Три мудреца

Наши Друзья
Евгений Усович

Давным-давно, в старинном замке на берегу озера, которое окружал прекрасный парк, жили король с королевой и маленьким сыном.
Принц любил бегать по дорожкам парка, слушать голоса птиц, играть с животными, бродившими по лужайкам, или просто сидеть на берегу озера, наслаждаясь красотой окружающих его деревьев и цветников.
За парком ухаживал садовник, которого мальчик очень любил. Старик часто сопровождал его на прогулках и подолгу рассказывал о растениях, птицах и животных, которые жили в парке.
Король с королевой тоже любили слушать рассказы садовника и, кроме того,  часто прислушивались к его советам, которые всегда оказывались правильными.
Шло время. Мальчик подрос, и король решил пригласить во дворец учителей, которые смогли бы обучить принца различным наукам и ремёслам.
Без промедлений был подписан указ, и в самые дальние уголки королевства отправились гонцы, кричавшие на всех перекрёстках, что король собирает на состязание  мудрецов, лучший из которых получит право воспитывать королевского наследника.
Через некоторое время целая толпа мудрецов собралась во дворце, и каждый принялся с жаром доказывать, что именно он – самый  мудрый из всех.
Наконец, король отобрал трёх мудрецов, которые показались ему умнее других, и сказал, что подготовил для них последнее испытание, а всех остальных отпустил, не забыв их щедро наградить.
Утром мудрецы были приглашены во дворец. Король попросил их ещё раз рассказать, почему каждый из них считает себя самым  мудрым.
- Я знаю все языки мира, - гордо сказал первый мудрец. – Значит, я смогу передать принцу все знания, какие только есть на Земле.
А я посетил все страны мира, - продолжил второй мудрец. – Я расскажу принцу, как устроена Земля, где кончаются океаны и начинаются пустыни, где расположены самые высокие горы и самые большие города. Я сумею рассказать это так, что принц, будто увидит всё своими глазами.
- Ну, а я научу принца выносливости и неприхотливости, - заявил третий. – Я сделаю его сильным, и, если он когда-нибудь захочет выступить в военный поход, то будет не только обладать знаниями, но и в совершенстве владеть своим телом и духом, уметь выживать в любых условиях без крова и пищи.
- Хорошо! - сказал король, внимательно выслушав каждого мудреца. – Всё, о чём вы рассказали, действительно, нужно моему сыну. Он сможет стать умным и сильным, а значит, сумеет управлять королевством, чтобы оно тоже было сильным и богатым. Но дело в том, что каждый из вас говорил о чём-то одном, и никто не смог сказать, что знает всё, чтобы стать воспитанником принца.
- Дайте нам один год, Ваше Величество, - поклонился первый мудрец. - И мы приумножим наши знания.
Двое других мудрецов тоже закивали головами в знак согласия.
- Ладно! – поднял руку король. – Время у нас ещё есть. Через год я жду вас здесь снова и надеюсь, что тогда мы изберём достойнейшего.
Год пролетел незаметно, и в один из дней мудрецы вновь собрались во дворце, чтобы рассказать королю о том, чего они смогли достичь.
Король предложил им пройти в сад и, расположившись на резной скамье, приготовился слушать. Садовник, подрезавший неподалёку ветки, хотел, было, уйти, но король жестом попросил его остаться.
Потом он повернулся к мудрецам.
- Я провёл весь год в непрерывных учениях, Ваше Величество, - важно сказал первый мудрец. – И теперь я знаю ещё больше, так как изучил язык птиц и зверей. Теперь для меня на земле больше нет тайн.
- Невероятно! - заметил король. – И ты можешь это нам показать?
Мудрец поднял голову и защелкал языком. Это было очень похоже на щебетанье птиц. В то же мгновенье птичий гомон, доносившийся из густой листвы, прекратился, и наступила тишина. Мудрец довольно оглядел всех, потом снова что-то сказал, и стая птиц с шумом поднялась в небо и исчезла в неизвестном направлении.
- Да, это впечатляет, - кивнул король. – И ты можешь сказать им всё, что захочешь?
- Не только сказать, но и спросить, Ваше Величество, - снова поклонился мудрец. – Если я буду обучать принца, он сможет разговаривать со всеми обитателями земли.
- Неплохо, неплохо, - одобрительно сказал король. – А чем удивишь нас ты?
И он повернулся ко второму мудрецу.
Мудрец ничего не ответил. Он вдруг, не меняя позы, поднялся над скамьёй и, облетев лужайку, вернулся обратно.
- Ты хочешь сказать, что мой сын будет летать, как птица? – изумлённо спросил король.
Мудрец так же молча поклонился. Но на лице его играла довольная улыбка.
- И ты достоин похвалы, - согласился король. – Но что скажет нам третий?
Третий мудрец снял верхнюю одежду, подошел к фонтану, нырнул в него и улёгся на дно. Король с интересом наблюдал за ним.
Прошло несколько минут, потом ещё несколько. Мудрец всё также неподвижно лежал на дне фонтана. Наконец, король не выдержал и сделал ему знак возвращаться. Третий мудрец тут же поднялся из воды и, отряхнувшись, как собака, поклонился королю.
- Занятно, - сказал король. – Но где-то я уже об этом слышал.
Вместо ответа третий мудрец поднял ногу, поставил её под колено второй ноги и застыл. Вскоре он закрыл глаза и даже начал похрапывать.
- Он что, спит? – удивился король. – Однако, это замечательная способность для воина…
- Кроме того, я могу обходиться куском хлеба и глотком воды в день, - похвастался третий мудрец, тут же проснувшись. – И ещё, я не боюсь ни огня, ни льда. Если бы была такая возможность, я показал бы Вашему Величеству, как можно спать в глыбе льда.
- Невероятно! – развёл руками король. – Я никогда такого не видел. Не сомневаюсь, что, научившись всему этому, принц станет величайшим из людей. Но, тем не менее, я и теперь не знаю, кого из вас сделать главным воспитателем и наставником моего сына.
- Конечно, меня! – важно сказал первый мудрец. – Я дам принцу главное – знания.
Но второй тут же оттолкнул его.
- Не забудьте, что принц будет летать, Ваше Величество…
И он, что было силы, пнул первого мудреца локтем в бок.
Тут третий мудрец толкнул их так, что оба оказались в бассейне и, глядя на то, как они барахтаются в воде, поклонился королю.
- Вы же видите, какие это жалкие люди, Ваше Величество! Любая случайность помешает им выполнить свои обязанности.
Докончить он не успел. Вылезшие из воды мудрецы кинулись на него, шипя и стараясь вцепиться в его волосы.
- Немедленно прекратите! – приказал король. – Вы, забыли, что находитесь во дворце? Хорошо ещё, что этого не видит принц. Да и у меня возникли сомнения в том, что кто-то из вас достоин быть его наставником.
Он покачал головой и взглянул на садовника, невозмутимо глядевшего на мудрецов.
- Ну, а что думаешь ты?
- Неплохие фокусы, Ваше Величество, - сказал садовник. – Когда-то и я любил выделывать такие же штучки.
- Ты?! – удивился король. – Но почему я ничего не знаю об этом? Ты никогда не показывал нам ничего подобного.
- Простите, Ваше Величество, - поклонился старик. – Это было давно. Я был самонадеянным и глупым юнцом. Тогда мне казалось, что это и есть мудрость.
- Значит, теперь ты так не считаешь? – спросил король. – А что же тогда по-твоему мудрость?
Вместо ответа садовник поднял голову и, вглядевшись в листву, присвистнул. Тут же откуда-то выпорхнул воробей и, коротко чирикнув, сел к нему на плечо.
- Ну-ка, съешь зёрнышко, - сказал садовник, показывая себе под ноги.
Воробей спорхнул на землю, что-то клюнул и вернулся обратно, оглядывая всех быстрыми маленькими глазками.
- Вот он и поел, - улыбнулся садовник. – А теперь глотни свою капельку воды и лети спать.
Воробей послушно сорвался с плеча старика, набрал в клюв воды из свернувшегося листка и, усевшись на ближайшую ветку, прикрыл глаза.
- Вот обыкновенный воробей, Ваше Величество, - поднял руку садовник. – Он понимает человеческую речь, он может летать, ему хватает крошки хлеба и капли воды на день, он может спать на ветке. Не хочет ли Ваше Величество назначить его главным мудрецом и наставником принца?
- Ну, нет, - засмеялся король. – Этого я не хочу. Ты очень хорошо мне всё объяснил. И, кажется, я начинаю понимать, что такое мудрость. Скажи, не согласишься ли ты стать наставником моего сына?
- Я люблю маленького принца, - согласился старик. – Я просто буду всегда с ним рядом и помогу ему достичь того, о чём мечтает Ваше Величество. Но у меня есть две просьбы.
И он повернулся к мудрецам, которые, понурившись, стояли в стороне.
- Возьмите их на службу, Ваше Величество, и пусть каждый из них даст мальчику то, что умеет делать лучше всего. Я уже стар для такой работы.
- Я не возражаю, - сказал король. – Каждый из вас, действительно, сможет научить моего сына чему-то необыкновенному. А теперь идёмте, я должен познакомить вас с принцем.
Он посмотрел на садовника.
- У тебя, кажется, было две просьбы?
- Позвольте мне остаться садовником и жить в своём домике? – поклонился старик. – Я не смогу жить во дворце, это погубит меня.
- Хорошо! Пусть будет по-твоему, - кивнул король. – Тем более, что лучшего садовника, чем ты вряд ли можно найти даже в соседних королевствах. Если принц через много лет будет выглядеть так же, как этот парк, я буду счастлив.
Он засмеялся и подмигнул старику.
- Если, конечно, мы доживём до этого.
Садовник ответил ему улыбкой, и они поспешили к беседке, откуда  доносился весёлый мальчишеский смех.