Запис. современ. 112 М. В. Юдина

Галина Ларская
Записки современника 112 О пианистке Марии Юдиной - Искусство действует в материи

17 декабря 2014 г. На улице неприятно, стоит темень.

Мне надо вернуться в молодость мою, ходить в Консерваторию.

Вспоминаю вчерашний вечер в музыкальной школе, мы слушали записи Юдиной Марии Вениаминовны.

Резкий звук фортепьяно, но стихия души, виртуозная техника, мощные аккорды, хорошая фразировка.

О Юдиной говорили: «Она терпеть не могла, когда её называли пианисткой. Она считала себя художником, всё синтезировалось в её сознании, ей свойственно было чудесным образом проживать гомеровскую жизнь.

Она вела камерный класс. Первое, на что она обращала внимание, на звук. Она требовала особого прикосновения к инструменту. В концах пальцев сконцентрирован весь смысл. «Ты заставляешь струну вибрировать и подниматься к высоким смыслам». Она мыслила философскими формулами. Уникальная личность. В ряду великих пианистов она стоит особняком.

М. В. Юдина играла сонату Дмитрия Шостаковича для виолончели и фортепьяно. Шостакович говорил об игре Юдиной: «Как она неповторимо, неправдоподобно играла полифонию».

Юдина преклонялась перед Шостаковичем, она могла на концерте выйти и поцеловать ему руку. «Это поза», - говорили люди. Это не было позой, она осознавала свою высоту, но и умела преклоняться".

Показали нам много фотографий Юдиной. На всех фотографиях Марии Вениаминовны выражение её лица полно раздумий. В квартире Юдиной Пастернак читал «Доктора Живаго».

Открытый рояль на сцене ждёт пальцев музыкантов. Разве музыка не условное искусство? В природе нет таких звуков.

Мария играет великого Баха.
Сама сродни ему. Удар мужской.
Она соавтор. Первый автор Бог,
Транслирующий Баху звуки эти.
Так формируется душа, внимая Баху
И Богу пристально внимая иногда.

Искусство действует в материи, через материю светит горний мир, нездешний свет.

Моя молодость прошла под флагом музыки Шостаковича, особенно его квартетов, так как мой крёстный брат Фёдор Серафимович Дружинин играл в квартере имени Бетховена на альте. Мы с его мамой, моей крёстной мамой Натальей Львовной Дружининой часто ходили в Консерваторию слушать квартеты Шостаковича. Состав исполнителей с годами  менялся.

18 декабря. Чуть посветлее сегодня.

Слушала певцов XXV конкурса Чайковского. Все поют хорошо. Но кто из них взял меня за душу?

19 декабря. Насмешил меня Коля Ларский. Я подписала петицию по защите тюленей, но мне не видно было, прошла ли моя подпись. Я написала на фэйсбуке об этом. Коля прочёл о моих опасениях и написал мне что-то смешное о том, что тюлени меня благодарят.

У моего знакомого сегодня, в день святого Николая умерла от рака жена. Он оповестил меня об этом, написав, что я для него единственная (близкая душа) в интернете. «Я любил её больше себя», - написал он.

Но и тогда, когда книга закроется,
Жив наш Набоков. Святая Троица
Нежно качает его на руках.
Хоть мы и пепел, хоть мы и прах...*

* Я прах и пепел - слова праотца Авраама

20 декабря. Мне приснился тот, у кого умерла жена. «А, вот ты какой!», - сказала я ему — высокому, худому, молодому, улыбающемуся мне. Потом он тихо прикоснулся губами к моим губам.

В пять утра наяву он написал мне, что не верит в сказки о загробной жизни. Я ответила: «Ну, и живи в неверии, если оно тебе помогает. А для меня это пустота, скука и смерть».

Может быть я грубо выразилась, но это так. Мир без Божественного присутствия скучный и плоский.

О, в царство тенЕй не спеши
И ты Персефону не трожь.
Ещё на Земле поживи
И в ножны вложи свой нож.

Свой меч опусти и скажи
Себе, если ты устал,
Что жизнь — это всё миражи.
Предел твой ещё не настал.

Ещё потихоньку учись,
Сознанье расширив — Жизнь.
Ты сможешь лететь всё ввысь,
Но будь осторожен — молись!

20 декабря 2014 г.

Фотография Марии Вениаминовны Юдиной