Долой праздники всем стадом!

Сергей Жирнов
— Ты пойдёшь со мнoй 14-го на жертвoприношение?
— Жутковато звучит.
— Святой Валентин был обезглавлен, а не закидан валентинками до смерти.
(с) Елена Гроссман


ДОЛОЙ ПРАЗДНИКИ ВСЕМ СТАДОМ!

Глупые мелкобуржуазные обыватели во всем мире нуждаются в официальных праздничных датах, которые создают им официальные поводы для официальной радости. По сути, так называемый праздник всех влюблённых – день святого Валентина – ничем не отличается от нашего бывшего совкового Первого мая, 23 февраля, Восьмого марта или Седьмого ноября. Дам приказ радоваться! Будем радоваться! И бежать в магазины – закупать подарки, тратить бабло со страшной силой. Партия сказала: «Надо!» Комсомол ответил: «Есть!»

На самом деле, на Западе большинство праздников придуманы хитрыми пиарщиками от торгового бизнеса. Знаете ли вы, что в праздник святого Валентина торговый оборот цветочных магазинов во Франции составляет 6-8% годового оборота? Что неделя до этого праздника и неделя после этого праздника – две из самых доходных недель для продавцов духов, бюстгальтеров, платьев, шпяпок, сумочек и прочих дамских причиндалов?

Проблема не в том, что некие предприимчивые люди искусственно создали и раскрутили рекламой на весь мир такой придуманный праздник, как лишний повод для ухаживаний и оказания знаков внимания любимым. А в том, что его сделали поводом коммерческим и сугубо коммерческим. Со всеми издержками мирового капитализма. Со всем его звериным лицом (по Марксу, Энгельсу и Ульянову-Ленину).

Поясню. Если бы «правильным» жестом на этот праздник считался бы любой подарок на ваш более или менее свободный выбор, просто как знак внимания – всё было бы ничего. Но идеологи (маркетологи и пиарщики от большого бизнеса, рекламы и коммерции) нам навязывают единую, мировую, глобальную модель «правильного» поведения. Которая состоит, в частности, в том, что следует (под угрозой расстрела) дарить не просто цветы, а именно красные розы! Потому что только они якобы являются настоящим символом любви. Все остальные цветы – пардон, дерьмо собачье! И если вы подарите любимой (или любимому) не красные розы, а что-то другое, то вы – лох, гад, предатель и плохой любовник.

В северном полушарии планеты Земля в феврале – зима. И тут нет цветов вообще, и красных роз, в частности. Посему их развозят по всему остальному миру из Южного полушария, аж за 10-20 тысяч километров: в основном, из Кении и Южной Африки, где в это время – разгар лета. Поскольку цветы товар скоропортящийся, их везут на самолётах. Сотнями миллионов штук. Что одно уже очень плохо для глобальной экологии Земли – для усугубления парникового эффекта.

И, кроме того, поскольку в один день искусственно образуется спекулятивный спрос именно на красные розы, возникает спекулятивная цена на них – в 3-10 (если не больше) раз выше, чем в обычный другой день. Что и требовалось создателям праздника и всем, кто на нём и на романтических простаках-обывателях наживается. Наживается всех десятках и сотнях миллионов реальных романтических лохов, которые попались на банальную, чисто коммерческую удочку.

К реальной, настоящей любви, как вы понимаете, этот весьма доходный бизнес не имеет никакого отношения. Добавьте сюда, ресторанный, туристический, гостиничный и торговый бизнес, а также секс-шопы, порно-сайты и помножьте на всех простаков, получите многомиллиардные торговые обороты. Из ничего. Из пшика. Из радио, телевизионной, сетевой и прочей массовой рекламы, навязывающей модель «правильного» поведения потребителям, покупателям, клиентам.

Если у обеспеченного человека есть лишние деньги на это разовое косвенное удовольствие для себя и прямое – для заправил бизнеса, никаких проблем! А если нет? Если, под воздействием массового давления общества потребления и телевизионной баланды, простому обывателю, едва сводящему концы с концами, психологически придётся отрывать немалые деньги от самого насущного? Вот тут и возникает серьёзный вопрос и сомнения. Да и вообще, лично меня не устраивает просто попытка манипулирования общественным мнением и поведением, и моим собственным. И за мой собственный счёт!

Самый большой праздник торговли, конечно, Рождество, когда магазины получают четверть или даже треть годового торгового оборота. Миллиарды глупых обывателей, в том числе в Китае или арабских странах, не имеющих ничего общего с рождением Христа, пару месяцев в конце года тратят на придумывание и закупку кучи подарков, которые сразу после Нового года становятся в три раза дешевле. Но – дорого яичко к Христову дню. Вот и тратят чудаки на букву «м» огромные бабки на заведомо втрое более дорогие подарки. Потому что такая традиция. Потому что стадо обывателей делает так. А глупый человек – стадное животное – не может не подчиниться традиции стада.

Исторически и научно давно известно, что Христос не рождался 25 декабря. Что древние люди, варвары и язычники чаще праздновали астрономические даты (дни солнцеворота или солнцестояния, например) или важные циклические экономические события – начало весенней пахоты или сбор урожая. Христианская религия, пришедшая на смену варварству и язычеству, не могла отменить традицию старых праздников, к которым люди привыкли за многие десятилетия, а иногда и за века. А посему она их подменила, заменила, поставив на их место свои. Так Рождество Христово оказалось в конце декабря, хотя по научным данным этот исторический персонаж реально родился летом.

Существуют праздники просто глупые. Особенно у нас. Так, исторически уже давно известно, что советская армия (РККА) вовсе не была учреждена 23 февраля! Что декрет Совнаркома был подписан аж 15 января 1918 года. Что в феврале 1918 года она несла сокрушительные поражения от кайзеровской Германии, отступала, сдавала город за городом. Что в ночь с 23 на 24 февраля советский высший орган государственной власти официально принял позорный и пораженческий ультиматум германского кайзера. Что перед угрозой захвата Питера, 26 февраля столица была переведена в Москву. То есть, исторически давно доказано, что февраль 1918 года был месяцем поражений большевиков и их молодых вооружённых сил.

И тем не менее, в России продолжают тупо праздновать дебильный праздник, которого не было (читайте в послесловии детальный разбор историка Палия). Вернее - праздник кайзеровской армии (бундесвера), праздник победы кайзеровской Германии. Проблема не в том, что не надо праздновать что-то там военно-патриотическое. Но выбрать дату для такого празднования следовало бы совершенно иную. 23 февраля 1918 года - глупый выбор совковых идиотов.

В ельцинско-путинские времена, когда пытались бороться со старыми коммунистическими праздниками, День советской армии заменили названием на День защитника Отечества. Но оставили его преемником 23 февраля 1918 года в государственной пропаганде. Что ещё более глупо. Почему? Да, потому что эта дата осталась в наследство от большевиков, от коммунистов, от Советской России. Но наши нынешние правители и, тем более, псевдо-патриотическое безграмотное быдло не только не знакомы с историей своей страны, но и даже с историей партии большевиков, которую переписывали много раз.

С 1917 до 1943 года основной коммунистической, идеологической доктриной был интернационализм вообще и мировая революция, в частности. То есть, до 1943 года коммунистическая доктрина отрицала само понятие Отечества, а следовательно, и его защиту. Руководящим органом большевиков всего мира был Коминтерн, который боролся за победу коммунизма во всем мире, за слом всех государственных границ стран, за отмену государства как института насилия. А посему провозглашать именно дату 23 февраля 1918 года как праздник защитников Отечества - полнейшая и глубочайшая глупость!   

Я понимаю детей. Им нужны праздники психологически. Им они важны. Им нужны даты отсчёта, этапы роста. День рождения – важный праздник формирующегося человека. Когда каждый год – огромный период в детстве, отрочестве и юности. Когда изменения в организме и психике радикальны каждый год. Но после 18-25 лет, когда индивид уже полностью сформировался, что остаётся праздновать в день рождения? Новый шаг на дороге к старости и, в конечном счёте, к могиле?

Я – не против праздников. Но я – против праздников формальных. Я – за праздники логичные, когда есть что-то важное отпраздновать. Построили дом, купили машину, сын или дочь закончили школу или институт и тому подобное. Настоящий праздник двух влюбленных – конкретный день их первой встречи, или первого поцелуя, или первой интимной близости, или свадьбы. А не абстрактный и общий день какого-то там святого…

Профессиональный праздник врача - день удачной операции или выздоровления обреченного пациента. Профессиональный праздник рыболова - удачная рыбалка, охотника - хорошая охота, спортсмена - выигранные соревнования или установленный рекорд. Профессиональный праздник полицейского - поимка вора-рецидивиста или серийного убийцы, судьи - оправдание невиновного или достойное наказание преступника.

А в повседневности, я – за праздники спонтанные. По зову души. Тогда, когда хорошее настроение, хорошие люди вокруг, и хочется повеселиться. Или, наоборот, когда настроение плохое, плохая погода, и нужно развеяться, повеселиться. Просто так. А вовсе не потому, что в календаре прописан приказ праздновать что-то конкретное именно сегодня.

Франция, 14 февраля 2015 года.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

Правда о 23 февраля: большевики капитулировали перед кайзером и учредили праздник

Чтобы забыть позор поражения, его надо было превратить в торжество... Зачем праздновать день капитуляции Советской России, еще и называть его днем защитника Отечества?..

Президент, премьер и другие официальные лица дружно поздравляют граждан с Днем защитника Отечества, не слишком вдаваясь в детали – с чем именно. Мол „праздник мужчин” – и все тут.

Еще два десятилетия назад историки упорно спорили вокруг того, что же произошло 23 февраля 1918 года. Теперь уже не спорят. В большевистской прессе тех дней они так и не нашли ни одной ссылки на разгром немцев, который якобы произошел 23-го. Напротив, 25 февраля большевики включили гудки в самом Петрограде, чтобы разбудить город и ускорить запись добровольцев в Красную армию, ожидая наступления немцев на столицу. 26 февраля Ленин сообщил соратникам, что столица переносится в Москву.

В то же время известно: 23 и 24 февраля – это дни „безусловной” капитуляции Советской России перед кайзерской Германией. Чтобы забыть позор, ее нужно было превратить в торжество. Потому 23 февраля – это скорее день защитника немецкой кайзеровской отчизны, чем российской советской, или, тем более – украинской.

В первые послереволюционные годы в официальных сообщениях по поводу праздника речь шла о том, что якобы 23 февраля 1918 года Совнарком принял декрет об организации Красной армии. Однако в действительности этот декрет был издан еще 15 января.

На десятилетие праздника – в 1928 году – выяснилось, что 23 февраля 1918 года советская власть приступила к организации первых отрядов Красной армии.

В сентябре 1938 года, в кратком курсе истории ВКП(б) появилась новая версия: 23 февраля 1918 года „под Нарвой и Псковом немецким оккупантам был дан решительный отпор”.

Позже Сталин заявил, что 23 февраля 1918 года отряды Красной армии „наголову разбили под Псковом и Нарвой войска немецких захватчиков”. Так ложь и пошла гулять по миру.

Во времена хрущевской оттепели в той таки истории партии куда-то исчезло сообщение о Нарве, однако выяснилось, что под Псковом Красная армия „оказала упрямое сопротивление более многочисленным силам противника и нанесла им серьезное поражение”.

Такие противоречивые сообщения вызывают закономерный интерес: а что же произошло в действительности?

А в действительности 10 февраля 1918 года безрезультатно закончились переговоры о мире между Россией и Германией в Бресте. Советская власть надеялась, что немцы просто оставят большевиков в покое, имея значительные проблемы на фронтах во Франции и Бельгии. Однако через неделю, 18 февраля немцы начали наступление по всей линии развалившегося фронта. Немцы продвигались к востоку на поездах, практически без сопротивления. Скорость их передвижения ограничивалась преимущественно качеством дорог. 18 февраля немцы захватили Двинск (Даугавпилс), 20 – Минск, 21 – Полоцк, 24 февраля – Псков, Тарту и Таллин.

Наступление осуществлялось небольшими отрядами, часто лишь из 100-200 человек. По признанию большевика Зиновьева, хорошо укрепленный Двинск захватил отряд от 60 до 100 человек.

В это время советский главнокомандующий Криленко обнародовал приказ об „организации братания” с немцами. Однако немцы оказались стойкими к „братским объятиям”. 19 февраля Совнарком телеграфировал в Германию о том, что согласен на все. Однако немцы несколько дней не отвечали, продолжая наступление.

21 февраля советская власть в Петрограде объявила: кто не запишется в Красную армию, того пошлют под конвоем копать окопы вокруг города. За несколько дней в Красную армию записалось до 100 тысяч человек. Нарком Дибенко повел в бой матросов. 1 марта они захватили Нарву, и через два дня, с приближением немцев, убежали. 4 марта немцы без боя вошли в Нарву. Назвать эту вылазку „розгромом немецких войск” было бы большой натяжкой, тем более что произошли эти события не 23 февраля.

23 февраля утром Германия предоставила свои мирные условия, по которым Петроград должен был признать независимость Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украины, подписать мирное соглашение с Украиной, демобилизовать армию, разоружить флот и т.д.

23 февраля члены ЦК РСДРП (б), то есть большевики, согласились принять немецкий ультиматум.

В 3 часа утра 24 февраля Всероссийский Центральный исполнительный комитет (то есть правительство) [Автор статьи тут ошибается. Правительством Советской России был Совнарком во главе с Ульяновым (Лениным). ВЦИК был высшим органом государственной законодательной власти. - прим. редактора] приняло немецкий ультиматум. За капитуляцию проголосовало 116 членов ВЦВК, 85 – против, 26 воздержались.

Вероятно, именно факт капитуляции обусловил избрание этого дня в качестве праздника. Чтобы забыть позор, его нужно было превратить в торжество. Кроме того, новая власть просто нуждалась в новых праздниках и лепила их из чего попало.

Власть создавала предельно дешевые, лубочные мифы, для „как можно более широкого восприятия”. Вместо того чтобы чествовать какого-то реального Худойбердиева, власть находила правильных деятелей, с правильными биографиями, пролетарской родословной до восьмого колена и соответствующими громкими фамилиями.

Вспомним, что на Рейхстаг в 1945 году карабкалось несколько десятков бойцов, пока туда не залезли воины с „правильными” национальностями – русский и грузин.

Если кто-то проигрывает, то кто-то должен и выиграть. Немецкое наступление 1918 года – безусловный успех немецкой армии, которая продемонстрировала, что даже после изнурительной трехлетней войны на два фронта сохранила организованность и способность действовать малыми группами во враждебном окружении.

Через две недели немецкая армия захватила в пять раз большую территорию, чем ей удалось отвоевать за предыдущие три с половиной года первой мировой войны. О немецких потерях в этом походе нигде не сообщается. Германия осуществила такую экспансию фактически без потерь, хотя за предыдущие годы войны положила на восточном фронте сверх миллиона солдат. Тем более что лучшие немецкие части еще летом 1917 года, после начала развала российского фронта, были переброшены на Западный фронт главнокомандующим немецкой армии Гинденбургом.

Вся эта история свидетельствует о том, насколько на войне выгодно разложить противника изнутри. И еще важнее – не допустить разложения своих войск и государственных структур.

Многие историки считают, что немцы могли захватить Петроград, однако огромный город им не был нужен в условиях войны на Западе, тем более что большевики приняли ультиматум.

...В то время как немцы показали всего лишь здравый смысл и свою неизменную организованность, тогдашняя украинская элита ярко проявила полную безответственность, распустив украинизированные части регулярной армии и намеренно препятствуя бурному росту Свободного казачества. Если бы не это самоубийственная для Украины глупость тогдашней украинской власти, большевики, возможно, так же убегали бы от украинского войска, а не организовывали массовые расстрелы и экспроприации в Украине, как это произошло.

Однако, к сожалению, в истории не бывает условного наклонения.

Поэтому перед Украиной сегодня стоит дилемма. С одной стороны, зачем праздновать день капитуляции Советской России, еще и называя его днем защитника Отечества?

С другой стороны, определенная часть нашего населения привыкла отмечать эту дату и считает ее праздником мужчин. Потому оптимальным было бы учесть сантименты ветеранов и других ностальгирующих граждан и переименовать 23 февраля в День ветерана Советской армии.

А вместо этого учредить еще один „мужской” праздник.

Им вполне мог бы стать День Покрова Пресвятой Богородицы – древний казацкий военный праздник (14 октября). Однако совпадение этого праздника с Днем основания УПА вряд ли вызовет энтузиазм у нынешней власти.

Наверно, оптимальной датой для Дня Вооруженных Сил Украины стало бы 6 мая, когда православные христиане отмечают День Святого Георгия Победоносца. Это праздник мужчин и защитников очень широко отмечается у православных Болгарии, Македонии, а также в Сербии, Черногории и Грузии именно как праздник мужчин. К тому же в этот день была первая победа Освободительной войны украинского народа под Желтыми Водами 1648 года.

Для Дня Военно-морского Флота Украины возможны другие варианты. В частности, 18 июня 860 года состоялся первый точно зафиксированный в византийской хронике выход Киевской Руси на международную арену. В этот день наши корабли (по разным данным от 200 до 360) неожиданно появились под столицей Византийской империи и взяли ее в осаду. Жители и император были в панике, однако через неделю осада была снята, после разорения предместья Константинополя и выноса византийцами чудотворных икон. Отечественная летопись помещает это событие под 866 годом, но, скорее всего, ошибается. Византийцы дают точную дату. После этого события идут первые сообщения византийцев о крещении русинов.

Эти даты не являются конфликтными, не ретроградными, исторически амбициозными и способными объединить большинство граждан. А нынешние дни Вооруженных Сил и Флота Украины стоило бы переименовать в дни возрождения Вооруженных Сил и Флота Украины.

Пока еще власть преимущественно „озвучивает” реформы.

Исходя из того, что с реальными реформами все же складывается, власть могла бы ухватиться за шанс сделать хоть что-то путевое – хотя бы на уровне символов.

Александр Палий, историк

Источник на УНИАН: