыбки поедим.

  Гляжу на ценник - 400.
  - Как это?.., чего 400?,- не понимаю вначале,- этого не может быть, ведь свежая ... А, понятно, это же тенге....
  Голову на миг как заклинило. 

  Делю примерно на пять по курсу в обменных пунктах (4,75), - можно брать.
 
- Девушка,  пожалуйста, вот эту...
 
   Чувствую непонятное смятение стоящей за мною в очереди женщины. Но не до неё.
- Давайте-ка ещё одну,- решаю я.

- Может ещё возьмёте,- предлагает продавщица лет 38, готовая щедро взвешивать и третью.

- Да нет, тяжело нести будет, - прикидываю я размер пакета и предстоящий путь. Услышав сумму, приятно удивляюсь, ведь разделить на пять, это же по-нашему где-то двести пятьдесят... Подаю тысячу рублей с лишним. В кошельке рубли и тенге.
- Эх, ещё бы взять, да нести неудобно. Ладно, в следующий раз. Опять странная реакция, но теперь и продавщицы.

  - Что это они?.

  Продолжаю свой путь до автовокзала, где с удивлением слышу, что  сегодня рейсов не будет. Следующий утром около семи часов.
-А проходящие какие-нибудь?,- с трудом выуживаю сведения из  молодой  и всё время отвлекающейся на разговор с водителями и звонки женщины в справочном бюро.

- Сами узнавайте, у меня в расписании ничего нет.
- Дело в том, что я совсем этот край не знаю и какие проходящие идут.                Безрезультатно, непробиваемо. Оказывается, поездки по дням распределены.    

  В справочном здесь- же находящегося ж-д вокзала узнаю, что ночью будет поезд, но билет дорогой для меня. Частные маршрутчики предложили, подав тем идею, довезти до таможни, но опять же запросили один 700 рублей, другой согласился за 500.
- Да нет, с моей пенсией это не по карману. Что же делать?

Наконец один из водителей подсказал замёрзшей бабуле с торчащими из пакета рыбьими хвостами (ну никак не получилось упаковать лучше, чтобы не высовывались), что скоро будет рейс , которым я до таможни доберусь, а там - на попутке.
Дело к заходу солнца. На попутке я по казахстанским степям такую даль ещё не рисковала. Но и сидеть на этих жёстких стульчиках в зимнем пальто до утра на вокзале Рубцовска наотрез отказываюсь. Решение принято, еду. Билет до границы оказался всего 74 рубля вместо 500-700 у частников. Приятно.
  Морозец крепчает, гололёд, метель подталкивает в спину и я уже пешеход, а не пассажир у шлагбаума российской границы.
 
Подаю удивлённому пограничнику , сидящему в будке у шлагбаума, паспорт...
- Вы на чём и куда?- спрашивает.
- Пешком и до ....
Проверив документы, направляет меня к добротному  зданию.
Дорога буквально выдолблена колёсами машин, так и замёрзла, а потом заметена снегом. В скользких полусапожках приходится балансировать, как канатоходец, чтобы не упасть. Наконец  добралась,- вот тёплая батарея . Немного отогреваюсь, прохожу паспортную проверку, и направляюсь по распоряжению чётко регулирующего моё передвижение пограничника к казахстанской границе. Летом прогуляться здесь не трудно, а вот сейчас оказалось непросто.
  Вновь шлагбаум и тот же вопрос:" на чём и куда", следование дальше.                После необходимых проверок , под взгляды водителей и пассажиров из  застрявших в очереди надолго автомобилей,  преодолеваю остаток пути до следующего шлагбаума. Пройти прошла. А как дальше?

  Солнце стремительно садится, желания брать незнакомого попутчика нет явно ни у кого из проходящих последний пограничный барьер водителей. Молюсь тихонько, прячась от метели за будку. Молодой казах-таможенник попросил мужчину на крутой иномарке меня подвезти.

  По недовольному лицу водителя, следовавшего мимо моего пункта назначения, понимаю,что слова у него застыли на губах не самые лучшие в мой адрес. Но противиться просьбе таможенника не в его интересах. И вот я в шикарном салоне со своей горбушей.

  Всем видом показываю, что посмотрела номер машины и посылаю СМС. Так рекомендуют поступать на всякий случай. Как нарочно, на счету ноль и моё сообщение никуда не идёт. Конечно побаиваюсь, - дорога длинная и безлюдная предстоит. Думаю, что у водителя возникли свои опасения: кому и зачем сигналю?
               
Где-то с полчаса едем молча. Потом он начал распрашивать. Сошлись в едином мнении по политическим вопросам, обстановка немного разрядилась. Не один час, ночью, по безлюдным местам... Боялись оба. Наконец окраина города.
- Вам на какой берег? Я через мост еду в сторону...
- Здорово! Я как раз там сейчас и живу.
  Однако водитель опасался, что его будут поджидать грабители, и высадил меня на соседней улице. Пришлось остановки две идти в темноте. Метель и мороз усилились, я без рукавичек еле выдерживала жгучие порывы встречного ветра, но никак не могла дойти. Бывает же так.
  Как-будто кто-то сильный противится продвижению вперёд. Я уж и молилась.
- Да что-ж мне, на улице замерзать, что-ли? Ведь надо всё - равно где-то ночевать.
Странное положение. Многое становится понятным лишь через время.

  С огромным трудом достигла поворота к дому. Одной тропинкой подходить страшновато, глухое место. Пошла с другой стороны. Маленький магазинчик, расположенный в доме, ещё открыт, и золотистый свет в дверном проёме обрадовал не меньше, чем маяк среди бушующего моря заблудившуюся во тьме команду корабля. Но у строящегося рядом с нашей многоэтажкой здания сидит на корточках молодой мужчина спортивного телосложения...Надо идти мимо него.
  Странно, сроду никого не было в это время. Может охранник появился? Явно поджидает кого-то. Я  затормозила, замялась..., обратилась к Богу мысленно, и двинулась вперёд, окликнув громко незнакомую женскую фигуру, мелькнувшую на крыльце магазина. Это придало уверенности и отвлекло незнакомца. Со страхом открываю подъезд, быстро вбегаю на третий этаж.   
После проделанного пути домашнее тепло ценится по-иному.

- Надо же, даже любимый сериал"Сулейман великолепный" не пропустила, - радуюсь под тёплым верблюжьим одеялом и благодарю Всевышнего.
Ночью вижу сон: плыву на маленькой лодчонке по глубокой реке, а вокруг хищно кружит огромная горбуша, похожая на акулу намерениями. После многих усилий и барахтаний у перевёрнутой лодки, увиливания от рыбины, желающей меня в лучшем случае укусить, я добираюсь в моём сне до берега.
 
- Я в жизни столько красной рыбы не видела на столе",- признаётся с полугрустью тётя , когда на третий день после засолки мы уселись вкушать,
 
  - "Прямо как на Севере побывала".
 
- Вообще я заметила, что если досыта чего-то наесться, долго потом не хочется,- поддерживаю я разговор, выбирая с тарелки кусочек потолще.
 
После усердного поедания деликатеса вдруг осенило:  ведь делить на пять не надо было. Как до утки дошло, после трёх суток, раньше за собой не замечала такого. Это здесь, в Казахстане так делать приходится, переведя тенге в рубли, чтобы понять,сколько это по -нашему, по-российски. А я в Рубцовске отвалила за покупку такую денежку, похожую цветом на тенге. Радость от пиршества поубавилась. Разве стала бы покупать?!

  Надо-же, так вляпалась. Жалко. К тому-же  в Казахстане такая дешевле оказалась.               
Ну слишком была свежая и крупная...А вот насчёт цены до сих пор не пойму, почему как у сёмги? Может продавцы тоже ошиблись?
Старею. Хотя... Задержка с возвращением спутала чьи-то планы. Когда человек вынужден заниматься вопросом недвижимости, его поджидает много опасностей. Вполне объяснимый сон про рыбину,про перевёрнутую лодку( что ещё можно было увидеть после треволнений?), исполнился наяву через два с лишним месяца, к сожалению.