Брат наш Харьков

Наталья Юрченко 7
 Много лет рука об руку белгородцы и харьковчане выживают вместе. Уж какие тяжёлые перестроечные были годы, сколько  мешков и коробок трудяги - челноки перетаскали по обе стороны границы на себе. Украинские граждане с товаром и урожаем на торговлю к нам,  пенсионеры  пенсию получить свою, хоть и проживают у детей на Украине. Мы тоже к ним  регулярно:
  предприниматели дружно за товаром, горожане семьями детей в школу собрать, одеться в межсезонье. Разницу в курсах валют люди быстро научились использовать.
   Электричка Б е л г о р о д - Х а р ь к о в самая  незабываемая. Даже в московских далеко не так интересно. Ведь предусмотрено всё для  путешествия в три с лишним часа.  Можно  смело без завтрака выскочить из дома, лишь бы успеть и не увидеть вильнувший на прощание последний вагон. А если успели, если не прозевали  менял, то  здесь за рубли и гривны  и накормят, и напоят, и приоденут, и просветят по многим вопросам.

     Уже через 15 минут движения входит  долгожданная бабуля с чаем, кофе. За ней  идёт  женщина помоложе,  предлагает конфеты «Ё-моё», «Сало в шоколаде», халву…  Из соседнего вагона  протискивается в узкую для неё дверь пышная женщина с пирожками, сама как пирожок, за ней наперегонки другая,  с беляшами. Пирожные на лоточке несёт стройная. Вот и семечки жареные, орешки. Жду солидного вида мужчину с блинчиками. Сам печёт и вкусно. Говорят,  что повар по профессии. У него всё аккуратно уложено по пакетикам. Даже приятно купить.  На несколько минут пытается удержать внимание высокий  парень с медицинскими мазями. Хорошие, пробовала. На фоне жующих ароматные беляши и пироги пассажиров появляется  пенсионер, обвешанный  бытовой всячиной, от  газовых зажигалок, штопоров до стригущей расчёски.

  Сочувствую натруженной пожилой женщине с книгами. Знаю, что значит носить тяжеленную сумку из вагона в вагон, когда позвоночник буквально умоляет об отдыхе...

- «Романы,  детективы, сонники, народные рецепты…».
   Высокий парень возмущён нашим безразличием к его особым стеклорезам. Я такой уже взяла, лежит несколько лет без дела, пока не пригодился. Но взяла, так убеждённо  агитировал, показывал его в действии на стекле и кафельной плитке, давал пассажирам попробовать самим.  Как тут не купишь?
  Музыканты на несколько минут тронули чувства, вслед прошла скромно невысокая женщина с лавандой.

  Всё, тишина… Пассажиры замерли и приняли самый безобидный и приличный вид. Таможенники пронзающим взглядом ощупывают  всё и всех, заглядывают под сиденья, роются в пакетах,  кое-кому указывают на тамбур. Послушно, беспрекословно  обладатели пышных сумок семенят на разговор по душам. Придя  к консенсусу с представителем власти, с загадочным видом возвращаются и усаживаются на место.
Пограничный контроль. Хоть бы никого не высадили. Жалко бывает. Ехал себе человек и раз…, какой-то справки на ребёнка нет, или бабулю совсем старенькую под слабые ручонки на перрон ведут.  Вслушиваешься в интересный разговор попутчиков. Здесь много полезного можно узнать: нужный рецепт консервации, народный метод лечения суставов и изгнания  крота с дачного участка, о чьей-то трудной судьбе и политических событиях,  конечно о БОГЕ.
   Пассажиры совершенно разные. Торговый украинский люд везёт из России майонез, колбасный сыр, рыбные консервы, рассовав всё это под 
  сиденья, прикрыв длинными юбками.  Российские предприниматели следуют за товаром. Они одеты лучше, прямо купчихи, ведут себя уверенно,  занимают целые скамейки на знакомую, которая ещё стоит на следующей станции и скоро подсядет.  Дачники в своих рабочих одеждах, сельские жители, модная молодёжь.
  Подъезжая к Харькову, в уме задаёшь себе скорость, необходимую для того, чтобы  сделать нужные покупки и успеть назад на электричку,  пусть не прямую, хотя бы с пересадкой в Наумовке.  Обратный путь в Белгород не менее интересен. Теперь попутчики разрумянились от пробежки и тяжёлого товара, от волнения, как занять такое место, чтобы меньше привлекать внимание таможенников.
  Самое интересное начинается после пересечения обеих границ. Здесь вагон преображается моментально. И откуда появляется столько всего? Где оно до этого было? С удовольствием и любопытством распаковываются костюмы, разглядывается обувь, детские сарафанчики. Всё такое красивое. Тянешь шею, чтобы лучше  разглядеть и услышать цену и в каком месте куплено. « Какая прелесть!». Достаёшь свои покупки, считаешь, сколько сэкономлено на разнице в ценах. Наконец добираешься домой.

  Да, так было много лет  и казалось, что будет всегда. С волнением и сочувствием сейчас ловим каждое сообщение о положении в нашем дорогом соседнем Харькове.   
   Вот людей с границы вернули назад, кого-то на празднование Пасхи к родственникам не пропустили, кого-то даже на похороны. Да и предприниматели снабжают теперь население вещами из Москвы.  А орехи, сухофрукты свежие на рынке теперь найти непросто. Ведь раньше везли их из Украины. Как быстро всё изменилось в жизни и умах людей. Какие баталии в соц. сетях развернулись между пользователями интернета. Появились новые анекдоты, стихи. Вспомнили историю наших стран и биографические данные политиков. Как же соседи наши, кормившие семьи за счёт торговли в Белгороде, строительства домов у нас,  зарабатывают на фоне боевых действий? Не представляю и сочувствую.
  А что нам  собственно делить с украинским народом? Нечего, да и некогда. Это олигархам власти и денег всё мало. Так может пусть, как в прежние века, выходят один на один между собой, одев рыцарские доспехи, а не прячутся за спинами мирных людей?
  Господи, помоги, восстанови мир между нами, ведь мы братья.