Андрей Рублев

Николай Павлов Мл
   В чем идея фильма "Андрей Рублев"?
   Чем масштабней произведение, тем трудней "определить" его идею. В чем идея романа "Война и мир"? Их там множество, какая из них главная?
   Наоборот, идея небольшого произведения, как правило, на поверхности, хорошо видна. Новелла Проспера Мериме "Кармен" о свободе. Кармен заплатила жизнью за свободу любить (избирать возлюбленного).

   "Андрей Рублев" - фильм о художнике, о творчестве. Среди персонажей множество "творцов": скоморох (Р. Быков), Феофан Грек (Н. Сергеев), резчики по камню (ослепленные князем), самозваный литейщик, создатель колокола Николка (Н. Бурляев), Кирилл (И. Лапиков), Данила (Н. Гринько) и другие из артели богомазов.
   Пролог к фильму - новелла "Летун". Некий изобретатель (также творец) наполняет баллон из шкур горячим воздухом и, преодолев земное притяжение, взлетает в небеса.

   Первоначальное название ленты - "Страсти по Андрею".
   Андрей Рублев (А. Солоницын) не отсиживается за монастырскими стенами, а путешествует по Руси, расписывая храмы.
   Создатели (сценарий А. Тарковского и А. Михалкова-Кончаловского к биографии живописца не имеет отношения) "проводят" героя через испытания и искушения, попутно разворачивая перед нами жизнь Руси начала 15-го века. Став мастером, Андрей Рублев создает свои шедевры.

   Антипод Андрея - Кирилл. Не имея таланта, он жаждет признания. Он набивается в ученики к Феофану Греку. Но тот выбирает Андрея. Зависть почти сводит Кирилла с ума. Но и сам Андрей польщен приглашением Феофана (искушение), что отдаляет от него Данилу, с кем он дружен.
   Кирилл же, осознав величие дара Андрея, на коленях умоляет его писать.

   Данила и прочие артельщики - ремесленники. Андрей - художник.
Данила упрекает Андрея: теплые дни лета на исходе, а работа (по росписи храма) стоит. Мы таких чертей нарисуем (речь о Страшном суде), что небу будет жарко! Но Андрей медлит, замысел не созрел.

   Ключ к пониманию фильма в последней новелле ("Колокол").
К этому времени Андрей уже не пишет ликов. Спасая "дурочку" от насильника ("Набег"), он убивает его и принимает обет молчания. В воображаемом диалоге с Феофаном Греком он признается: я человека убил.

   Когда колокол "запел", Николка, отдавший ему все без остатка духовные и физические силы, заходится в рыданиях, признаваясь, что отец его "подох", а секрета колокольной меди не оставил (т.е. тот делал все на свой страх и риск).
   Андрей утешает его (обет молчания нарушен): Смотри, какой ты праздник людям устроил. Так и пойдем с тобой... ты будешь колокола лить, а я иконы писать.

   Если Бог наделил тебя талантом, следуй ему. Не предай его.
   Рильке сказал, в каждом из нас заключено послание, сумей его прочитать.