Размышления о рассказе Дмитрия Новикова Другая рек

Василий Макаров
Дмитрий Новиков "Другая река"

Рассказ Дмитрия Новикова «Другая река» весьма необычен. Он близок к жанру былин, народных рассказов. В нем чувствуется влияние священного предания русской православной церкви. Главная ценность рассказа - не замысловатый сюжет или заумствования высокой литературы. Ценность рассказа в жизнеописании русского народа, в котором есть даже специальное слово противопоставляющее житие скучной обыденности. Но автор идет ещё дальше и сравнивает старое русское житие с современной нам реальностью.

Автор большой любитель северной карельской природы. Его описание природы наполнено красками и светом. Яркие и глубокие аналогии очеловечивают и оживляют землю, лес, реки, Белое Море. Каждая речушка, каждый лесок имеют свой характер и свою особую индивидуальность. Природа в рассказе становится немым, но всё видящим свидетелем, следящим за нами с земли, также как Бог следит с неба.

Начинает повествование рассказа Варлаам, кольский священник. Его речь колоритна и непривычна для современного языка. Мы сразу узнаем интонацию русского севера, старых поморов. Их мудрые и спокойны изречения, витиеватые фразы вселяют в нас чувство успокоения и умиротворения.

Варлаам сразу определяет главный постулат силы русского человека - вера спасает, не дела благие. Он рассказывает пример своей жизни, как надежда на себя и свои силы может сыграть злую шутку с человеком.

Жена Варлаама Варвара лишь слегка обозначена, как неуловимый образ писаной красавицы и любящей жены.

Второй главный герой рассказа - наш безымянный современник. Он бежит от какой то своей проблемы, пытается вдали от людей найти облегчение своим переживаниям. Но, как водится, сам же и является причиной своих страданий. Его заедает ревность и обида живущая у него в сердце.

Переходы между двумя сюжетными линиями резки, неподготовленный читатель может потерять нить повествования. Только старинный поморский говор сигнализирует нам о сменившейся вдруг картинке. По этой причине, с первого прочтения сложно полностью осознать смысл рассказа. На мой взгляд, автору бы следовало помочь читателю перестроиться в моменты перехода повествования с одного персонажа на другого.

Таким ходом автор пытается «сшить» две реальности в одно полотно. Пуская параллельно двух героев он пытается нащупать места пересечения между старинным Варлаамом и современным Безымянным. На мой взляд, автор серьёзно пытался найти параллели между судьбами этих двух героев. Но есть ли такие точки соприкосновения? Скорее всего их нет. Даже более того, один их героев проиграл другому схватку в человечности. Но обо всём по порядку.

Сцена с Варлаамом на норвежском корабле выглядит немного потусторонне. Жена Варлаама пускается в беспутное поведение и предстаёт как будто совсем другим человеком. Нет никакой видимой причины и обоснования такому поведению людей, как норвежцев, так и Варвары. Есть на руси хорошее наименование для подобных необоснованных поступков - «бес попутал» люди говорят. Но это не сочетается с изменившимся задолго поведением Варвары. Почему она превратилась из любящей жены в одержимую бесами женщину, автор нам не объясняет.

Реакция же Варлаама очень близка и понятна нам. Приступ гнева у северного богатыря завершается убийством, муками раскаяния и желанием Варлаама умереть. Но самоубийство грех и Варлаам готов принять кару, какой бы суровой она не была. Он стойко встречает тяжкие испытания зная о неминуемой расплате.

Претерпев же до конца Варлаам спасается от вины и мук совести. Он оправдан Богом и доказательство его вины исчезает, уносимое ветром. Он получает новую жизнь на берегу реки Кереть. Новая жизнь - как благодать Божья. Незаслуженно и не гаданно Всевышний даёт Варлааму ещё один шанс прожить свою жизнь как подобает верующему.

Варлаам ежечасно обращается к Господу, ищет поддержки и опоры. Он знает, в чьих руках он находится и кто может его в любой момент осудить или помиловать.

У нашего Безымянного современника в это время появляется спутник Юра. Юра предстаёт перед нами как новый русский юродивый. Он не сидит на паперти, не одет в лохмотья. Его ухоженный внешний вид может ввести в заблуждение, но искалеченная рука с пересаженным чужеродным пальцем дают нам понять, что внешность обманчива. Юра исполняет роль глашатого Истины. Он хочет наставить Безымянного, но не имеет права говорить прямо, как власть имеющий. Он как бы намёками и образами направляет нас к нужному смыслу. Юра показывает Безымянному часовню имени Варлаама, рассказывает его историю и советует герою просить помощи у Варлаама. Но имеющий глаза увидит между строк - в Господе твоё спасение и утешение!

Безымянный герой сам не знает что и у кого просить. Он не привык верить и не хотел доверять кому либо в своей жизни. И только нелепая и безвыходная ситуация, когда он сам себя поймал как рыбу на крючок, позволила ему переломить гордость и начать просить. А если просишь, то значит веришь. А если веришь - получаешь свой шанс на спасение.

Рассказ «Другая река» похож на разнородное лоскутное одеяло из кусков фланели сшитых с тюлем. Две линии повествования очень неравновесные. Варлаам перетягивает наше внимание и за счёт колоритного языка, и за счёт таинственной истории, и вообще он более реален, чем современный нам Безымянный безликий герой.

История Варлаама закончилась спасением, его вера в Бога подверглась тяжёлым испытаниям, но выдержала и окрепла. История Безымянного не имеет ни начала, ни конца. Это похоже на существование многих современных людей, которые и историю свою уже забыли, от корней оторвались, и к новому берегу ещё не пристали, да и не стремятся.

Два берега реки вроде бы рядом, да встретиться им нельзя. И река вроде одна и та же, да только берег Варлаама сильно круче пологого и скучного берега Безымянного. И смотрит Варлаам на него сверху вниз, уповая на Господа и зная, в чем есть сила.