Корф и Хайклиф

Ирина Фетисова-Мюллерсон
     Дор-сет. Дорсет. Графство Дорсет. Я "гуляю" по карте юго-запада Англии, по самой крайней береговой линии, отделяющей остров от континентальной Европы… Если перевести взгляд по карте немного вправо от границ Дорсета, в соседнее графство Хемпшир, до города Саутгемптон, то под ним ясно выделяется остров Белый, который словно бы отломился от основной земли, поэтому я мысленно придвигаю его обратно, для плавности сюжетной линии берега. Нам представился удобный случай, в дополнение к нескольким свободным дням в середине недели, посетить Борнмут, прибрежный город в Дорсете, наполненный гостиницами, спа, ресторанами, что точно выдавало его как курортный рай. Ослепительное солнце в искренне синем небе в разгар зимы явилось именно тем существенным бонусом, о котором можно только мечтать – в придачу к сосновым аллеям, тишине и полному безветрию на белоснежных утёсах, отграничивающих море от земли. Если представить сегодня проливной дождь и сумасшедший ветер, то мои впечатления на краю земли оказались бы не такими кудрявыми!

     Атлантика в этом месте была обозначена как Пулский залив, но всё же передо мной лежал океан, а точнее – Английский пролив (Ла-Манш). Если провести прямую линию через водное пространство к Франции, то она приведёт прямо в Шербург, город, знаменитый на весь мир дивной историей любви... If it takes forever I will wait for you...  или Я буду ждать тебя вечно...
     Вот только взглядом береговые линии Бонмута и Шербурга не соединялись никак, потому что Соединенное Королевство не «отвалилось» от материка по каким-то геологическим законам, подпадающими под систему пазлов, а первоначально являлось островом, насчитывающим сейчас более чем 570-ти миллионную историю. Англичане постоянно интересуются погодой, и я долго искала этому отгадку, пока однажды на наткнулась на интересную статью по поводу английского климата. По мнению автора, такого климата… просто не существует! Но есть четыре типа погодных условий – четыре фронта, пронизывающие страну в разных направлениях, несущих сюда то затяжные дожди Атлантики, то ледяные массы из Арктики, то континентальные ветра, то тропические.

     Не берусь судить о точности этого определения, но то, что температуры сезонов совершенно непредсказуемы, а порой и экстремальны, могу подтвердить на примере августов, в которых температура может колебаться от +38 до +5 градусов. Чтобы выдерживать постоянную смену ветров, в Британии нужно родиться или, хотя бы, не быть метеозависимым человеком (как некоторые, например)))

     Следуя взглядом в противоположную сторону береговой линии, можно увидеть остров Пурбэк, на который я давно положила глаз, не зная почему. Коренные жители Великобритании гордятся своим островным положением, но страсть к паромам и мостам прочно сидит в моём континентальном сознании. К чему я это говорю? При ближайшем рассмотрении, вопреки показаниям карты, Пурбэк оказался полуостровом, и, поставив навигатор в машине на знаменитый замок Корф (Corfe Castle), мы всецело отдались власти его всезнаний о дорогах мира. Иначе, зачем бы он был нужен? Мы проехали прекрасное, выразительное побережье города Пул, с дивными бухтами, оригинальными домами, катерами, с ощущением свободы и беспредельной красоты мира. Через следующие пять минут езды обнаруживается, что шоссе заканчивается, не оставляя шансов на другие маршруты, и плавно переходит… в проезд к небольшому парому! Отступать было некуда, поскольку сзади нас прочно подпирала вереница машин, к моему несказанному удовольствию – пусть маленькое, но неожиданное путешествие по воде! Приближаясь к посёлку с одноимённым названием Корф, нам стали попадаться животные, очень похожие на овец, но "со странными выражениями морд", я бы сказала. Неизвестная порода вызвала во мне живой интерес, подтверждением чему явилась серия фотографий этих овечек в разных ракурсах. А далее, как в сказке, на пути к городку (village) сначала показались прелестный домик на реке Корф и небольшой водопад, появились белоснежные голуби и средневековые постройки, каменные, но уютные с виду. Я замечала всё и фотографировала, однако, скорее, по привычке, потому что мой взгляд был прикован к вершине горы, увенчанной колоссальными руинами старинного замка, вокруг которого тоже мирно паслись эти диковинные, "тупорылые" овечки. Зимний сезон, как мне кажется, является самым лучшим для путешествий по горам и холмам, несмотря на ветра, потому что, во-первых, народу практически нет, во-вторых, не жарко, а, в-третьих, тебя окружает полнейшая тишина, которая так подходит к тысячелетним развалинам. Взбираясь вверх, хочется посмотреть вниз, но высота манит, и каменные немые исполины навевают откуда-то возникающие в воображении сказки и предания, и завывающий меж руин ветер, кажется, знает и помнит много интересного из истории мира, являясь проводником информации через столетия – от тех, кто ушли, – к нам, и от нас – дальше, по цепочке, которая, надеюсь, никогда не прервётся...

     Итак, замок Корф, английская жемчужина в ожерелье старинных замков, был основал во времена Вильгельма Завоевателя в 11 веке и являлся одной из первых каменных построек в Англии, заменяя собой деревянные. За свою многовековую историю замок достраивался и перестраивался, переходил из одних рук в другие, начиная от королей и дальше по списку пэрства, пока в 15 веке он не прекратил свое существование по решению Парламента того времени, результатом которого и явились эти впечатляющие руины. Глядя на  них, довольно трудно представить, как вообще эти куски истории соединялись, так как развалились они под углами, которые трудно мысленно соединить… не то, что острова на карте или житейские судьбы, которые тоже иногда напоминают вот такие же руины...  Но в своё пышное время Корф являлся и тюрьмой, и военным фортификационным сооружением, и королевской резиденцией, и семейным домом, поэтому ему есть, о чём вспоминать. Некоторые посетители говорят о своём мистическом восприятии замка, слыша голоса и непонятные шорохи среди развалин, ведь история замка Корф является одной из самых кровавых в Англии. Например, согласно местной легенде, здесь был жестокого убит молодой король Святой Эдуард, павший от рук приближённых своей приёмной матери, и его дух иногда показывается в замке. Точнее – в развалах, проёмах, двориках разрушенного исполина… Наверное, вечером было бы жутковато бродить от камня к камню, от стены к стене, где живут только старые во`роны, протяжные ветра да белые голуби..., и мне подумалось, а вдруг именно они, белоснежные, и есть те загубленные души, тоскующие по своим родным местам?

     Сверху можно лицезреть весьма красивый пейзаж: простирающиеся до горизонта вечнозелёные долины, перемежающиеся то домами, то церквями, то железной дорогой, то береговой линией Атлантики, то огромным холмом, скрывающим за собой другие красоты южного берега Англии.

     Даже в виде руин замок впечатляет и будоражит воображение секретами королевских семей и простых смертных, кто владел им вплоть до 1635 года, когда закончилась его судьба, как красавца, и началась, как величественного уродца. В 1982 году представители последней родовой ветви владельцев передали его на попечение Национального Фонда.

     В определенный момент истории Британии, совпадающий по времени с приходом кельтов, начали активно строиться крепости, особенно на вершинах холмов. За короткий период появилось огромное количество таких крепостей - порядка трёх тысяч.

     Так вот, на другой день я попала под очарование ещё одного замка из серии  этих тысяч: Highcliffe Castle (замок Хайклиф). В противовес вчерашнему руинному замку, теперь мне улыбался ренессанс - романтический и живописный стиль архитектуры, расцветший в конце 18 - начале 19 веков. Замок был построен тоже на берегу Пулского залива из древнего камня, привезенного из Франции, и украшен лепкой древнего стиля, а также специального цветного витаражного стекла, поэтому он и выглядит старше своего времени. Не знаю почему, но и этот красавец-замок и горел, и подвергался нашествию вандалов и был разрушен и перестроен... наверное, есть зло на свете, преследующее красоту...

     Даже сейчас, в зимнее время, в парке вокруг замка цветут кустарники и его знаменитые клумбы выглядят свежо и по-весеннему радостно. Обычно тут проводятся выставки, концерты, лекции, но главная примечательность, что поддерживает его моложавость, это проведение свадеб. Я даже пожалела, что уже замужем, а то непременно бы отпраздновала это событие тут, под сенью древних сосен, на вершине меловых гор...

     Наверное, теперь, замки будут сниться мне каждую ночь – старые, новые, разрушенные или восстановленные, ведь я любила их всегда, с детства, а не только потому, что во мне с рождения живёт принцесса, конечно.

Замки

В веках, запредельно туманных,
Свои возвышались «высотки» –
Их строили разные страны
В горах, на плато и на сопках.
Частично они выживали,
Назло торжеству лихолетий,
Но все сохранятся едва-ли,
Как новорождённые дети –
Кто сгинет вначале, болезный,
Кто выдюжит, лет не заметя,
О судьбах гадать бесполезно...
Но в тысячелетии третьем
Мы знаем и видим чуть дальше,
Чем предки на нашей планете…
Руины открыто, без фальши,
Как зубы торчат из столетий –
Осколками, грудой обломков
С ветрами и небом играя,
Ощерясь, глядят на потомков,
А мы, окрестясь, замираем…

14 февраля 2015

Фото автора - Highcliffe Castle (замок Хайклиф)