Родной край

Аскар Гали
                В стародавние времена жил в одном ауле* егет*, и звали его Охотник. Имена тогда давали по делам человеческим. Отец егета был из рода Юрматы, а мать из рода Еней,  и не было в тех местах добычливей этого егета среди прочих охотников. А все потому, что если  заметил егет на своем пути зверя, то уже никогда не отпускал его и преследовал так долго, пока зверь не ложился на землю от усталости и не сдавался упорному охотнику.
                Вот как обычно собрался на охоту егет, взял свой лук и стрелы положил в заплечный мешок пару лепешок и отправился в лес. Идет егет и видит, куница сидит у дерева, натягивает охотник свой лук, а куница говорит ему:
                - Не стреляй в меня егет, дай лучше мне кусочек твой лепешки моим деткам голодным, а я тебе за это послужу, когда тебе нужно будет. Увидишь в лесу кедровое дерево, стукни по нему три раза, я появлюсь, все, что нужно сделаю.
                Удивился егет тому, что куница по-человечески разговаривает, но спорить не стал. Дал кунице половину своей лепешки и пошел дальше. Видит егет, горлица сидит на ветке натягивает охотник свой лук, а горлица говорит ему:
                -  Не стреляй в меня егет, дай лучше мне кусочек твой лепешки моим деткам голодным, а я тебе за это послужу, когда тебе нужно будет. Увидишь в лесу березу, стукни по ней три раза, я появлюсь, все, что нужно сделаю.
                Удивился егет тому, что горлица по - человечески разговаривает, но спорить не стал. Дал горлице оставшуюся половину своей лепешки и

*Аул – поселок, деревня; *Егет – молодой парень (башкир.)
пошел дальше. Пришел егет к озеру, видит выдра сидит у берега под ивой. Натягивает охотник свой лук, а выдра говорит ему.
                - Не стреляй в меня егет, дай лучше мне кусочек твой лепешки моим деткам голодным, а я тебе за это послужу, когда тебе нужно будет. Увидишь у берега иву, стукни по ней три раза, я появлюсь, все, что нужно сделаю.
                Удивился егет тому, что выдра по - человечески разговаривает, но спорить не стал. Дал  выдре половину своей второй лепешки и пошел дальше.
                Видит егет, бежит по лесной тропинке большой волк.  Выстрелил охотник в волка из лука, да только отскочила стрела от шкуры, словно та каменная была. Волк убегать стал, а охотник за ним вровень бежит не отстает. Увидел егет, на дороге бревно лежит, подхватил его на бегу, подбросил как копье и кинул в голову волка. Бревно раскололось на две части, словно легкая тростинка,  волк только головой тряхнул и дальше бежит. Егет не отстает, также вровень за волком бежит, не отпускает добычу. День проходит, ночь наступает. Волк все также без устали бежит и охотник ему не уступает, бежит за своей добычей. Так пробежали они два дня и три ночи. На третий день добежал волк до лесов, уходящих высоко в горы, вершины которых скрывались за белыми облаками. Ударился волк о самую большую гору и превратился в каменный утес. Только тогда охотник замедлил свой бег и оглянулся по сторонам. Взобрался егет на этот каменный утес, постучал по нему сапогом и говорит:
           - А все-таки  догнал я тебя, каменная ты голова!  Что теперь только делать с такой добычей? В аул не донесешь и в котле из тебя шурпу* не сваришь.
           Оглянулся вокруг охотник и поразился нетронутой красоте этого чудесного края. Подивился высоте гор, прячущих свои вершины в облаках. Окинул взором бескрайние леса и сочные луга. Острый глаз охотника

*Шурпа – бульон, суп  (башкир.)
разглядел бесчисленные следы куниц, соболей, лисиц и прочей живности. Захотелось егету в этом чудесном крае поселиться. Да вот услышал вдруг егет на склоне горы необычный шум и пошел из любопытства посмотреть, кто так странно шумит. Увидел охотник, что шумит в лесу большой бурый медведь, лапами ломая дупло, в котором жили пчелы. Пожалел егет пчелок.  Поднялся он свой лук и подстрелил медведя. Вылетела тогда из дупла мать всех пчел, а была она размером с голову волка. Подлетела мать всех пчел к меткому охотнику и говорит ему:
           - Спасибо тебе егет, что не пожалел ты стрелы для спасения моего рода. За это и я тебе окажу услугу. Есть здесь в низовьях гор большой аул живут там люди из рода Усерген и есть у главы рода дочь, а зовут ее Ай, потому что лицо ее подобно луне. Даже птицы, когда пролетают над аулом, и то опускаются до самых кибиток, так им хочется рассмотреть эту красавицу. А ее отец больше всего на свете любит наш мед и обещал отдать дочку в жены тому егету, который сможет привезти ему целый воз меду как калым* за невесту. За твою помощь подарю я тебе, егет , большой воз меду и кроме того разрешу каждый год собирать в моих лесах по такому же возу меда, если ты будешь защищать мой род от медведей, наших кровных врагов.  Но есть в этом лесу злой колдун, который сам хочет на красавице Ай женится и не даст он тебе ее в жены взять, пока ты его из наших лесов не выгонишь навсегда. Пошел охотник искать колдуна этого и нашел его в одной из пещер на склоне самой высокой горы. Да только колдун как только увидел, что егет по его душу идет, сразу в синицу превратился и в небо взлетел. Не растерялся егет, нашел в лесу березу и постучал по ней три раза. Вмиг перед ним горлица появилась и сразу на синицу налетела, стала клювом ее и крыльями бить. Синица о дерево ударилась и в белку превратилась. Не растерялся егет, нашел в лесу кедровое дерево и постучал по нему три раза. Вмиг перед ним куница появилась и сразу белку догнала, стала зубами ее и когтями

*Калым – выкуп за невесту (башкир.)
рвать. Белка в озеро прыгнула и окунем обернулась. Не растерялся егет,
нашел у берега иву и постучал по ней три раза. Вмиг перед ним выдра появилась, в озеро прыгнула, окуня поймала и съела его. Поблагодарил охотник своих помощников и к матери всех пчел вернулся. За то, что согласился егет защищать пчелиный род от медведей, полетела мать всех пчел с охотником до самого аула в знак уважения, показывая егету дорогу.   
           Когда люди в ауле увидела молодого охотника, идущего к ним вместе с огромной пчелой, летящей над его плечами, которая по размеру напоминала голову волка, то все сразу закричали :
- «Баш-корт» идет, «Баш-корт» идет!
           Отец красавицы Ай не захотел отдавать свою единственную дочь за чужака, пришедшего невесть откуда и созвал всех егетов, желающих взять в жену его красавицу дочь, для чего устроил состязание среди женихов. На большой поляне воткнули шесты, на которые надели горшки. Сидя на коне, на всем скаку всадник должен был стрелой попасть в эти горшки и разбить их. Здесь охотник показал свою меткую стрельбу и обошел всех егетов, став победителем в этом состязании. Потом устроили борьбу, и опять победителем стал охотник,  повергнув всех соперников наземь и показал ,что сила на его стороне. А в последнем состязании красавицу Ай посадили на коня и пустили по полю, а егеты должны были коня бегом догнать и накинуть на невесту покрывало. И здесь из всех женихов дольше всех продержался охотник, конь скакал очень быстро и никто из женихов не смог его догнать, но когда конь устал, охотник догнал его и накинул покрывало на красавицу Ай. А когда жених привез из лесу назначенный калым – большой воз меда, подарок матери всех пчел, отцу девушки ничего больше не оставалось, как отдать за этого егета свою красавицу дочку, да и все люди в ауле стали стыдить его за то, что он так долго упрямится и не отдает невесту за такого сильного и умелого жениха.   
            А ловкого охотника с тех пор стали называть Башкорт в память о том, что привела егета в аул матерь всех пчел, огромная, как волчья голова, и все дети его, и внуки, и правнуки и все остальные люди этого рода стали называть себя Башкорт по имени своего удачливого прадеда – охотника, который никому не отказывал в помощи, помогал слабым, был самый сильный и ловкий в роду, да к тому же еще и подружился с матерью всех пчел.