Литературная Система 1. 5. Конфликт

Андрей Тигр
  ЛИТЕРАТУРНАЯ СИСТЕМА 1.5. КОНФЛИКТ

  Произведение держится исключительно на конфликте. Всё, что описывается в романе или рассказе - всё это конфликт. Если его нет и у героев всё хорошо и замечательно - о чём вообще писать? Никому особо не интересно читать, какой сегодня хороший был у главного героя день. А вот почитать, как героя повозили фейсом по тейблу - намного интересней.
  Конфликт - основа сюжета книги, потому, начиная писать конфликт, мы, фактически, начинаем работу над сюжетом. Конфликт для книги - как скелет для человека. Без него человек сползёт на пол бесформенной уродливой массой. Книгу без конфликта ждёт примерно та же судьба. Читатели будут задаваться вопросом - ну и что? из-за чего весь сыр бор? Так что, описывать конфликт - дело крайне ответственное, подходить к нему нужно аккуратно.

  Главная задача конфликта – структурировать сюжет. Регулировать событийный план действий.
  Вместо определения:
  Конфликт = персонаж + цель + препятствия
  Более лаконично и точно определить конфликт просто нельзя.

  Уже прописаны основные персонажи, мы знаем какие они, мы их видим. Разумеется, уже представляем о чём пойдёт речь в книге и заготовки конфликтов - у нас в голове. Теперь настало время как следует продумать всё это и подробно описать.

  Правило первое: конфликт должен быть прорисован максимально отчётливо. Не может быть недоописан. Иначе – неясность мотивов героя, неясность ставок "игры", незначительность самой "игры". Читатель просто не поймёт - зачем герой делает то, что делает. А не поняв - бросит читать.

  Правило второе: один конфликт - одна сюжетная линия. Каждый конфликт даёт жизнь одной сюжетной линии, и эта линия завершается сразу, как только конфликт разрешён. Потому в произведениях крупных форм присутствует сразу несколько конфликтов, мы следим сразу за несколькими группами героев. В рассказах попроще. Как правило, один основной конфликт, может один-два дополнительных.

  Правило третье: один конфликт всегда является главным. Все остальные подчиняются ему. Нужно выделить основную тему, вокруг которой завяжется борьба, всё остальное подчинить ей. Дополнительные конфликты могут идти параллельно с основным, но никогда не могут влиять на него. А основной конфликт может влиять на все остальные.

  Правило четвёртое: конфликт должен опираться на жизненно важные потребности персонажей. Читатели должны ощущать, что всё это действительно важно и нужно, герои суетятся не просто так. Именно по этому, книги и фильмы, где на карту поставлена жизнь держат читателей (и зрителей) в большем напряжении, чем, например, мелодрамы или комедии.

  Пользуясь вышеперечисленными правилами и определением, нам нужно описать каждый конфликт по формуле и придумать – чем он закончится, через какие стадии пройдёт и ориентировочно – в каких местах романа. Сделав это, мы фактически напишем костяк сюжета. Кое-какие знания нам в этом помогут:
 
  ТИПЫ РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ

  1. Статичный конфликт. Противоборствующие силы действуют с равным успехом и особо не меняются по ходу дела. Не получается ни у кого перетянуть к себе канат. Иногда нужно сделать конфликт статичным, чтоб показать накал борьбы. Только не переусердствуйте - даже любителям боевиков надоедает, когда два бойца мутузят друг друга без победы. Скучно.
  2. Скачкообразный конфликт. В этот момент конфликта эмоции и ситуации становятся намного сильнее ожидаемых. Нужно применять, чтоб подчеркнуть остроту момента. Тоже дозируем, обилие скачков надоедает и читатель перестаёт сопереживать эмоциональному накалу.
  3. Медленно развивающийся конфликт. Хорош для романов. Постепенно знакомимся с героем, его проблемами. Эмоциональное напряжение меняется плавно, логично. Большую часть времени конфликт должен развиваться именно так. Такое развитие конфликта будет держать читателя в напряжении до самого конца книги. Если, конечно, всё остальное на высоте.

  ТИПЫ КОНФЛИКТОВ ПО ПЕРСОНАЖАМ

  1. Внеличностный конфликт – между несколькими группами людей
  2. Личностный конфликт - между двумя героями
  3. Внутриличностный – два разных взгляда на мир борются в одном персонаже
  4. Конфликт между человеком и обстоятельствами – миром
  5. Конфликт между одним человеком и толпой

  Алгоритм действий примерно следующий:
  1. Выбираем вид основного конфликта.
  2. Продумываем и описываем основной конфликт. Решаем, чем он разрешится и как покажет идею.
  3. Придумываем вспомогательные конфликты. Решаем - зачем они нам нужны, как помогут раскрыть тему.
  4. Описываем вспомогательные конфликты. Когда они возникают и чем заканчиваются.
  5. Сплетаем всё это воедино. Можно даже нарисовать. Основной конфликт - отрезок от начала до конца романа. Переломные моменты отмечаем точками. Вспомогательные конфликты - параллельные отрезки меньшей длины. Отметим где начались, где закончились.

  Строго говоря, основной конфликт не обязан начаться сразу с первых страниц. Большей частью всё-таки авторы сперва знакомят читателей с миром и героями. Экшн начинается чуть позже. Однако, есть много книг и фильмов, которые начинаются сразу с конфликта. Сразу кто-то дерётся, бежит, стреляет. И только потом автор объясняет читателю - зачем всё это было нужно.
  Оба варианта хороши. Только нужно не затянуть со вступлением в первом варианте и дать чёткое объяснение мотивов во втором.

  После того, как опишем конфликт - сюжет наполовину готов. В следующей статье - как его приготовить до конца.