Путешествие в царство Лингвистики 3 окончание

Елена Гвозденко
«Ж-Ж-Ж», - внезапно раздалось над самой головой.
- Бежим быстрее, это пчелы, они пребольно жалят, я помню, - Филимошка потянул Сашу за рукав.
- Никуда бежать не надо, это вовсе не пчелы, вы просто услышали мысли, - Фонетика присела на лужок вместе с гостями.
- Как это мысли? Мысли не умеют говорить, они живут в голове и их невозможно услышать, - домовенок снисходительно посмотрел на Фонетику.
- Почему же нельзя? Вы же в волшебном дворце, здесь многое можно. И не только услышать, но и увидеть. А давайте, поиграем? Вы сможете сами убедиться. Ну что, посмотрим, о чем Саша думает?

Фонетика хлопнула в ладоши, и … перед приятелями возник огромный пустой бассейн.
- Это я, наверное, подумал, - сказал Саша, - я очень хочу записаться на плавание, но бабушка говорит, что бассейн далеко от нашего дома.
- А почему он пустой? – проговорил Филимошка, присев на бортик. В тот же миг вода стала заполнять огромную чашу. Неожиданно Саша оказался в самой середине. Он выныривал и опять погружался под воду.
- Спа…То… - кричал мальчик.
- Он не умеет плавать, он не умеет плавать, - домовенок беспокойно бегал по краю.
- Подумай, что умеет, просто подумай.
Филимошка зажмурился, его губы зашевелились, а когда открыл глаза, Саша стоял рядом.

- Поосторожнее с мыслями-то, - ворчал он, - не вздумай думать о волке! Только о волке не думай!
Саша даже голову обхватил руками, но ничего не вышло. По тропинке навстречу нашей троице бежал самый настоящий волк. Хорошо еще, что перед самым путешествием мальчик прочел книжку о добром волке, друге Ивана-Царевича. Приближающийся явно был из той сказки. Он весело помахал хвостом, приветствуя наших героев, а затем скрылся в небольшой рощице.
- Ух, ну и мысли у тебя, - выдохнул домовенок.

- Опасно с вами играть, - улыбнулась принцесса, - но мысли у Саши – самые обычные. Сначала он увидел образ, который сразу же и возник. Образ это незаконченная мысль, только часть ее. У этого образа есть имя.
- Совсем как у нас?
- Да, как у вас. Имя образа – СЛОВО. Потом у Филимошки возник другой образ, отличительный признак этого бассейна -  ПУСТОЙ. Пустой бассейн. И он произнес: «Почему он пустой?». А это уже предложение, оформленная мысль. 
- Я понял. Это как игра в кубики, из разных слов, как из кубиков, составляется предложение – башня.
- Я тоже хочу оживлять образы и мысли, - домовенок даже приплясывал от нетерпения.
- Хорошо, теперь ты попробуй, - разрешила Фонетика.

В тот же миг лужайку накрыла тьма. Деревья, цветы, небо, все будто под черным занавесом оказалось.
- Мне страшно, - прошептал Саша, - мы где?
- Ничего страшного. Я вам загадку загадаю, - голос Филимона стал таинственным.
«Тук – тук – тук», - раздалось очень тихо.  В тот же миг другой голос стал подпевать: «у – у – у – у». От этой песни становилось так грустно, так тоскливо, что мальчик захныкал. А Филимошка будто не замечал. Он включал и включал новые звуки. «Шур-шур, скрип – скрип», - раздавалось со всех сторон. Наконец, принцесса хлопнула в ладоши, и мир опять стал светлым.

- Разгадали? – глазки домовенка так и сверкали хитринкой.
- Мне страшно было, - честно признался мальчик, - стемнело.
- Правильно, так ночь же.
- Потом кто-то стучал, выл, шуршал и скрипел.
- Стучала ветка в окошко, выла вьюга, шуршали мыши, а скрипела кровать под моей хозяйкой. Это я дом свой вспомнил в деревеньке. Эх, хорошее времечко было.
 - А теперь я загадаю, - Фонетике игра понравилась.
Лужайка приобрела какой-то сказочный, розовый оттенок.
- Ой, розовое, - мальчик даже замер.
А мир, между тем, продолжал менять краски - розовый, красный, зеленый, синий. Наши герои смотрели как зачарованные на превращения до тех пор, пока все не стало привычным, многоцветным.

- Ой, колючий, - домовенок поершился. Мальчик тоже почувствовал прикосновение колкого неведомого. Ощущения от прикосновения менялись, стали холодными, потом  теплыми, уютно-пушистыми.
- Какие же разные образы удалось нам показать. Давайте вспомним, - обратилась принцесса к своим гостям.
- Сначала были бассейн и волк, их Саша придумал, - первым ответил Филимошка.
- Бассейн и волк, слова-образы, обозначающие предмет.
- И волк – предмет? – недоверчиво протянул мальчик.
- Да, все слова – предметы отвечают на вопросы: кто и что. Есть одушевленные предметы: волк, Филимон, ты, Саша, я, моя мама – царица Лингвистика.
- Я понял, все живое. Оно отвечает на вопрос «кто», - догадался домовенок.
- И все остальные предметы. Они на вопрос «что» отвечают, - не отставал Саша.

- Есть образы действия. Их нам Филимон показал: стучит, шуршит, скрипит, воет. Попробуйте подобрать вопрос к этим словам.
- Что делает? – робко протянул мальчик.
- Какие способные гости у меня сегодня, - Фонетика не сдерживала радости. Она пританцовывала, весело хлопала в ладоши.
- А как же быть с вашими образами? Это тоже слова? Это розовое, красное, синее.
- И еще колючее, холодное, теплое, пушистое, - напомнил Филимошка.
- Да, это тоже образы, они связаны с предметами и отвечают на вопросы: «какой», «какая», «какое», «какие».
- Я понял. Это слова, которые объясняют, чем один предмет от другого отличается, - Саша задумчиво смотрел на Фонетику, - я прав?
- Да, ты очень верно заметил. Поэтому и считается, что они отображают ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

- А я игру придумал, - домовенок не желал отставать, называется «КАКИЕ». Я загадаю слово – предмет, а вы будете называть его признаки. Сыграем?
- С удовольствием, - хором ответили Фонетика и мальчик.
- Небо!
- Голубое, солнечное, - мальчик явно торопился обогнать соперницу.
- Хмурое, дождливое.
- Серое, холодное.
- А небо холодное? – усомнился домовенок.
- Мне почему-то кажется, что холодное, - неуверенно произнес Саша.
- Тогда засчитывается.
- Далекое.
- Высокое, - не отставал ребенок.
- Грозное.
- Красивое!
- Будем считать, что Саша выиграл, - улыбнулась Фонетика, - а теперь давайте поиграем в мою игру. Мысли – предложения. Я придумаю слово – предмет, а вы подходящий к нему признак и действие. Все понятно? САША.
- Что Саша? – не понял мальчик.
- Слово-предмет «Саша».
- Умный, - протянул домовенок.
- А я не могу о себе придумывать, - смутился мальчик.
- Учится, - добавила принцесса.
- «Умный Саша учится». Здорово! А теперь про меня. Филимон, - произнес домовенок значительно, даже на пенек забрался, чтобы казаться выше.
- Скромный, - пошутила Фонетика.
- Хвалится, - рассмеялся Саша, - Скромный Филимон хвалится.
- Не играю я с вами. Да и вообще домой пора, Панкрат заждался, наверное.
- Ой, мы и правда, загостились. Бабушка переживать будет. У вас здесь так интересно.
- Буду ждать вас, еще так много можно показать, - Фонетика открепила один из колокольчиков со своего платья, - это подарок. Возьмите. Это не простой колокольчик, волшебный. Стоит прозвенеть три раза, в тот же миг окажетесь в нашем царстве. Прощайте.
- Прощайте, - Саша тайком смахнул слезинку, а домовенок уже доставал волшебный клубочек.

Вечером за чаем с бубликами Филимошка рассказывал Платону о путешествии. Старый домовой внимательно слушал, не перебивая, лишь изредка завистливо покачивал головой.