Две свадьбы и странности любви вчетвером

Сагит Фаизов
Сагит Фаизов

Две свадьбы и странности любви вчетвером


Продолжаю листать журнал «Древняя Русь. Вопросы медиевистики», номер 4-й за 2006-й год, историк Юрасов пишет: «Женитьба на Предславе Святополковне явно не оправдала надежд Алмоша на получение военной поддержки из Руси. По крайней мере, источники хранят по этому поводу молчание» [1]. Алмош – венгерский принц, интриговавший против своего старшего брата Калмана. «Повесть временных лет» сообщает, что в 1104 году он женился на дочери Святополка Изяславича. Венгерские источники и по этому поводу хранят молчание, ПВЛ же не указывает имя венгерского принца. Поэтому В. Пашуто в 1968 г. предпочел обозначить этот брак как предположительный [2], а «Славянская энциклопедия» в 2002 г. решила выдать Предславу замуж «за королевича Владислава, ставшего впоследствии королем Ласло» [3] (король Ласло I умер в 1095 г., а Ласло II родился в 1131).      

«Предшествующее известие той же летописной статьи 6612 г., - пишет Юрасов, - посвящено другому династическому браку, заключенному 20 июля между дочерью перемышльского князя Володаря Ростиславича и сыном византийского императора Иоанна II Комнина Алексеем. Установление матримониальных связей Ростиславичей с правящей византийской династией, несомненно, способствовало росту их политического веса и независимости от Киева» [4]. Этот брак еще более загадочный. Сын Иоанна II Алексей родился в 1106 г., спустя два года после выхода за него замуж дочери перемышльского князя [5]. Правда, по другой версии, княжна вышла замуж за Исаака, сына Алексея Комнина, однако историк О. Юревич подсчитал, что Исааку в 1104 г. было менее 6 лет, и перемышльскую принцессу не могли отправить в Византию, как на это указывает летописец («ведена дщи Володарева») [6]. Обеим русским версиям противостоят грузинская, по которой Исаак был женат на грузинской принцессе Катерине (Ката), дочери царя Давида IV Строителя [7].

…Пожалуй, не было в том году у русских княжен замужеств ни в Венгрию, ни в Византию. Виновата в этом, в первую очередь, ситуация на небесах.  В 1104 г. на планете состоялись два солнечных затмения: 27 февраля и 22 августа. На Руси и в соседних странах они не наблюдались, но «летописец» их заметил и описал: «В се же лето было знамение, стояло солнце в круге, а посреди круга крест, а посреди креста солнце, а вне круга два обаполы солнца, над солнцем же кроме круга дуга, рогами на север». Для того, чтобы сделать такое описание, он должен был точно просчитать карту этих двух затмений, принадлежавших разным по направлению движения саросам [8], что отвечает возможностям астрономической математики лишь нового времени (XVIII-XIX вв.). Описание не наблюдавшихся на Руси астрономических событий – наиболее яркое свидетельство мистификационного происхождения годичной статьи ПВЛ (во всех трех основных списках). Но неудавшиеся «замужества» составляют еще и смысловой параллелизм затмениям - по двум линиям: как события, которых не было ни на Руси, ни в Венгрии, ни в Византии (вполне вероятно, однако, что где-то какая-то княжна выходила замуж за иноземного принца) и как события, которые осуществляются как соединение двух субъектов. Параллелизм подчеркнут нелепым глаголом «ведена», отнесенным к обоим замужествам: в обоих случаях его конечное числовое значение равно 4 [9]. Астрономическая энигматика дополнена, как водится у И. С. Баркова, его коллег и последователей, шуткой: в имени «Передслава» за формантом «Перед» и без того двусмысленным, следует формант «слава» с числовым значением девять, читаемым, во многих аналогичных случаях, как «дев ять». В статье ПВЛ 980 года именование «Предславино» было присвоено сельцу, в котором могла жить знаменитая Рогнеда [10].   
       

Сноски и примечания.

1. Юрасов, М. К. Русско-венгерские отношения начала XII в. //   http://www.drevnyaya.ru/vyp/stat/s4_26_6.pdf (с. 67).       
2. См. об этом в первой части ст-и Юрасова в предшествующем номере журнала (с. 52).
3. Славянская энциклопедия. Москва, 2002. С. 198.      
4. В первой части ст-и Юрасова в предшествующем номере журнала (2006, № 3, с. 52).
5. Поэтому другие историки выдали за него замуж Добродею, дочь киевского князя Мстислава (см. об этом в ст-е Википедии «Алексей Комнин» {сын Иоанна II}).   
6. Cм. об этом в главе 2 его книги «Андроник I Комнин» (в переводе: Москва, 2004), им принята версия В. Василевского об обручении Володаровны и Исаака в 1104 г.; см. об этом также: О. Иоаннисян Деревянным или каменным был храм в ур. «Царинка» в древнем Галиче? (http://tustan.ua/wp-content/uploads/2013/05/41.pdf) (с. 443-444).
7. Правда, и ее историки рассматривают как кандидата в жены Алексея Комнина (см. об этом в ст-е Википедии «Алексей Комнин» {сын Иоанна II}). Число византийских принцев, рассматриваемых историками в качестве потенциальных женихов региональных принцесс в историографии довольно большое; наиболее смелые историки из регионов женят их на своих принцессах несмотря ни на что (наличие других жен, ожесточенное сопротивление источников, их глухое молчание и пр., и пр.), перемещают принцев из Константинополя  под Мурманск или Багдад, устраивают им различные занимательные приключения, любовные в том числе, заставляют их возить шапки за своими сестрами и пр.    
8. Cм. об этом подробно: Сагит Фаизов Приглашение к Саросу. Часть 2 // http://sagitfaizov.livejournal.com/93182.html; см. также на proza.ru
9. О числовых значениях букв см. в Википедии, ст-и «Кириллица», «Греческий алфавит». В текстах мистификационного происхождения буквы функционируют как носители чисел, но ряд букв древнерусского и современного русского алфавита не имеют числового значения. Сумма числовых значений букв слова, задействованного в поле кодировок, составляет первичное числовое значение этого слова (например, 5, 2 и 1 вместе составят 8, в имени Ева, в частности). Последовательное суммирование чисел осуществляется, в большинстве случаев, до получения показателя из одного числа. Сумма чисел первичного значения, если она больше десяти, составляет промежуточное числовое значение слова, если она двузначная (например, 11 или 99), сумма двух чисел промежуточного значения является конечным числовым значением слова, если она не больше десяти (например, 11-2, но 99-18, следующее преобразование приводит к конечному числовому значению, равному 9). Числовые значения словосочетаний, предложений и дат учитываются точно таким же образом. Нули в вербально-числовой энигматике имеют факультативное значение и учитываются только по предписанию контекста. В отдельных случаях числовой ряд букв слова не требует суммирования, как правило, при кодировке числовых данных самостоятельного значения. Например, слово «арка» с числовым рядом 1121 может подразумевать дату 1121-й год. Написание одного и того же слова в старинных текстах или текстах «под старину» может варьироваться в зависимости от того, какое числовое значение следует получить, за счет применения той или иной графемы (графем) одной и той фонемы («и» или «i», «о» или «омега», «е» или «ять», «ф» или «ферт», «кс» или «кси», «пс» или «пси») или нарочитых ошибок.
10. См. об этом подробнее: Сагит Фаизов Перун в год Дракона и любви: 980 // http://www.proza.ru/2015/02/08/1217; см. об этом также в ЖЖ sagitfaizov

Иллюстрация-заставка: модель антикитерского механизма (I в. д.н.э.), рассчитывавшего, помимо прочего, циклы сароса; версия модели разработана Mogi Vicentini .

Источник копирования

https://en.wikipedia.org/wiki/Antikythera_mechanism

User: Mogi~commonswiki
Изображение доступно по лицензии Creative Commons Attribution 2.5 Generic

Опубликована 14 февраля 2015 г. Илл.-заставка опубликована 8.01.2017