Дело Однокозова. 8. Нинэль Однокозова

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Однокозов Алексей Григорьевич с дочерью Нинэль Алексеевной. 30-е годы. г. Пятигорск.

ФОТО из Благодарненского музея. В надписи под фото ошибка. Читать: "Погиб во Владимировке 15 октября 1942 года".

***

8. ДОЧЬ НИНЭЛЬ АЛЕКСЕЕВНА ОДНОКОЗОВА

Главацкая Татьяна писала: «…Таисия Ивановна в 1925 году вышла замуж за Алексея Григорьевича Однокозова. 31 марта 1927 году у них родилась дочь – Однокозова Нинэль Алексеевна. Муж по долгу службы каждые два-три года переезжал из одного города в другой, семья следовала за ним.

С 1933 года жили в Пятигорске, Алексей Григорьевич работал директором мотороремонтного завода, в семье был достаток, личная легковая автомашина, дочь пошла в школу. Но в 1937 году Алексея Григорьевича арестовали, обвиняли в антисоветской деятельности».

В Ставропольском краевом музее хранится письмо дочери Однокозова – Нинэль Алексеевны. 11 ноября 1990 года она писала: «…Из биографических данных об отце в моей памяти сохранилось следующее. Родился он в 1903 году в станице Советской в семье казака Григория Петровича Однокозова, учился в церковно-приходской школе, после окончания которой, был отдан в ученики на мельницу, но «карьера» его дальше грузчика на этом поприще не пошла. Революция 1917 года внесла свои коррективы.

Вскоре отец вступает в комсомол, его избирают секретарем комсомольской ячейки. Служил в Красной Армии. Есть фото: отец в красноармейской форме с саблей. Этот период мне известен со слов мамы.

А вот период с 1925 года и дальше я знаю четко, и это подтверждается оставшимися фотографиями. В 1925 году отец женился на маме – Александровой Таисии Ивановне. Я родилась в 1927 году в селе Воронцово-Александровском. Отец, как говорила мама, любил технику, хорошо разбирался в ней, в связи с чем, был направлен на учебу. После завершения учебы его направили в 1930 году в г. Моздок директором МТС.

С 1932 по 1934 годы отец учился в Москве в Сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Мы с мамой тоже приехали в Москву, жили в общежитии. Помню, я ходила в детский сад. После окончания академии отец получил назначение в г. Пятигорск на должность директора мотороремонтного завода, куда мы и переехали. С 1 сентября 1934 года я пошла в первый класс.

Потом был роковой 1937 год. Отца исключили из партии, арестовали, как врага народа. Два года мы о нем ничего не знали. Нас, естественно, выселили из квартиры, конфисковали имущество. Мама осталась со мной, 10-летним ребенком на руках. На работу ее никто не принимал – жена врага народа. Спасибо добрым людям, рабочие с завода помогали нам.

В мае 1939 года мы с мамой встречали отца в городе Ворошиловске (с 12 января 1943 года - город Ставрополь). Он был освобожден и реабилитирован, восстановлен в партии. Нам вернули квартиру. Следователя, который избивал отца, добиваясь показаний, судили.

В общем, отец считал, что произошла ошибка, а справедливость, все-таки, восторжествовала. Все были счастливы, и никто не задумывался, что подорвано здоровье, что два года семья мучилась. И таких семей было немало!»

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...