Чистописание

Нина Сондыкова
ЧИСТОПИСАНИЕ

Дина  достала тяжелую  старую коробку из- под обуви. Она давно  собиралась выкинуть различные квитанции, справки, многочисленные открытки ,рецепты, и еще Бог знает что .   Много ненужного «наследства» скопилось в   шкафу. Дина  бюллетенит. Простыла… Бюллетень,  он и есть бюллетень,   никуда не пойдешь и большую работу делать не будешь. И недомогание пока ощущается.   Вот и решила Дина:
-Что зря в телевизор  пялиться?  Хоть порядок в шкафу наведу!
Как -то раз  хотела  она выкинуть  все бумаги вместе с   коробкой да передумала:
-Вдруг  что важное  там есть.   Ведь не зря же мама хранила.

В старой коробке с какими то квитанциями и облигациями(и кому это нужно?)

 наткнулась  на  совсем ветхую  желтую бумажку. Развернула.
На пишущей машинке напечатано:
-Табель успеваемости за  2 четверть. 1956-57год. Дальше красивым почерком: арифметика, чистописание, пение, рисование.
Господи, да это же мой табель за первый класс! Чтение- пять, арифметика -пять,  пение-три, рисование-три,чистописание-три. Да, не блистала я в первом классе оценками.
Дина  улыбнулась, вспомнив, что до сих пор почерк у нее ужасный. Никто  ее каракули и прочесть не может! Вот тебе и чистописание! Ей вспомнился первый класс.. Первое сентября она не помнила. Зато очень хорошо помнит, как беременная учительница приносила в большой кастрюле вареную картошку  и мелкие красные помидоры и укладывала на клочке бумаги на каждую парту. Две картофелинки и две (если очень маленькие, то  и четыре)помидоры. Картошку и помидоры дети выращивали на пришкольном участке. Крупную картошку   сдавали в колхоз, и колхоз  давал строительные материалы:  доски, бруски  для школьной мастерской. Мелкую картошку варили в технической  в огромном котле…  Все дети ждали этого. С самого утра по всей школе -запах вареной картошки…Кто постарше, приносили соль и хлеб…Получался полноценный завтрак.  Такой вкусной картошки дома не было… Так всем  казалось. Хотя картошки в те годы в каждом доме уже было вволю.
 Учительница-Татьяна Андреевна вела сдвоенные классы. Первый класс, в котором было одиннадцать человек, и третий класс, в котором – девять человек. Дина в детский сад не ходила, поэтому стеснялась всего. С трудом привыкала жить в коллективе, стеснялась учительницы. В те годы учителя для учеников были какими-то небожителями. Умными, всезнающими, богатыми…. У Дины  было рассеянное внимание,  и  она  не могла сосредоточиться на своем задании, ведь  вокруг  так много интересного!  Татьяна  Андреевна,  так звали учительницу, в начале урока давала первоклашкам  различные картинки, чтобы они аккуратно их раскрасили.  Это были вырезки из каких-то взрослых сельскохозяйственных журналов: на них были изображены лошади, коровы, куры. Это сейчас Дине понятно:  Татьяна Андреевна развивала детям руку. А тогда  для первоклашек  это была забава. Пока первоклассники  раскрашивали свои картинки, она работала с третьеклассниками. Когда учительница рассказывала третьеклассникам  новый материал, Дина слушала, открыв рот!
 Потом, вспомнив о своем задании, торопливо  красила корову или лошадь в один из двух  цветов: красным   или синим, потому что у Дины был единственный цветной карандаш:   один конец которого - красный, другой - синий. У двух девочек из класса были настоящие    цветные карандаши, но  их они берегли и очень редко давали кому- то.  Впрочем,  Дина не замечала в этом ничего особенного. Синяя корова или красная лошадь. Что тут особенного? Ведь у многих детей вообще не было цветных карандашей. На чистописании  первоклашки писали элементы букв:  палочки, скругление    уголков, какие- то закорючки.  Только буквы валились в разные стороны, а всякие крючки и закорючки выходили разного размера и совсем не похожие на такие красивые образцы, которые каждый день писала в тетрадку Дины учительница. Перо цеплялось,  шлепало кляксы, пальцы становились фиолетовые и оставляли на тетради четкие отпечатки… Конец ручки упрямо смотрел, куда ему хочется, а не в плечо, как того требовали правила  чистописания. Татьяна Андреевна  нервничала,  сердилась, пытаясь понять:   отчего же Дина так пишет?
  Прошел месяц ,  а успехов у Дины не прибавилось. Мама, пробыв на ферме целый день, вечером зажигала керосиновую лампу  и, чуть не засыпая, учила с дочкой уроки. Память у нее была отменная, но вот чистописание подводило.   Может, к ноябрю, может, к декабрю, но с грехом пополам стала Дина писать что – то похожее на буквы, да  и   отвлекаться стала меньше. Сидела она на третьей парте, рядом - ее подружка Катюшка, придумщица и хохотушка. Еще несколько дней назад она по секрету сообщила, что у Татьяны Андреевны живот такой большой,  потому что там  ребеночек. Дина смотрела на свою учительницу, которая тяжелой походкой шагала между рядами парт, рассказывая что –то третьеклассникам, и думала:
-Как  же ребеночек из живота вылезет? Наверное, разрезать живот будут. Больно, наверное.
Ей было ужасно жаль бедную учительницу. Она совсем позабыла,  что получила задание:  написать три строчки буквы «у»…Вспомнив,  заторопилась . Буквы опять разбегались в разные стороны, ручка  не хотела писать. Чем больше Дина макала перо в чернильницу, тем  в тетрадке  становилось грязней.
 Чернила наливали все в той же «Технической». Там стояла большая бутыль разведенных из порошка  химических чернил. На перемене они с Катюшкой сбегали в «техническую» и налили в свои чернильницы-непроливайки свежих , густых чернил… Катюшка  еще и  постаралась налить побольше.
 Она,  вообще,  была большая аккуратистка. На уголок парты выкладывала тетрадку, в желобок - ручку, в специальное гнездо - свою полную до краев чернильницу, рядом -перочистку… Катюша  пыталась приучить к аккуратности и Дину. Только у Дины так аккуратно не получалось: то перочистку дома забудет, то ручку уронит…
Впереди  сидел маленький, похожий на гномика  мальчишка  Ваня. До школы  Дина с Катюшкой его не знали. В первый класс он пришел, как генерал, в серой школьной форме -гимнастерке и брюках серого цвета, фуражке с гербом..Гимнастерка  подпоясывалась ремнем с широкой пряжкой. В руках - портфель.  Все было новенькое, чистенькое. Но  куплено на вырост, поэтому  подол гимнастерки топорщился и был ниже коленей.  Наверное, ему трудно было двигаться в своей «генеральской» одежде, и он все время сидел за партой. В те годы  над одеждой   не смеялись.  …Дети понимали:  этот костюм на несколько лет. Может, в четвертом или пятом классе  Ваня дорастет до этого костюма. … А пока  выглядел он комично. Красивая фуражка тоже была большая  и держалась исключительно на  ушах. Мальчишкам он разрешал примерять свою фуражку   и при этом всегда улыбался. Когда у Дины падала ручка,  он лез под парту и доставал ее.  Иногда подружки нарочно скидывали ручку, и он влезал под парту, скрываясь под ней полностью. Татьяна Андреевна с удивлением глядела,   куда исчез ее ученик? А Дина с Катюшкой хихикали,  вот и  дохихикали…
 Татьяна Андреевна проходила по рядам, проверяя задание. Дошел черед и до Дины с Катюшкой.
 Катюшкины буквы подверглись небольшой правке, и Татьяна Андреевна  красно-синим карандашом вывела в тетради Катюшки четверку. Подошла к Дине  и ужаснулась! В  Дининой тетради  красовались три огромные кляксы. Они захватили большую часть страницы,  а между ними сиротливо  скорчились  три буквы «у», для остальных  просто не было места.
Учительница в ужасе охнула:
-Дина, это что у тебя за моря?
Катюшка не выдержала  и громко засмеялась. Все это переполнило чашу терпения учительницы, и она стукнула кулаком по Дининой парте. Если б она  знала, чем кончится вспышка гнева! 
Чернильница - непроливайка, подскочив, кувыркнулась в воздухе  и точно приземлилась на светленькую лысину бедному Ване. Его голова стала похожа на глобус. Ручьи и реки стекали вниз, и капали на гимнастерку и брюки. Оба класса сначала замерли  от ужаса, потом все стали смеяться…Татьяна Андреевна схватила Ваню за руку  и поволокла его в коридор!   До конца урока  она не вернулась в класс. На следующий урок она вернулась  с заплаканным лицом и синими руками. Чернила отмывались очень  плохо…Ваня в тот день в классе больше не появился. На следующий день он пришел в застиранной рубашке, стареньких брюках, и с несмываемыми потеками на голове, лице и шее…Третьеклассники  смеялись над ним, шутили, но только тогда, когда не было учительницы. Ее они побаивались. Через несколько дней наша Татьяна Андреевна ушла.  В классе она появилась только на следующий год:  стройная ,  улыбчивая, красивая. На Динин почерк она уже старалась не обращать внимания,  просто ставила тройки, а иногда  двойки, если уж в тетрадку страшно было заглядывать.  Дина так и не научилась красиво писать по совсем простой причине: она была левша, а писать приходилось правой рукой… 
Дина вздохнула:
-Надо же, мама сохранила табель первого класса.  Это сколько же лет она,  вот так перебирая бумажки, снова и снова бережно клала его в коробку… Спасибо тебе, мама, за память…