Медведи

Наталья Юрченко 7
  Ох уж эти мишки. Мы как приехали с материка в Якутию, всё по-началу в ДК посёлка Сангар фильмы смотреть ходили. Билет недорогой был тогда. И надо же было привезти такой страшный фильм про тайгу и медведя-людоеда «Злой дух Ямбуя». Весь фильм в напряжении и страхе сидишь. Так вот в таком же напряжении и страхе приходилось в тайгу все эти годы северные наши ходить по грибы и ягоды. Присутствие медведя чувствуется, да и кучи его порой говорят о многом. А ведь рацион бедноват наш, пополнять надо. Весной даже молодые побеги хвои срывать и есть приходилось. Строганина из свежей рыбы заменить зелень не могла всё-же. Местные объяснили нам, какие слова надо про себя повторять в тайге, чтобы отогнать из мыслей даже неожиданного встречного:               
  «Он лёгок на помин. Если думать будешь, появится», - говорили.

  Как не хотелось материться, да ещё сынишку этому учить, а страх есть  страх и жизнь дороже. Так и ходили, повторяя шёпотом эти сокральные слова. Якуты ведь знают, что говорят. Что уж там помогало, но слава Создателю, ни разу не повстречались нос к носу. Это сейчас я бы просто помолилась и всё, а тогда атеизм был.
  Рвёшь голубику, бывало, и думаешь:" А не собирает ли её с другой стороны куста косолапый?". Мы всегда с сынишкой вдвоём ходили.
   Однажды за грибами пошли, сыну было уже лет 12. Идём и ничего найти не можем путнего. Червивые, да несъедобные что-то. Видно не в ту сторону отправились, за районом Геофизиков. А так хочется грибочков пожарить. Пришлось подальше отойти от посёлка. Наконец стали попадаться, но именно здесь и признаки присутствия хозяина тайги тоже. Столько куч навозных его и свежей содранной когтями коры на деревьях... Прямо жуть взяла. Каждым волосочком кожи почувствовалась опасность.

  - «Нет уж, ну их, эти грибы… на …, на .., на ..»,- тихо проговорила я,- «давай домой, сын».
   Совсем плохо ориентируюсь, а тут и вовсе, пока искали, сворачивали то туда, то сюда… «Куда идти-то, в какую сторону?».
  Услышала едва доносившийся шум какой-то и решила идти вперёд.            
- «Мам, не туда, посёлок там ...»,- стал уверять сын и показывать рукой в обратную сторону.               
- «Как он может быть там, ты что, не слышишь? … Слышишь, машины гудят в той стороне…». Я стала тянуть вперёд. Сын прошел немного со мной, потом, чуть не плача, стал уверять в своей правоте. А ведь я уже к тому времени его возраста стала строгой матерью, и спорить со мной ему было трудно. Но убедил.

- «Ладно, вот посмотришь, заблудимся и что тогда? Медведь вон рядом …», - психанула я и пошла в обратную сторону. Когда же немного прошли, я с удивлением услышала теперь с этой стороны шум машин.               
- «Странно, что же там гудело?».= недоумевала я и была благодарна сыну. Если бы не он, сгинули бы мы там. Оказалось, что то доносился шум от расположенной в тайге воинской части, а она вовсе не близко была от нас, медведь намного ближе, кучи его очень уж свежи были.
  Слава Создателю, что спас нас.

  Когда я работала в санатории-профилактории «Геолог», затем его передали шахте и переименовали в «Шахтёр», медведи часто посещали и разворачивали помойку в поисках еды. Ведь туда отходы со столовой выбрасывали повара.               
Как-то даже в квартиру служебную к сотруднице ломился один. Хорошо, что Тимофеевны не оказалось дома.
               
   Как - то ранней весной, а ещё утрами было прохладно, я в своё дежурство заканчивающееся вышла на крыльцо спального корпуса чайку попить из пиалы на свежем воздухе. С детства люблю на улице есть, совсем другой вкус получается.

  Часов пять утра, отдыхающие ещё спят в комнатах двухэтажного здания. Я в белом халате, с пиалой наслаждаюсь горячим чайком, вдыхаю свежий воздух и слушаю пересвист птичек таёжных. Раза три  тоже ответила негромким свистом, в тон их «разговору». Вдруг кусты, шагах в 10 от крыльца начиналась тайга, затрещали и смолкли. Я ничего не поняла, думала, что показалось. Вслушиваюсь и жду. Тишина. Я успокоилась и дальше чай пить. Но тут опять непонятное, как ворчание. Я опять не поняла, ведь ни одного человека быть не может, посёлок далеко, да и голос не совсем человеческий. Только когда вновь тихо затрещали кусты и это "что-то" заворчало, меня как ветром сдунуло внутрь здания. Вспомнила, что по описаниям якутов именно так ворчит медведь. Через некоторое время этот мишка попался в тайге на глаза некоторым из посёлка и на него выслали целый отряд с карабинами. Именно в моё дежурство и ранили.

  Я вышла на улицу, когда  услышала выстрелы, затем - крик этого медведя. Было жалко, он кричал, как человек. И голос был похож на голос пожилого человека. Поэтому якуты так и зовут медведя-«старый». Не сразу удалось забыть этот крик души хозяина тайги. Жалко очень. Но такова жизнь. Хоть мы и пришли к нему домой, встречаться не приведи и помилуй. Вот такая борьба за выживание между людьми и мишами.
                Часть текста из сборника рассказов автора.