Ведьма со змеиной гати

Людмила Каштанова
               


       В давние времена жили-были муж и жена - Иван  да  Марья.  Хорошо жили. Все у них имелось в достатке,  потому что  без дела не сидели.  Муж еще любил охотиться и рыбачить, а жена – заниматься рукоделием.
      Вот однажды  пошел Иван на охоту.  В лесу  увидел он одинокую лань и хотел ее добыть. Выстрелил он, но пуля только слегка ее ранила. Гнался он за ней, гнался, но она не давалась: то исчезала, то появлялась ему на глаза. Завела его далеко, почти до змеиных болот, и скрылась совсем. Расстроенный неудачей, немного побродив по лесу, вышел он на открытое место и увидел  небольшую избушку. «Интересно, кто здесь живет?—подумал он. — Наверное, лесник?   Зайду передохнуть немного, а то устал за этой хитрой ланью гоняться. Вот ведь ушла-таки от меня».
       Подходя к избушке, он услышал лай.  Большой, красивый пес стерег избушку. На лай из дому вышла  молодица  и прикрикнула на собаку: «Гыть, Серко!»
        Собака послушно спряталась под крыльцо.
     - Хозяйка, не дашь ли воды  напиться? — попросил охотник.
     - Отчего же не дать? — она  вошла в дом, и через минуту вынесла ему  ковш воды. Он заметил, что рука у нее перевязана.
Вода  была  вкусной, свежей. Он выпил с большим наслаждением. Возвращая ковш, Иван поблагодарил за воду и спросил:   
     - А что у с рукой?
     - Да, пень корчевала. Может, зайдешь в дом? Могу и поесть дать,  - у меня  щи свежие, – предложила она.
     - Спасибо ,хозяйка, недосуг, - стал он отказываться. - Домой спешить надо. День к вечеру клонится.
      Тут она посмотрела на него в упор,сделала движение рукой возле его лица, и он, забыв  про все, последовал за ней.
       Зашел он  в дом, и стала она его потчевать щами и блинами, опаивать зельем  разным, он и вовсе прошлое забыл. Дело в том,  что эта женщина была ведьмой.   Она  могла колдовать, приготавливать всевозможные зелья и даже превращаться в животных. Это она  в облике лани  завела  Ивана в свои владения. Захотела она  оставить его у себя, и налила ему в щи приворотного зелья.
      Проходили дни за днями, а  Иван и не вспоминал о доме, о жене, о детях. В голове его был туман. Он видел перед собой только лесную красавицу, которая ласково с ним обходилась, и он все делал по дому, что она просила.

         А дома   жена его не находила места:  где он, куда муж пропал?  Пошла она к гадалке, и та ей, используя все свое умение, указала, где его искать: мол, у ведьмы он, что живет на Змеиной гати.
      - Смотри, - предупреждала она Марью, - та ведьма очень сильно связана с нечистой силой, и одолеть ее тебе будет очень трудно. Мужа твоего сильно приворожила. Советую тебе даже не пытаться туда идти и смириться  с потерей, а то сгубит она тебя,  совсем осиротит твоих детей.
     Но  бедная Марья покачала головой.
       - Нет, никому Ивана не отдам. Не для того Бог нас соединил,  чтобы оставить его в лапах ведьмы. Помоги мне его вернуть, я тебе заплачу.
       -  Не нужны мне твои  деньги, оставь их для своих детей. Одно скажу: простые заговоры на нее не подействуют, а злом зло не победишь. Чертом черта не изгнать. Бог вас  соединил, Бог  вам и поможет. Проси  Его, хорошо проси, от всего  сердца. А теперь ступай  с  Богом.
       Вышла  Марья от гадалки  в полном смятении.  Никогда еще она не обращалась  с подобными просьбами  к  Богу. И как к нему  обращаться, она  не знала. Поразмыслив, она  решила  обратиться к  Нему,  невидимому, так, как  обращаются простые люди с  челобитною  о помиловании к царю – на коленях и со слезами. 
      Три дня  она  молилась Богу  перед  иконой со слезами, не съев ни крошки хлеба, а на четвертый  день она отправила  детей к матери своей, а сама, собравшись, отправилась в путь. По дороге она  обращалась к  Богу со словами: «Господь, ты моя сила и помощь во всякое время и во всяком деле. Ты — мой меч, мой щит, мое  спасение. Именем Своим сокруши  ведьмины чары, вызволи дорогого мужа. Не за чужое  борюсь – за свое, что Ты, Господь, мне дал.  И посему – наша правда, наша победа!»
       Шла, шла она и устала.  Села немного передохнуть, немного хлеба с молоком поесть. Вдруг, неведомо откуда, оказался перед нею нищий седовласый  старичок. Марья вздрогнула от неожиданности, а старичок протянул к ней руку и попросил хлеба.
      -  Не только хлеба дам, но и все, что есть у меня. Садитесь  рядом, покушаем вместе.
     Она постелила платок на землю и разложила всю еду, что брала с собой. Старичок с аппетитом стал кушать и выспрашивать ее, куда идет и зачем.
     -  Зачем  вам знать, куда я иду и зачем? Все равно вы ничем не сможете мне помочь, только Бог, на  Него   все  мое упование.
     -  А и не говори, дочка, я и сам все знаю про тебя и помогу тебе, да-да.
     - Откуда  вы знаете про меня,  дедушка? — удивилась Марья.
     - Служба  моя такая,-- он порылся в своей заплечной сумке и вытащил из нее небольшую бутылочку и  кусок черного хлеба. 
      -  Вот тебе  святая вода, дочка.  Как  приблизится к тебе ведьма, так брызни  ей в лицо  со словами : «Именем  Иисуса, сгинь, пропади нечистый», а на него, на мужа,  брызни со словами: «Именем Иисуса, что  Бог соединил, того  ничто  да не  разлучит!»  Хлеб разделишь на три части.  Одну часть  съешь сама, другую часть дашь мужу, а третью часть дашь  собаке, когда уходить будете. И тогда бери мужа за руку и веди домой, не оглядываясь до самого леса. Все запомнила?
      Марья повторила, что должна сделать и взяла у него  хлеб и  святую воду.
       - Спасибо, дедушка, -- с поклоном поблагодарила она  старичка и стала прятать  драгоценные вещи у себя в узелке. Подняв голову и посмотрев вокруг, она не увидела старичка. Он исчез также неожиданно, как появился.
       - Чудеса, да и только! -- подумала она и, вздохнув,  продолжила путь.
         Немного она  прошла, как лес  стал реже и реже, и вышла она на  пространное место, где увидела  одинокую избушку.  Подошла к изгороди и увидела мужчину и женщину, работающих в огороде.  В мужчине она узнала своего мужа, и сердце у нее сильно забилось:  «Иванушка, наконец, я тебя нашла. Боже, помоги мне его вернуть!»
          Грозно зарычала, а потом залаяла собака, почуяв чужого.
      - Кто там? – крикнула  женщина.
      - Я заблудилась, хозяйка, -- ответила Марья. — Не покажете ли  дорогу в село Сосновку.
      - Иванушка, поработай пока один, а я пойду гляну, кого черти принесли, — и направилась к калитке.

      «Вот она, ведьма-то!  Вона, как  моего  мужа  запрягла  работой-то. Надо  приготовиться  встретить ее, как научил  старичок», -- Марья  достала из узелка бутылочку и про себя повторила слова,  чтобы  не забыть.
      - Как же ты  ушла так далеко от деревни-то? За грибами, чай, ходила? –поинтересовалась  ведьма,  когда  подошла  к  калитке.
      -  Нет! Я   заблудшую корову  свою  в этих местах искала,  да сама  заблудилась. Хоть бы самой  домой вернуться. Не смогли  бы вы  вывести  на тропу  к  селу.
        Но, глянув  на молодую и крепкую Марью, у  ведьмы  созрел план, как  оставить и  ее  у себя  в работниках. Для этого надо ее  напоить дурманным  зельем, чтобы она  про все забыла так же, как и Иван. К счастью,  ведьма не  догадалась, что это  жена  Ивана.
        - Не  спеши, милая, -- ласково  заговорила  ведьма. – Я  устала, да и ты, верно, устала бродить по лесу. Время терпит. Зайдем  в дом,  я пить хочу, да и ты  хоть кваску  выпьешь  или водицы, – и стала открывать калитку.
        «Ну нет, - подумала  Марья  не  нужно мне от тебя ничего,  кроме  мужа»,  - а вслух сказала: «Премного благодарна!» - и приготовилась.
        Только  ведьма  открыла  калитку, как Марья  брызнула ей в лицо  святой  водой со словами:  «Именем Иисуса, сгинь, пропади нечистый!»  Ведьма  вскрикнула страшным голосом и упала в  корчах. Она извивалась на земле с пеной у рта, издавая хриплые звуки.
Превозмогая страх, Марья брызнула еще  раз на нее с теми же словами. Ведьма  стала утихать и вскоре замерла, лежа  без  звука и движений.
          На  крики  прибежал Иван и бросился к  ведьме, лежащей на земле в страшном виде.
         - Ванечка! Муж мой! — протянула  к нему руки Марья.
         - Это  ты   ее так?  Я убью  тебя! — Иван поднял на нее гневное лицо.
 Марья  не растерялась и брызнула ему в лицо  святой  водой со словами: « Что   Бог соединил, ничто да не разлучит!» И  спала пелена с его глаз.
         - Марьюшка!  Как долго я тебя не видел! — он бросился ее  обнимать и целовать.— Жена  моя! Радость моя!  - тут он перевел взгляд на тело, что лежало  на земле и ужаснулся, увидев жуткое зрелище. Вместо красивой женщины он увидел сморщенную старуху с  седыми космами. Глаза ее ввалились в глазницы от старости.  Непонятно было, жива она или мертва.
         - Пойдем же скорей домой, Ванечка!  Дети заждались нас. Вот только  съешь еще хлебца немного. Он придаст  нам силы, — заторопила его Марья.   Она  разделила хлеб на три части, как  научил ее старец. Один кусочек  она дала  мужу, который тут же его съел, второй кусочек сунула в рот себе,  а третий кусочек отдала  собаке, которая сердито на нее лаяла. Но, съев  хлеб, данный Марьей, она перестала на нее лаять, и стала к ней ластиться.
       Перед уходом они решили занести ведьму в дом, а не оставлять на улице. В сопровождении Марьи Иван  затащил бездыханное тело старухи в избу, положил на постель.  Затем они закрыли  дверь и  вышли за ворота. Собака  побежала за ними.
      - Нам нужно быстрее уходить отсюда. Может, она жива еще. Пусть живет, коли Бог даст. Главное –  ты со мной, Иванушка! Пойдем. Нам нельзя оглядываться до самого леса. Пусть это все забудется, как дурной сон, - говорила  Марья, уводя мужа подальше от этого страшного места.
       Только войдя в лес, они оглянулись и  увидели зарево пожара. Это горела  избушка со своей  хозяйкой.  Неизвестно от чего  она загорелась.  Пес, глядя на пожар, немного повыл и  пустился догонять своих новых хозяев.
         Односельчане обрадовались возвращению Ивана. Особенно были рады  дети. И зажили они лучше прежнего. 
        Как  Марья  преодолела  свой страх и все трудности для достижения своей благородной цели, так  и вы   не бойтесь ничего и никого и смело идите вперед для достижения своей цели.  Если цель хорошая,  то  да поможет вам  Господь!