Каменное прошлое дикого поля

Гайдамака Светлана
История на своем пути оставляет нам множество загадок, которые нам нестерпимо хочется разгадать. Каменный век оставил нам пещерные стоянки первобытного человека с их уникальной живописью. Эпоха меди-бронзы оставила города Месопотамии и египетские пирамиды. Ранний железный век принёс миру курганы скифских царей и, конечно же, удивительные произведения степного искусства – скифские и половецкие "каменные бабы".
Многие сенсационные открытия зачастую происходят абсолютно случайно, так сказать, волей случая. Так случилось и 1984 году недалеко от поселка Верховье во время земляных работ. Ковш экскаватора завибрировал и поднял из земли овальный камень, примечательный на тот момент лишь своим размером. Когда же его поставили на землю и очистили, камень оказался "каменной бабой" весом более 150 кг.
По внешнему виду скульптура напоминает снеговика. По тулову проходят два горизонтальных пропила, выделяющих небольшую голову, чуть больший по размеру торс и ещё большую округлую нижнюю часть – основание. Изготовлена она из серого песчаника, имеет овальную, плоскую форму, "рост" – 80 см. прорисовка рук и ног отсутствует, очень выразительны "черты лица" статуи – они монголоидны: узкие, удлинённые глаза с обозначенными зрачками, тяжёлые, нависшие веки, словно эта статуя умудрена долгим жизненным опытом. Её взгляд словно живой. На голове, с правой стороны, имеется ямкообразное "ушное отверстие", с другой стороны его нет. Рот обозначен многочисленными мелкими дырочками и слегка растянут, словно в лёгкой, снисходительной улыбке. Судя по тому, что на торцевом овале статуи легко обозначены груди, – это женское изображение.
Возникает закономерный вопрос, если статуя имеет монголоидные черты лица, зачем оказалась она в центре среднерусской возвышенности на русских землях. Обратимся к истории. Во – первых, какому же народу могла принадлежать пришедшая из глубины веков «каменная баба»? С YII века до н.э. и до XIII века в Восточноевропейских степях обитали кочевые народы – скифы, сарматы, печенеги, торки, половцы, оставившие после себя многочисленные курганы и курганные могильники. Но лишь два народа из вышеперечисленных оставили в качестве культурного наследия каменные изваяния – это скифы и половцы.
Во – вторых, были ли это только женские фигуры или не только? Скифские изваяния представляют собой изображения воинов с оружием. Они выполнены из монолитных каменных глыб или плит, которые отёсывали, придавая им обобщённую форму человеческой фигуры. При помощи резца обозначились детали. Половецкие "каменные бабы", имеют мужской и женский пол, сидящую или стоящую позу, имеют тяжёлый торс, укороченные ноги, что делает фигуру более массивной и величавой. Черты лица статуй очень выразительны, многие из них сильно монголоидны. Исходя из этого описания, можно предположить, что «каменная баба» найденная в близи п. Верховья, была оставлена нам половцами.
Каким целям служили каменные истуканы? Есть версия что это были своеобразные маяки, позволяющие легче ориентироваться на местности. В пользу этой версии, говорят, многочисленные упоминания путешественников. Вот одно из них. «Миновали мы семь маяков — высеченных из камня изображений числом больше двадцати, что стояли на курганах или могилах…» — это строки из путевого дневника посла австрийского императора Эриха Лясоты, который в 1594 г. проезжал по Днепру. Были предположения, что статуи устанавливались на могильниках как олицетворение умерших прародителей. В НАЧАЛЕ 70-Х ГОДОВ XXв. донецким археологом М.Л. Швецовым было открыто хорошо сохранившееся святилище. В плане святилище было квадратное, оградка невысокая, сложена из плетняка, которым и сейчас пользуются для сооружения заборов местные жители. В центре огороженного пространства были обнаружены пьедесталы двух статуй – мужской и женской. У их подножья найдены многочисленные следы жертвоприношений – кости животных. Возможно, истина – «золотая середина» и «каменные истуканы» использовались в различных целях. Сейчас судить об этом сложно, потому как каменные статуи были в большом количестве уничтожены в период освоения степи, когда курганы начали распахивать. В лучшем случае их свозили в крестьянские усадьбы для практических хозяйственных нужд, а в помещичьи – для украшения парков. Уничтожение каменных скульптур было столь активным, что учёные, обеспокоенные этим, сумели в конце XIX века добиться от Российского правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства. До наших дней из десятков тысяч статуй, поставленных когда-то на степных курганах, дошло не более полутора тысяч. Одна из них, найденная близ п. Верховье, хранится в Орловском краеведческом музее в экспозиции отдела досоветской истории.
Находка "каменной бабы" единична и уникальна не только для Орловской области, но и для всего региона. По заключению специалистов института археологии Российской Академии Наук "…форма данного памятника весьма необычна, она не свойственна монументальной скульптуре.