Рецензия на компьютерную игру Колонизация

Григорий Саталов
   (редакции Прозы.Ру давно бы следовало ввести раздел обзоры игр. За отсутствием такового, отношу этот опус пока к критике о музыке и кино. Тем более музыкальный фон там присутствует)

    Автор всё тот же великий Сид Меер, да пребудет с ним милость Всевышнего во веки веков, создавший "Цивилизацию". Игра в Досе. 1994 год. Есть адаптированные варианты под Виндоуз. Если повезёт, можно найти в сети.
   Действие начинается в 1492 году. Вместо Кристофора Колумба открываем Новый Свет и начинаем его осваивать. Играть можно за Англию, Испанию, Францию или Голландию. (По-моему для исторической правды очень не хватает португальцев, правда некоторое время как раз в ту эпоху Португалия входила в состав Испании). При этом у каждой нации свои особенности. Англичане охотнее всего переселяются, на треть чаще появляются эмигранты, желающие уехать из Лондона в Новый свет. Испанцы успешнее всего воюют с индейцами, французы, напротив успешнее в мирном сотрудничестве с индейцами, у голландцев успешнее идёт торговля, цены медленнее снижаются и быстрее растут.
   Играть можно на карте настоящей Америки (Северная и Южная вместе) или на случайной карте, которую я обычно называю Эльдорадо.
   Всё очень похоже на Цивилизацию того же Великого Сида, да пребудет с ним милость Всевышнего. Так же строим города и осваиваем территорию, посещая индейские поселения. Но есть существенное отличие, которое мне очень по вкусу. Юниты могут не только воевать с европейскими нациями и индейскими племенами, но и заниматься мирным созиданием, пахать землю и строить дороги (как рабочие в Цивилизации), выращивать продовольствие и ловить рыбу, выращивать хлопок, табак или сахарный тростник и соответственно ткать, крутить сигары или гнать бормотуху, можно добывать меха и шить шубы, валить лес и много строить всяких сооружений в городах.
   При этом открываются грандиозные возможности для обмена товарами между городами. В конечном счёте, всё что производится в Новом Свете, увозится обозами в порты, а дальше на кораблях через океан в Старый Свет, где продаётся за деньги. При этом на часто продаваемые товары цены снижаются, и соответственно растут на дефицитные вещи.
На вырученные деньги в Старом Свете можно нанимать дополнительных колонистов, сверх добровольцев, или ускорять производство в Новом Свете или покупать корабли, пушки, ружья, лошадей инструменты и кое что ещё.
   Юниты могут иметь какую-нибудь профессию, что увеличивает их производительность в соответствующей отрасли. Среди профессий есть профессиональные военные, которые быстрее передвигаются и лучше воюют, миссионеры, которые селятся в индейских деревнях и обращают индейцев в христианство. (обращённые индейцы могут поселиться в городе-колонии). Есть священники. Если для них построить церкви, они там начинают во всю отправлять культ и производить условные колокола. Глядя на это жители Старого Света ещё охотнее рвутся уехать в Новый. У них то там как раз вовсю инквизиция свирепствуют, религиозные войны и прочие прелести жёсткой вертикали власти.
   А в Америке полная религиозная свобода и вообще делай, что хочешь. Хочешь индейцев мочи в сортирах и отбирай у них богатства, хочешь стань старателем, застолби участок и добывай серебро (пока оно резко не подешевеет в ходе «революции цен»), ну тогда можно клады искать, или построить капер и заняться вольным пиратством. Наконец можно поступить в школу, в колледж или даже в университет, если их в городе построят. Там можно овладеть всеми профессиями на выбор. Можно даже дослужиться до чиновника, которые как им и положено, как бы ничего не делают. Но когда они заседают в мэрии, в городе повышается производительность труда.
   После обучения бывших студентов приходится распределять. Прямо как в СССР. Учились они в удобном культурном городе, а работать поедут в Мухосранск, где грамотных не хватает.
   По ходу дела постоянно заполняется парламентариями континентальный конгресс. Из предложенного списка можно выбрать, очередного конгрессмена. (все они реальные исторические личности прославившееся при освоении обеих Америк) Когда конгрессмен вступает в конгресс, открываются различные новые возможности. Так при Питере Минуэте (это тот самый пройда, который за бусы и несколько долларов купил у индейцев остров Манхэттэн) индейцы перестают требовать деньги за свои земли. При Фрэнсисе Дрейке пираты резко увеличивают силу атаки при абордаже. При Кортесе, завоёванные индейцы отдают ещё больше золота, а королевские галеоны берут меньший процент за провоз этого золота в Старый Свет, при Симоне Боливаре растёт тяга колонистов к независимости и так далее.
Конгрессмены это аналог чудес света в Циве.
    Можно воевать с другими европейцами или с индейцами. И те и другие могут напасть и первыми. Свой король то и дело норовит повышать налоги. Но каждый раз можно устроить протест и тогда он налог не повысит, но придётся ради этого отказаться от экспорта в Старый Свет какого-нибудь товара. И таким товаром можно будет торговать только либо с индейцами либо с другими европейцами в Новом Свете.
   Когда король совсем задолбает своим стремлением удушить колонистов налогами, а наименования товаров для очередной протестной акции по бойкоту уже начнут заканчиваться (на это уходит 250=300 лет), то  в конце концов у колонистов кончается терпение, и тогда можно собрать континентальный конгресс и провозгласить Декларацию Независимости. Мол «все люди рождены равными и наделены Создателем рядом неотъемлемых прав, среди которых важнейшими являются право на жизнь, свободу и стремление к счастью… (мне это так нравится, что я это часто вместо тоста использую, дескать, счастье вещь неуловимая, выпьем хотя бы за стремление)
   Ну а если правительство оказывается настолько гадким и противным, что наглым и циничным образом начинает попирать эти священные права и свободы, то всякий народ имеет полное право и даже обязанность восстать и погнать такое правительство к ядрёной фене». Ну короче начинается оранжевая революция и война за Независимость.
   Король шлёт из Европы несметные полчища на огромных кораблях, и война обычно несколько затягивается. Но поубивав необходимое число тори (сторонников короля), индепенденты (сторонники Независимости) в конце концов побеждают, король соглашается отпустить американцев на свободу. Начинается фейерверк, салют Победы, всеобщее ликование и Хэппиэнд Хэппиэндович.
   Если бы не совсем древняя графика, я бы эту игру поставил даже выше Цивилизации или покрайней мере в ровень.
   Но на мой вкус было бы ещё лучше, если бы колонисты работали не на общак как при бандитском социализме, а у каждого из них был бы собственный счёт в банке. И товары они бы не только в Старый Свет продавали, но и друг другу. Какой бы простор для спекуляции открылся бы! Ведь при нехватке продовольствия юниты умирают с голоду. А спрос на одни и те же товары в разных городах был бы разный. А если бы можно было бы ещё землю и предприятия приватизировать, мэров в городах выбирать и взятки им заносить, чтобы они разрешили приватизировать вожделенный объект! Если бы можно было получать муниципальные заказы за откаты и пилить бюджет! Если бы можно было сколачивать политические союзы и партии из юнитов, игра была бы ещё увлекательнее.
   Вообще то я подобные игры изобрёл ещё в конце 70-х, когда ПК были только в фантастических романах. У меня всё делалось из пластилина. Но не довелось мне в нужное время оказаться в нужном месте... чтобы поучаствовать в компьютерном игростроении.
   В 2009 году вышел ремейк этой игры на базе Цивилизации 4. Там с графикой всё в порядке, но там мне не хватает карт побольше размером.