Этюды пессимизма, 9

Виктор Ремизовский
Этюд № 9
О религии

«Этот космос, один и тот же для всех,
не создал никто из богов, ни из людей,
но он всегда был, есть и будет вечно…»
Гераклит Темный из Эфеса
«Все религии, какие мы только видим
 на земле, дают нам лишь клубок
вымыслов и бредней, возмущающих ум».
П. Гольбах


О том, что такое религия и какова ее роль в обществе, написано и сказано очень много. Я же хочу подчеркнуть ее «народно-хозяйственную» роль. Религия, вернее, религиозная служба – это одна из самых значимых отраслей народного хозяйства. Эта служба дает рабочие места тысячам и тысячам сознательно идущим в эту отрасль молодым людям, гарантируя им занятость и хорошую зарплату. То, что эта отрасль народного хозяйства абсолютно ничего не производит, общеизвестно. А так как ее работники воленс-неволенс являются потребителями материальных благ, то, стало быть, они паразитируют на тех, кто такие блага производит.
В дневниках Вс. Н. Иванова за 1948 год высказана мысль о том, что религия – это поле битвы между Дьяволом и Богом, и это поле – Человек.
Но я думаю, что ни Дьявола, ни Бога не было и нет. Всё это «игры» нашего сознания. В.И. Ленин: «…надо материалистически объяснить источник веры и религии…». «Начал» Человек с того, что жил среди живой Природы; для кого-то он сам был пищей, кто-то был его пищей, а кое-кто был в разной степени нейтрален. И поэтому вполне естественно, что Человек и неодушевленные субъекты оживлял в своем сознании. Оказалось, что и некая скала имеет свой дух, и вода в ручье, и ночное светило, и огромный дуб на поляне, и т. д. Здорово это показал Сат-Ок в повести «Земля Солёных Скал».
Человек в мыслях своих одухотворил всё и вся. А так как в любой стае и в любом стаде должен быть вожак (альфа-самец – так «заведено» было ещё до Человека!), то появился вожак и в стаде духов, придуманных Человеком – верховный Дух, который в дальнейшем и «стал» Богом, хотя его и нет. Такова технология изготовления богов. Из Ф. Ницше: «…бедная усталость неведения, не желающая больше хотеть: ею созданы все боги и потусторонние миры».
Андрей Булатов: «Религия, как искусство и практика управления людьми, сформировалась одновременно с появлением человека. И главная задача религии – это искусно побуждать человека отдавать, жертвовать, терпеть несправедливость».
Каждая религия в начале своего одоления человека «разумного» выступала против всякой науки. Кроме теологии, конечно. Карл Маркс верно говорил, что религия – это опиум для народа. Карл Каутский: «Христианская церковь превратилась в организацию господства, которая служит или потребностям своих собственных властителей, или потребностям других носителей власти, сумевших подчинить себе церковь».
Особенно яростно, вплоть до физического уничтожения противников, боролось христианство с астрономами – ну не нужны были христианству другие миры, кроме «созданного» богом на Земле. Церковь ратовала за геоцентризм, утверждала, что Земля плоская, а планеты есть просто «диски» на небесной сфере, и тому подобная чушь. Из Ф. Ницше: «Много больного народу встречалось всегда среди тех, кто предаётся грёзам и одержим Богом; яростно ненавидят они познающего и ту самую младшую из добродетелей, которая зовётся – правдивость».
Почему-то физики, химики и ботаники как-то не беспокоили церковников. А математики – тем более. Ну, подумаешь, пятый постулат Евклида! Или Великая теорема Ферма – Cn ; An + Bn при целочисленных значениях A, B, С и n ; 2 – она же не против бога. Главное, чтобы сам Пьер Ферма верил в бога, регулярно ходил в церковь, целовал икону, покупал свечи, исповедовался. Приносил подаяния (!).
Так же не беспокоили церковников и двадцать две проблемы «современной» математики, которые сформулировал великий Давид Гильберт. Или тот же Григорий Перельман…
Но постепенно религия смирилась с неизбежным «развитием наук». Оказалось, – надо же! – что Земля все же может вращаться вокруг Солнца. Вращается – ну и пусть! Лишь бы хлеб в руках служителя церкви был белым, а икра – чёрной.
Афоризм Пифагора (576–496 годы до н.э.): «Не просите у богов ни дождя, ни вёдра: боги не принимают в сем участия. В Природе все управляется неизменными законами». А вот еще одно подтверждение разумности древних – Анаксагор (500–428 гг. до н.э.): «Солнце – это огненная глыба, а не бог».
После Джордано Бруно церковь никого больше не сжигала. Правда, пыльную папскую туфлю Галилею целовать все же пришлось. Но уже и Тихо Браге, и Николай Коперник, и Иоганн Кеплер, и Исаак Ньютон умерли своей смертью. А ныне даже Адронный Коллайдер разрешили запустить. Ведь там бегает частица самого бога – бозон Хиггса!
Теперь попы повсеместно летают на вертолётах и самолётах, смотрят телевизор, пользуются видеокамерами, мобильными телефонами и планшетами, ездят на дорогих иномарках, не хило выпивают (сам свидетель) и вообще ведут вполне светский образ жизни. Но религию не бросают! А как же? Это их белый хлеб с холмогорским коровьим маслом и каспийской осетровой икрой.

Примечание.
Недавно выяснилось, что семинаристам, которые занимаются тяжёлой атлетикой, разрешают в нарушение постов есть мясо и проч. Само таскание грифа с блинами разве не противно богу? Оказывается, нет! Да и самый строгий пост служителям церкви соблюдать необязательно.
 
Думаю, что недалёк уже и полёт некоего попа в Космос. Представляете? Поп в Космосе! Рядом с богом! В Библии написано, что человек не может видеть бога. Но это просто человек, а поп-то может! В конечном счете, с помощью приборов. Увидит и расскажет, как он с самим богом общался и что Тот лично ему посоветовал.
А там – и на Марс полетят, чтобы приобщить к вере диких марсиан, цивилизовать их, прививая им наши пороки и болезни, как в своё время приобщили и цивилизовали папуасов Новой Гвинеи. И это всё – деньги, деньги, деньги! И ещё раз деньги. Быть попом – хорошая профессия! Ни один поп не страдает от безработицы. Ни один! Даже в обанкротившейся Греции.