Глава 51. Тартюф

Тартюф во многом парадоксальный образ. Он всегда актуален, но вместе с тем это типичный литературный герой, стареющий во времени — и своим характером, который постепенно стал во много крат менее зловещим и всё более смешным и наивным; и, что гораздо важнее, своей общечеловеческой значимостью в сравнении с героями*, созданными в более поздние времена в развитие образа Тартюфа, но в многомерности и многозначимости своей так далеко перешагнувшими примитивные рамки Тартюфа, что бедняга оказался на обочине новых эпох. Однако святоша по прежнему интересен и зрителю, и читателю как образчик безграничной наглости, пользующейся ещё более безграничной человеческой глупостью и наказанной все тем же a deus ex mashina** в обличии французского короля.
________________________________
* Речь идёт, прежде всего, о Фоме Фомиче Опискине, посредством которого гений Ф.Ф. Достоевского предсказал и описал одну из основополагающих первопричин крушения СССР и последующей трагедии российского народа.
** A deus ex mashina (лат.) — «бог из машины»; в античном театре бог появлялся на сцене с помощью машины, приводя своим вмешательством пьесу к развязке.

Жан Батист Поклен, более известный в истории под именем Мольер, родился 13 января 1622 г. в семье богатого обойщика и мебельщика, носившего почётное звание камердинера короля Жана Поклена. Когда мальчику исполнилось десять лет, умерла его мать, и отец поспешил определить сына в привилегированный Клермонский коллеж, где в течение семи лет мальчик получил великолепное классическое образование. Ещё во время учебы Жана Батиста привели к присяге цеху обойщиков, заранее определив его судьбу — продолжить прибыльное дело отца.

По окончании в 1639 г. коллежа Поклен-сын сдал в Орлеанском университете экзамен на звание лиценциата прав и стал адвокатом. Однако и эта специальность не привлекала Жана Батиста. Неожиданно он воспылал страстью к театру.

Отец узнал об увлечении сына и стал ему всячески препятствовать, пытаясь обратить на путь истинный. В 1642 г. он даже поручил Жану Батисту участвовать в качестве королевского камердинера в поездке двора Людовика XIII в Нарбонну. По возвращении в Париж молодой человек решительно заявил о своем отказе стать обойщиком, после чего был изгнан из отчего дома.

В ответ Жан Батист немедля поступил в актёры и сменил фамилию. Отныне его стали звать Мольер. Происхождение псевдонима неизвестно. Существует несколько версий, в их числе: 1) молодой человек воспользовался бродячим в те годы в театральных и музыкальных кругах псевдонимом; имя происходит от названия какой-то местности; 2) это имя некоего писателя, умершего в 1623 г.

Деньги, которые молодой человек унаследовал от матери, Мольер вложил в театр, который был им открыт совместно с семьёй Бежар. «Блестящий театр», как было названо это учреждение, поднял занавес в первый день нового, 1644 г., когда уже четвёртый месяц во Франции царствовал четырёхлетний Людовик XIV, а правили страной его мать королева Анна Австрийская и её фаворит кардинал Мазарини.

Вскоре театр прогорел, а его владельцы оказались в больших долгах. Тогда труппа нагрузила декорациями фургон и отправилась выступать в провинцию. Там актёры столкнулись с неожиданной проблемой — любой ярмарочный балаган мог отбить у них зрителей, потому что профессионалы хотели исполнять классические трагедии, а зритель предпочитал веселиться.

Чтобы привлечь публику, было решено играть весёлые спектакли в духе комедии дель арте*. Писать же коротенькие фарсы взялся Мольер. Решение оказалось верным, и в кратчайшие сроки мольеровская труппа была признана лучшим театром французской провинции.
__________________________
* См. Главу 41. «Турандот» настоящей книги.

Тринадцать лет колесили артисты по югу Франции, пока наконец решили вернуться в Париж. Осенью 1658 г. труппа Мольера въехала в столицу, и уже 24 октября они выступили в гвардейском зале Луврского дворца перед королем Людовиком XIV с трагедией Корнеля* «Никомед». Поскольку постановка зрителям не понравилась, Мольер обратился к королю с просьбой сразу же разыграть его фарс «Влюблённый доктор». На этот раз Людовик и его двор пришли в восторг, и с этого дня судьба театра Мольера была решена — ему было выделено помещение и назначен годовой пенсион в 1500 ливров, а брат короля** разрешил труппе называться его именем — труппа «Брата короля».
_________________________
* Пьер Корнель (1606—1684) — великий французский драматург, представитель классицизма; автор трагикомедии «Сид», ряда знаменитых трагедий.
** Филипп Орлеанский (1640—1701) — герцог, младший брат Людовика XIV; носил титулы «Единственный брат короля» и «Месье» (фр. Monsieur); родоначальник Орлеанской ветви дома Бурбонов; видный полководец. А. Дюма-отец в книге «Человек в Железной Маске» изобразил Филиппа двойником Людовика, в действительности же Филипп был ниже ростом и полнее короля, современники называли его «дряблым зеркалом» его брата.

Целый год новый театр ставил преимущественно трагедии, что со временем стало надоедать зрителям. И тогда Мольер вновь взялся за перо. Первой его парижской комедией стали «Смешные жеманницы», высмеивавшие модную в те годы прециозность*.
_________________________
* Прециозность (от фр. pr;cieux — драгоценный, изысканный) — чисто французское культурно-бытовое явление XVII в., ставшее попыткой противопоставить грубости нравов, поведения и языка изысканность, изящество, утончённость чувств; войдя в моду и будучи подхваченная глупыми и скверно образованными людьми, прециозность ко временам Мольера переросла в чрезмерную манерность, переутончённость, жеманство. Для примера, прециозники считали неприличным и грубым слово «яйцо», которое называли гусиным или куриным фруктом.

Все аристократические салоны Парижа тут же объявили театру Мольера войну… И потерпели сокрушительное поражение. Спектакль с аншлагом прошёл почти сорок раз — невиданный успех для тех времён! В 1660 г. не меньшим успехом пользовалась следующая комедия Мольера — «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Попытки недоброжелателей закрыть строптивый театр были пресечены Людовиком XIV, который лично выделил ему для постановок зал Пале-Рояль.

Постепенно Мольер выработал новые принципы создания комедии, которые с минимальными изменениями сохранились по сей день. Главный их них — реализм и естественность поведения действующих лиц.

Популярность драматурга росла не по дням, а по часам. Достаточно сказать, что 29 января 1664 г. в его комедии «Вынужденный брак» с музыкой Ж.Б. Люлли* одну из танцевальных партий исполнял сам Людовик XIV, а брат короля выступил в небольшой драматической роли. 28 февраля того же года король стал крёстным отцом первенца Мольера — Людовика, крёстной материю согласилась быть герцогиня Орлеанская**. Артист породнился с королевской семьей.
_______________________
* Жан Батист Люлли (1632—1687) — великий французский композитор, основоположник французской оперы; писал музыку к комедиям Мольера.
** Генриэтта-Анна Английская, герцогиня Орлеанская (1644—1670) — дочь казненного английского короля Карла I, первая жена Филиппа Орлеанского.

Тем временем под Парижем шло грандиозное строительство, возводилась новая резиденция короля — Версаль. Открыт он был 9 мая 1644 г. представлением «Наслаждения волшебного острова». Ещё раньше Мольер извещал Людовика XIV о том, что пишет комедию о ханже и лицемере. И к открытию Версаля драматургу пришлось представить публике своё новое, ещё не оконченное произведение. 12 мая 1644 г. в новенькой королевской резиденции состоялась премьера комедии «Тартюф, или Лицемер».

«В этой пьесе был изображён полнейший и законченный мошенник, лгун, негодяй, доносчик и шпион, лицемер, развратник и соблазнитель чужих жен. Этот самый персонаж, явно опасный для окружающего общества, был не кем иным, как... священнослужителем. Все его речи были переполнены сладкими благочестивыми оборотами, и, более того, свои пакостные действия герой на каждом шагу сопровождал цитатами из... Священного писания! Я не считаю нужным ничего прибавлять к сказанному»*.
_________________________
* М.А. Булгаков. Собр. соч. в 5-ти т. Т. 4. Пьесы. М.: Художественная литература, 1990.

Всеобщее возмущение двора сюжетом пьесы было таково, что мать-королева Анна Австрийская, не досмотрев спектакль, поспешно уехала из Версаля. Праздник был сорван. Тем же вечером король запретил Мольеру ставить и играть «Тартюфа».

Священники объявили драматурга демоном, одетым для маскировки в человеческое платье, и предлагали сжечь Мольера публично вместе с его пьесой. Правда, на защиту драматурга и его комедии встали легат папы римского кардинал Киджи и некоторые придворные. Отметим, что Людовик XIV, в отличие от своей матери, по-прежнему благоволил к своему любимцу.

Мольер решил выждать и продолжил работу над главным шедевром своей жизни. В 1667 г. была готова вторая редакция комедии под названием «Обманщик». Теперь Тартюфа стали звать Панюльфом, он уже не был священником, из текста пьесы были изъяты цитаты из Священного писания.

Драматург воспользовался тем, что король был сильно занят подготовкой к войне*, и испросил у Людовика XIV разрешение на постановку переработанной комедии. Король даже не понял о чём идёт речь и согласился.
_____________________
* Деволюционная (наследственная) война 1667—1668 гг. между Францией и Испанией за Испанские Нидерланды.

5 августа 1667 г. комедия была представлена парижской публике и имела невероятный успех. На следующее же утро «Обманщика» запретили по настоянию духовных властей. Расстроенный Мольер уехал из Парижа.

А в начале 1669 г. произошло чудо. Людовик XIV вызвал к себе Мольера и сказал:

— Я разрешаю вам играть «Тартюфа».

Отныне пьеса получила название «Тартюф, или Обманщик», герою вернули его имя, и он вновь стал священником. Комедия постоянно шла с аншлагом и принесла театру неслыханную прибыль — более 45 тыс. ливров за один сезон!

Через двадцать дней после триумфальной премьеры «Тартюфа» умер отец Мольера. Сын ушёл вслед за отцом через четыре года, 17 февраля 1673 г. Он скончался без покаяния, и ни один священник не пожелал отпевать его. Похоронили Мольер на кладбище только по личному приказу короля.

Так отомстил Тартюф своему создателю за то, что тот вывел его на всеобщее обозрение и подверг публичному осмеянию.

Комедия «Тартюф» всегда пользовалась большим интересом театрального зрителя. Образ ханжи-святоши не раз описывался в классической литературе разных народов. Но в других областях искусства он отражения не нашёл.

Ряд экранизаций шедевра Мольера не стоят даже упоминаний. Сказать необходимо только о первой, немецкой экспрессионистской экранизации пьесы «Тартюф» режиссёром Ф.В. Мурнау* 1926 г. Главную роль в этом фильме сыграл Э. Яннингс**.
_________________
* О Ф.В. Мурнау см. в Главе 30. «Дракула» настоящей книги.
** Эмиль Яннингс (1884—1950) — с 1914 г. ведущий актёр Немецкого театра.

Необходимо также сказать о замечательном телевизионном фильме-спектакле «Тартюф», сделанном в 1989 г. на основе постановки, осуществлённой А.В. Эфросом*. Роль Тартюфа исполнил С.А. Любшин**.
___________________________
* Анатолий Васильевич (Натан Исаевич) Эфрос (1925—1987) — выдающийся советский театральный и телевизионный режиссёр.
** Станислав Андреевич Любшин (р. 1933) — знаменитый советский и российский актёр театра и кино; всесоюзную славу ему принесла роль Иоганна Вайса в фильме 1968 г. «Щит и меч».


Рецензии