Первая слава

Александр Воронин-Филолог
Увы, уж не прочесть стихов со стула...

Владимир Вишневский

И  я  хлебнул  из  чаши  славы,
Прильнув  губами  жадно  к  ней;
Не  знаю  слаще  я  отравы
И  нет  наркотика   сильней.

             Игорь  Губерман

                Когда я был маленький, то дед  Иван  Кузьмич долгими вечерами в деревне учил меня матерным стихам,  а я с удовольствием, громко и с выражением читал их  потом  гостям. Когда гости уже хорошо выпили, закусили, устали спорить о политике и о колхозной жизни, то начинали скучать. И тут звали меня - городского, в коротких штанишках и в сандалиях  с  дырочками. Я  вставал на табуретку, чтобы  всем  было хорошо видно  и  выдавал опусы, разученные с дедом.  Гостям особенно нравилось, когда я, как Ленин, вытягивал вперёд руку и крыл их матом. Потом  все бросались  с поздравлениями - обнимали, целовали, совали в руки и в карманы конфеты со стола. Я стеснялся  такой  славы, краснел   и смотрел в пол. Но через десять минут  обо мне  благополучно забывали, за столом опять начинался пьяный шум и гвалт, а я  тихонько выходил на улицу и хвастался перед деревенскими друзьями целыми карманами конфет. Это были мои первые гонорары, заработанные талантом чтеца. Если друзей на улице не было, то я кормил конфетами  собаку  деда – хитрого черно-белого пса  Жульку.
                Иногда за столом сидели и приехавшие  в  отпуск  мама с папой. Они тоже смеялись со всеми и гордились своим сыном. Только потом, кто-нибудь из них тихонько объяснял мне, что эти стихи нигде больше рассказывать нельзя и лучше совсем забыть их, так как они не очень хорошие. Особенно не надо читать  их  в  садике  на  утренниках,   когда мы приедем обратно в город.
                Самый безобидный стишок был про охоту:

Три охотника ходили и убили воробья.
Три недели мясо  ели  и  осталось до   х...

                Дед  с четырнадцати лет  остался без матери  и всю жизнь  очень много работал от зари до ночи. Но тяжёлая жизнь не сломала его, не сделала злым, завистливым, жадным. Он всегда сам любил пошутить,  рассказать интересную историю  и ценил, когда это делали другие. Моего старшего двоюродного брата, который жил у них в деревне до пятого класса, он тоже учил всяким жизненным премудростям. Да брат и сам, наблюдая  за дедом, перенимал его манеру общения. Он всегда был заводилой в деревне и лично придумывал всем обидные клички и смешные прозвища. Тётя Мира Чижова вспоминала, как он лет в пять важно заходил в коровник, где шла дойка, закладывал руки за спину и покрикивал на доярок, подражая деду, работавшему в то время заведующим фермой: “- Пошевеливайтесь, бл...и! Пошевеливайтесь, бл...и!”
                И таких смешных эпизодов в нашей деревенской жизни было предостаточно.  Если бы  колхозники  не шутили и не смеялись над собой, то от их беспросветной жизни впору было бы  только пойти и повеситься где-нибудь на скотном дворе. Об этом хорошо говорит сатирик Михаил Задорнов в своих  телевизионных концертах – когда мы  смеёмся над своими  бедами, они отступают  и  не  так  сильно  мешают нам жить. До славы Задорнова  мне далеко, но я горжусь тем, что тоже был популярен  в детстве в  пределах своей деревни.