Милле Вей Сложно ли быть патриотом?

Душа Шахини 1
Фото из интернета


7 апреля 1775 года доктор Самуэль Джонсон сказал в Литературном клубе о том, что патриотизм - последнее прибежище негодяев. Но тех негодяев которые прикрываются  им в собственных интересах и на самом деле никаких патриотических чувств не испытывают к своей стране.

Я часто слышу эту фразу ставшую афоризмом, но не проговаривающую мысль  Джонсона до конца. Почему я об этом заговорила? Не смогла промолчать прочитав рассказ Милле Вей "Сложно ли быть патриотом?"

http://www.proza.ru/2015/02/15/297

Мне кажется, что именно для таких как Милле Вей не существует понятия патриотизм вообще. Где сытно там и Родина. Весь рассказ построен на диалоге пожилой соседки с учеником 4-го класса Ванечкой:

" - Ванечка, ну разве можно так выражаться? Гимн поёте – это же очень хорошо! Ты ведь живешь в России, значит должен его знать.

- Да знаю я его, этот гимн, – наизусть! Папа заставил выучить, когда я ещё в детский сад ходил. Ну, а петь-то его зачем каждое утро? Чтобы не забыть слова, что ли? Или просто потому, что так взрослые придумали? Вы ведь тоже взрослый человек, Марья Ивановна! Может быть, вы знаете, зачем?

- Ну, вот ты будешь петь каждое утро гимн, и станешь патриотом."

Интересно, за кого принимает Милле Вей эту соседку? Но ведь Милле так или иначе  предложив этот рассказ нам, читателям, что-то хочет этим сказать. Но что? Неужели  она полагает, что все считающие себя патриотами земли русской начинают свой каждый день с пения гимна? За кого Милле Вей всех нас принимает?! Даже если учитывать, что Ванечка сосредоточенно пытается упрямо  «сконнектить» озвученное Марьей Ивановной представление о патриотизме со своими собственными мыслями, вряд ли у него что-то получится. Особенно если учитывать, что его заинтересовал и размер пенсии старушки. Ванечка явно мысленно подсчитал не только стоимость квартплаты,расходы на питание, но и многое другое.

Ванечка решил немедленно во всём разобраться:
"- Знаете, Марья Ивановна! Вот слушаю я вас, и понимаю, что вы – самый настоящий патриот! Вы так гордитесь нашей страной, так любите её. А страна что-то сделала для вас хорошего, кроме пенсии?"

После разговора с соседкой Ванечка растерялся и на вопрос папы патриот ли он, ответил:

" - Ну, я пока ещё не решил. Я подумаю, - ответил сын."

Интересна точка зрения папы на патриотизм:

"Порой я смотрю на альтруистов, готовых пожертвовать своим благополучием во имя государства – и мне кажется, что это скорее ненормальное явление! Потому что любовь эта безответна и глупа."

Может быть поэтому по измождённому лицу соседки текли слёзы? Кстати, неужели на пенсии старушка так и не отоспалась? Отчего её лицо такое измождённое? Вроде хватает времени и на лавочке посидеть и с Ванечкой о патриотизме поговорить.