Дело Однокозова. 7. Родные и близкие

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Однокозовы Алексей и Таисия. 1926 г.
Фото от Т. Главацкой (Александровой).


***

7. РОДНЫЕ И БЛИЗКИЕ

Однокозова (Александрова) Таисия Ивановна родилась 4 мая 1908 года в городе Кисловодске. Ее отец – Александров Иван Никанорович, выходец из мещан города Кизляра, состоял чиновником городской почтово-телеграфной конторы. Мать ее – дочь урядника станицы Александроневской Мария Алексеевна, урождённая Шапошникова.

11 июля 2011 года Главацкая Татьяна писала нам: «…Занимаясь изучением истории своей семьи, я выяснила, что моя родственница – Александрова Таисия Ивановна была замужем за Однокозовым Алексеем Григорьевичем, бывшим первым секретарем Благодарненского районного комитета ВКП(б) с 1941 по 1942 годы. В нашем семейном альбоме сохранилась фотография Алексея и Таисии Однокозовых. На фото они молодые в 1926 году. Я живу в г. Ставрополе. Моя девичья фамилия Александрова. Таисия мне приходится двоюродной тетей. Отец Таисии – Александров Иван Никанорович и мой дед – Александров Андрей Никанорович, родные братья.

***

Александров Иван Никанорович родился 28 мая 1885 года в городе Кизляре в семье мещанина Никанора Александрова сына Александрова (1862 г. р.) и законной жены его Надежды Стефановны (1865 г. р.). Крещение Иоанна было совершено в Казанском соборе города Кизляра Кавказской епархии 30 мая 1885 года. Восприемниками стали: Кизлярский мещанин Георгий Иванов Варламов и жена рядового – Дария Савина Кулакова.
Иван был старшим сыном в семье. Мальчика отдали обучаться в 3-х классное городское училище. Аттестат об окончании курса в Кизлярском городском училище выдан ему 6 июня 1899 года. Встал вопрос: «Куда податься сыну простого Кизлярского мещанина?»

Геннадий Шапошников в статье «Мотивация к труду в учреждениях связи России во второй половине XIX – начале XX вв.» писал: «…Почтово-телеграфное ведомство стало первым в России, где государственная служба была открыта для лиц всех сословий. В учреждения связи пришли выходцы из мещан, разночинцев, семей мелких чиновников. Мощным мотивационным стимулом для них стала возможность повысить свое общественное положение: стать чиновниками Министерства Внутренних Дел. Таким образом они получали возможность перейти в сословие «личных почетных граждан», а, дослужившись до VIII классного чина, получить и личное дворянство».

23 января 1901 года Александров Иван Никанорович подал прошение на имя начальника Кизлярской почтово-телеграфной конторы: «Имея ревностное желание поступить в Почтово-Телеграфную Контору, кандидатом для изучению службы Почтово-Телеграфного Чиновника VI разряда, для чего предоставляю следующие документы: Метрическая выпись за № 239, Удостоверение о благонадежности Местной полиции за № 3715, Фотографическую карточку». Вместе с прошением он дал подписку, что ни каким массонским ложам не принадлежит.

27 января 1901 года начальник Кизлярской Почтово-телеграфной конторы подал рапорт Начальнику Владикавказского почтово-телеграфного округа следующего содержания: «Представляя при этом Вашему превосходительству прошение с документами мещанина Ивана Александрова, имею честь просить допустить его к изучению почтово-телеграфной службы. Начальник конторы В. Булгаков». Ответ пришел 10 марта 1901 года. Начальник Владикавказского почтово-телеграфного округа поставил на прошении резолюцию: «Разрешаю допустить мещанина Ивана Александрова к научению службы на должность п.-т. Чиновника VI разряда».
И. Н. Александров стал учеником при Кизлярской Почтово-телеграфной конторе. При поступлении он дал еще одну подписку: «…Я, нижеподписавшийся, сим обязуюсь в совершенной тайне содержание всех телеграмм, которые дойдут до сведения моего, какого бы существа оне ни были, равно не открывать посторонним лицам, кем и кому телеграммы были поданы, в чем и даю подписку; в противном случае, подвергаюсь ответственности по всей строгости законов. К сей подписке сын Кизлярского Мещанина Иван Никоноров Александров».

Главацкая Татьяна писала: «…Читая статьи о службе почтово-телеграфных чиновников, везде встречала высказывания, что простые чиновники, которые начинали службу с 6-го низшего разряда, очень долго ждали повышения по службе, лишь через 15-18 лет некоторым удавалось дослужиться до четвертого разряда. И это был потолок. Забегая вперед, скажу, что служба Александрова Ивана, опровергает эти высказывания. Возможно, это исключение из правил или какие-то личные качества, а может быть и географическое положение места службы? Но как бы там не было, карьера его шла успешно!

В мае 1901 года И. Н. Александров подал увольнительное свидетельство об исключении его из общества мещан города Кизляра. Его просьба была рассмотрена и об этом сохранилась запись: «Тысяча девятьсот первого года мая 7 дня мы нижеподписавшиеся Кизлярские мещане, собравшиеся сего числа в помещении Кизлярской городской управы слушали прошение Кизлярского мещанина Ивана Никоноровича Александрова уволить его из числа мещан г. Кизляра и выдать ему увольнительное свидетельство для предоставления Почтово-Телеграфному ведомству. Постановили: Уволить из числа мещан г. Кизляра Александрова Ивана Никоноровича, рожденного 28 мая 1885 года».

Карьера И. Н. Александрова складывалась удачно. С 1909 года он служил почтово-телеграфным чиновником в г. Кисловодске. В его личном деле сохранились приказы о постоянном повышении разряда почтово-телеграфного чиновника и присвоении очередных классных чинов.

24 октября 1913 года его по службе перевели в г. Майкоп. Следом переехала семья. Волнения в связи с переездом, влажный климат, а, возможно, и стечение обстоятельств, серьезным образом отразились на здоровье супруги Марии Алексеевны, которая заболела малярией. Болезнь протекала в тяжелой форме, в результате чего у нее развилось малокровие. Иван Никанорович стал жаловаться на частые приступы ревматизма. В связи с этим, он написал прошение руководству Владикавказского почтово-телеграфного округа о переводе на Кавказские Минеральные Воды. Его просьбу удовлетворили и 27 июня 1915 года назначили заведующим почтовым отделением в чине второго разряда на Кисловодском железнодорожном вокзале. Семья Александровых вернулась в Кисловодск. Жизнь наладилась.

Иван Никанорович рос по карьерной лестнице. 23 сентября 1916 года его повысили до чиновника 1 разряда. Но в их спокойную и размеренную жизнь, как и в судьбы миллионов людей России, внесли свои коррективы революция и гражданская война. В Кисловодске периодически менялась власть. Городом управляли то белые, то красные. Население осталось без снабжения топливом и продуктами питания, начался голод, разразился сыпной тиф.

14 января 1919 года И. Н. Александрова по приказу командования XI Красной Армии направили в город Минеральные Воды в распоряжение начальника полевого почтово-телеграфного отдела. Прослужив там всего 5 дней, он был вынужден эвакуироваться вместе с отступающей армией в Моздок, а затем – по направлению к Кизляру. Штат Минераловодской почтово-телеграфной конторы в полном составе покинул город «под страхом расстрела за неисполнение».

И. Н. Александров, не доезжая 60-ти верст до Кизляра, бежал из красного эшелона. Он нашел убежище у своего хорошего знакомого и коллеги, начальника почтово-телеграфного отделения станицы Старогладковской господина Бебеха. На следующий день станицу заняли белоказаки. Можно было возвращаться домой в Кисловодск. Но пассажирские поезда не ходили, в основном эшелоны перевозили военные грузы и армейские части Добровольческой Армии.

Иван Никанорович с попутным гужевым обозом отправился на родину жены в станицу Александроневскую, в пути заболел тифом, и его привезли в станицу в жару и бреду, в безнадежном состоянии. После выздоровления он отправился в Кисловодск. В городе действовала военная власть белых. На работу его не приняли, сославшись на приказ об увольнении в «связи с самовольным оставлением службы». Положение стало безнадежным, средств для содержания семьи нет. В городе свирепствовал тиф. Иван Никонорович заболел возратным тифом. Не убереглась от инфекции и Мария Алексеевна, она заболела сыпным тифом и вскоре умерла.

В семейном альбоме Александровых сохранилась фотография с подписью: «Память смерти мамы, умершей 30 марта 1919 г. в Здравнице № 1. Медицинский  персонал: лечивший ее Доктор Кессель, фельдшер А. Н. Александров (стоит) и сестра милосердия А. А. Раевская, а за ея отсутствием ученица 1 класса Кисловодской медицинской школы Тая Александрова».

Таисия Ивановна Александровна осталась без матери, с больным отцом и бабушкой. Выздоровев, Иван Никонорович собрал необходимые документы, подтверждающие обоснованность его отсутствия на службе, подал прошение начальнику Почтово-телеграфного округа о восстановлении в должности. За него перед высоким начальством похлопотал начальник Кисловодской конторы господин Зимин.

И вот, И. Н. Александров приступил к служебным обязанностям. Но не надолго. Некие «доброжелатели» написали на него донос. 15 августа 1919 года его арестовывали и поместили в тюрьму. Но вскоре органы разобрались в необоснованности обвинений в преступлении и освободили. 20 сентября Александрова восстановили на службе, но уже 11 октября 1919 года его вновь арестовали сотрудники Контрразведывательного отделения района Минераловодской группы. На этот раз он «…обвинялся в службе у Советской власти в качестве военного цензора телеграфа и члена ревизионной комиссии при Кисловодском Совдепе».

Одиннадцатилетняя Таисия и ее бабушка остались без средств к существованию. В это трудное время им помог брат Ивана Никаноровича – Андрей, который служил у доктора Кесселя фельдшером.

И. Н. Александрову вскоре вновь удалось выйти на свободу. В его личном деле имеется соответствующая справка: «Чиновник 1 разряда Иван Александров из под ареста освобожден и с 21 сего февраля допущен к несению службы. 22 февраля 1920 г.»

В начале 1920 года в Кисловодске восстановилась советская власть. В мае отца Таисии назначили заведующим почтово-телеграфной конторы. Но перенесенный тиф и плохое содержание в тюрьме сильно подорвали его здоровье. Сначала он обратился к руководству с просьбой перевести его в простые работники, а затем, в 1921 году прошел медицинское освидетельствование и уволился со службы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...