Только по субботам

Виктор Афсари
       Мы сидели с Владимиром Александровичем у него дома за чаем. Знатный гидростроитель, построивший не одну ГЭС в России и за рубежом. В том числе Асуанскую ГЭС, за что был удостоен звания «Почётный гражданин Египта». Он, как всегда, рассказывал много интересного. Вот и сейчас он вспоминал, как сразу после окончания института принимал участие в постройке Воткинской ГЭС на Каме.

       Кама река большая и строить плотину на ней непросто. Много при этом использовалось  иностранной техники. Были и немецкие козловые краны с грузоподъёмностью до 600 тонн. Однажды возникла необходимость переместить груз весом в 900 тонн на пятьдесят метров. Кранов, способных сделать это, на стройке не было. Стали думать. Сделали проект по усилению немецкого крана и послали чертежи на завод изготовитель с вопросом: «Можно ли, усилив кран, поднять на нём 900 тонн?»

       Через пару недель приходит из Германии ответ. «Можно, но только по субботам». Механики в недоумении. Им не до шуток. На стройке было девять переводчиков. Собрали их и посадили каждого в отдельную комнату. Те в недоумении. У всех перевод одинаков: «Можно, но только по субботам». Кто-то предложил послать телеграмму в МГУ на иняз. Так и поступили. В приписке к тексту вопрос: «Как нам это понимать?» Объяснили ситуацию. Ждут. Через три дня приходит официальный ответ. «В данном тексте, очевидно, мы имеем проявление немецкого юмора, который можно истолковать как то, что имея пятидневную рабочую неделю, они по субботам не работают и ответственности за перегрузку крана не несут».

       Главный инженер-механик чертыхнулся и дал команду выполнять проект. Сварщики усилили дополнительными балками кран. Стропальщики закрепили груз. Крановщик в полной тишине начал работу.

       Вот груз, словно нехотя, оторвался от площадки и застыл в воздухе. Над наблюдавшими за всем этим строителями пронёсся невольный вздох. Поверивший в то, что все расчёты верны, крановщик взялся за рычаги и уверенно продолжил операцию по перемещению груза. 

       Владимир Александрович улыбнулся своим воспоминаниям и добавил: «А вечером все мы уже добродушно посмеивались над нашими немецкими коллегами. После окончания постройки Воткинской ГЭС многих гидростроителей направили на строительство Асуанской ГЭС. Не раз мы со смехом вспоминали про тот случай. Однажды пришлось перенести даже целый храм. Абу Симбел оказался в зоне затопления. Но и с этой задачей мы справились успешно».