Артефакт человеческой души

Ирина Невская
              АРТЕФАКТ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ДУШИ
         ( Пьеса для школьного театра в четырёх действиях)
       

                Действующие лица:

МИРОСЛАВ, мальчик шестнадцати лет, сын человека, нашедшего древний артефакт;
АНГЕЛ СВЕТА;
ЛЕГНА, АНГЕЛ ТЬМЫ;
ЛЮБОМИРА, девушка Мирослава, пришедшая из будущего, посланная СВЕТОМ;
ЛИЛИТ, тоже девушка Мирослава, пришедшая из будущего, но посланная ТЬМОЙ;
БРАТИСЛАВ, друг МИРОСЛАВА, присланный из будущего СВЕТОМ;
МАКС, повзрослевший друг детства Мирослава, банкир, присланный из будущего ТЬМОЙ
Высший Учитель (отец)

                ДЕЙСТВИЕ  1.
                ЯВЛЕНИЕ 1.
На сцене стол, на нем стопки книг, телефон. За столом сидит мальчик Мирослав, который перелистывает книгу с чёрно-белыми страницами.

Мирослав:
            Говорят, каждый человек рано или поздно выдумывает для себя историю, которую считает своей жизнью. Жизнь - это великая наука. Наука любви и ненависти, света и тьмы, войны и мира, добра и зла. А кто знает эту меру добра и зла, кто может определить ее? Сам человек? Или…кто-то еще? Люди давно ищут ответы на эти вечные вопросы, но удалось это сделать только моему отцу. А потом он ушел, ушел навсегда. Он был историком и философом. И он нашел ответы на эти вопросы…
    В его руках случайно оказался артефакт, который он отыскал на раскопках древнего города на Южном Урале, - книга, вот эта. (Перелистывает её и говорит медленно, как будто с трудом вспоминая). Отец говорил мне, что древние, жившие на Земле еще до нашей цивилизации, оставили в ней свои знания. Мой отец расшифровал эти знания, заключенные в тайных знаках. Это так интересно и… страшно.
                ЯВЛЕНИЕ 2.
И тут звучит за кулисами голос отца. Мирослав озирается удивлённо по сторонам, произносит только тихо:
Мирослав:
    Отец? Отец? 
Отец:
    Да, сынок, ты прав, это интересно, ведь после того как я прочитал эту книгу, мне открылась граница между светом и тенью…Я знаю. Я теперь знаю всё. Эти знания я оставил тебе, чтобы ты смог передать их человечеству. Люди имеют право знать…
Мирослав: (тревожно озираясь по сторонам, ища отца):
    Но как я смогу её прочитать? Здесь какие-то непонятные знаки, и я…
Отец(перебивая его, говорит сначала ровно, потом постепенно его голос прерывается, как будто ему тяжело, говорит немного хриплым голосом):
   Ты сможешь, ведь ты же мой сын, не правда ли? Ты сможешь, ты прочитаешь. Только читай внимательно, не ошибись в выборе страниц, иначе всё пойдет прахом. Всё! Понимаешь? А так не должно быть. Это не просто книга – это суть сути, суть самой жизни, которая заключена в страницах этого артефакта.  Это очень важно: белое или чёрное, чёрное или белое. Не ошибись в выборе. Ты должен выбрать. А когда ты прочтёшь, ты всё поймёшь…Больше некому, на тебя вся надежда. Я верю в тебя, сынок…
(постепенно голос отца затихает, удаляется, Мирослав зовёт отца ещё некоторое время, мечется по сцене, потом останавливается и говорит в зрительный зал):
Мирослав:
    Да, я сделаю так, как ты сказал, я узнаю всё, узнаю, то, что знал, знаешь ты, отец…
(Задумчиво перелистывая страницы, говорит):
Белое и чёрное, добро и зло
Я понял, отец, я всё понял… Я смогу, я узнаю…
                ЯВЛЕНИЕ 3.
Ангел: (выход под музыку)  Ты, говоришь, что знаешь правду о сокровенной тайне? Ты хочешь сказать, что ты знаешь то же, что знает и Всевышний?
М: Да, ангел мой! Я знаю.
А: И ты можешь рассказать об этом людям?
М: Да, я могу.
А: А ты не боишься, что они могут не понять тебя? Люди не готовы принять истину.
М: И все-таки я расскажу.
А: Ты прочитал все страницы? И белые страницы добра, и черные зла?
М: Да, ангел мой, я знаю все.
А: Хорошо, тогда будь осторожен. Сейчас в книге равное количество белых и черных страниц, но это равновесие может нарушиться, если этот артефакт попадет в руки зла. Особенно береги ее от Легны, она послана на Землю тёмной стороной, чтобы забрать у тебя книгу. Берегись, зло притягательно и коварно.
М: Не волнуйся, Ангел мой, Легна не получит артефакт.
               
                ЯВЛЕНИЕ 4.
Звучит тревожная музыка, входит Легна.

Легна: Мне кажется, или я действительно слышала, что кто-то назвал мое имя? (увидела ангела): А, и ты здесь, Ангел Света?
Ангел (усмехнувшись):
 А ты надеялась, что я оставлю Человека одного в такой момент?
(Хохот) Легна: Ха-ха-ха, да, доброта - она превыше всех благ.
Мирослав: Ты зачем явилась сюда, тебя никто не звал?
(Легна все время говорит насмешливо, как бы издеваясь)
Легна: А ты разве не знаешь, что количество добра в природе равняется количеству зла? Тень неразрывно связана со светом, ведь у тебя тоже есть тень, посмотри! Вы всегда рядом.
Ангел: Тьма пришла в мир, но люди больше возлюбили свет, чем тьму.
Легна: Ты уверен, ангел? (с ухмылкой) Посмотри вокруг: люди сошли с ума, убивая себе подобных, они убивают даже детей, не щадят никого. Они убивают даже сами себя, употребляя то, что здесь, на земле, называют наркотиком.
Ангел: Но ведь это вы им «подарили» всё это, а теперь ты осуждаешь людей за то, что они приняли ваши подарки. 
Легна: Подарили? Нет, мы просто предложили, люди сами взяли. Потому что человек слаб в своих желаниях. Их поступки менее добры и менее порочны, чем желания. Люди злы и порочны.
Ангел: Нет, Легна, ты не права. Люди добры и милосердны. Им не нужно твоё зло. Они хотят только добра.
Легна: Ха-ха, Ангел. Что бы делало твое добро, если не было бы зла? Давай спросим у людей. Что им предпочтительнее? Твой свет - дом добра, милосердия, сострадания, любви? Или моя тьма – царство ненависти, власти, пороков?
Ангел: Хорошо, давай спросим у любви, дружбы…
Легна: У ненависти, корысти…
               
               
               
                ДЕЙСТВИЕ 2
          
Звучит нежная мелодия.
                ЯВЛЕНИЕ 1.

Легна
Хочешь ли ты, человек, узнать свою будущую любовь?
Мирослав
Я знаю её, я увидел во сне девушку, она была прекрасна, и с тех пор я ищу её, но не могу найти.
               
Ангел
Ты найдешь её, мой мальчик, обязательно найдешь…
(Ангел и Легна медленно под музыку отходят в сторону, появляются с разных сторон сцены из будущего девушки Любомира и Лилит, обе в один голос зовут Мирослава).

                ЯВЛЕНИЕ 2.

Любомира( одета в простое платье, волосы распущены. Она ласково улыбается) и Лилит ( стильная штучка):
Мирослав, Мирослав!
(Обе прижимаются к нему). Любимый мой… Да, да, мой милый.
Мирослав: (удивленно):
Девушки, вы кто? Я вас не знаю.
Любомира
Я твоя будущая любовь. Меня зовут Любомира, мы встретимся с тобой через 5 лет и полюбим друг друга.
Мирослав
О! Неужели? (смотрит на Любомиру, отступая назад). Нет, этого просто не может быть.
Лилит( отвлекая его от Любомиры)
Да, мой дорогой, это я твоя будущая любовь - Лилит. И я сделаю всё, что в моей власти, чтобы это было именно так, или я – это не я. (Отталкивает Любомиру, нежно прижимается к Мирославу).
Любомира
Ты? Да ты предала его, когда он больше всего нуждался в тебе. А разве можно предать любовь?
Лилит
Ха-ха-ха! От этого любовь только крепче, и Мирослав скоро это поймет. Потому что мы любим друг друга.
( Все это время Мирослав смотрит то на одну девушку, то на другую).
Любомира
Ты? Лилит, о какой любви ты говоришь, разве ты можешь любить? Любить – значит, желать другому того, что считаешь за благо для себя. Ты же не желаешь себе плохого?
Лилит
Ты хочешь сказать, что я желаю Мирославу зла?
Любомира
Да, ты его предала.
Лилит
Я? Его предала? Да ты первая отказалась от него, когда я появилась в его жизни.
Любомира
Ты лжешь! Я не предавала его! Разве может предать тот, кто действительно любит? Я слишком уважаю его для этого. Он свободен в своем выборе.
Лилит
Он и выбрал меня. Ты же знаешь. (засмеялась)
Любомира
Он человек, а человеку свойственно ошибаться. Он все равно вернулся ко мне.
Лилит ( с досадой)
Да, это так, к сожалению, он снова вернулся к тебе. И ты его простила? Почему?
Любомира
Почему? Потому что надо уметь прощать тех, кого мы любим. А еще доверять…Я доверяла ему, даже когда он ушел к тебе. И знаешь почему? Потому, что любовь без доверия и уважения – это…это как будто ангел с одним крылом.
Лилит
 Ха-ха, ангел, да, все они ангелы…И все-таки он  бросил тебя, ушел ко мне. Я его любила…
Любомира
Что ты называешь любовью? Ту подлость, которую совершила, когда предала его?
Лилит
Подумаешь, ну появился еще один, между прочим, очень богатый человек. По- твоему, я должна была отказаться от такого подарка судьбы? Да и потом, Мирослав, конечно, хороший мальчик, и я всегда его буду любить, но я не понимаю тех дурочек, для которых с милым и в шалаше - рай.
Любомира
Ты ошибаешься, Лилит. С милым, действительно, и в шалаше – рай, только тебе этого никогда не понять, потому что ты никого по-настоящему не любила: ни Мирослава, ни другого. Ты обоим лгала, и тот, другой, тоже несчастлив, потому что твоя ложь убила его любовь к тебе. А теперь ты хочешь вернуть Мирослава? (Качает головой) У тебя ничего не получится, Лилит.
Лилит
Это мы еще посмотрим! Еще все впереди, и я смогу изменить течение жизни в свою пользу!

                ЯВЛЕНИЕ 3.
Легна (она потихоньку подходит сзади) А вы спросите у человека, кто из вас ему дороже. (Подталкивает Лилит к Мирославу).
Мирослав
Я запутался, я не знаю.
Легна
Вот видишь, Ангел, человек не может разобраться.
Ангел ( закрывая собой Мирослава) У тебя ничего не получится, Лилит. Потому что любовь – это наш подарок людям. И ты ничего не сможешь изменить. Ты способна только все разрушать, а Любовь не подчиняется законам разрушения, она – великая созидательная сила, божественная сила. Любовь творит жизнь. Любовь творит мир. Любовь творит человека, она творит всё. Смелее, Любомира (Ангел подтолкнул девушку к Мирославу). Твоя любовь поможет вам обоим, он разберется, он поймет.
Любомира
Посмотри на меня, любимый мой, это я, которую ты ищешь. Мы с тобой еще встретимся и будем счастливы, но сейчас наша любовь под угрозой, вот я и пришла к тебе. Я люблю тебя, и мы всегда будем вместе, несмотря ни на что.
Легна
Его жизненный путь не будет усыпан розами, ты готова разделить с ним всё?
Любомира
Что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.
Легна
До чего же глупы люди: они совершенно не осознают истинной мощи любви, ибо, если бы они сознавали её, они бы воздвигли ей величайшие храмы и алтари и приносили величайшие жертвы, а меж тем ничего подобного не делается, хотя все это следует делать в первую очередь.
Ангел
Зачем возводить храмы? Они не нужны, потому что храм любви – это сам человек.
Легна
Ха-ха! Что может твой человек? Он оказался настолько слаб, что не может сам в себе разобраться, не то что в своей любви.
Мирослав
Ты ошибаешься, Легна, я разобрался, уже разобрался. Я всё понял… Я выбираю свою любовь. ( обращается в зал) Люди, как не верить снам? Мы сами творим себя, свою любовь и своё счастье. Ты прав, Ангел, любовь, что подарил нам свет – это чудесный мир, это рай, в котором живут люди, но только те, кто способен любить. Так говорил когда-то и мой отец. Никто не имеет власти над человеком, который по-настоящему любит, потому что любовь – это проявление бессмертного начала в существе смертном. Я выбираю любовь, свою любовь ( берет Любомиру за руку).
Лилит
Не-е-ет! Только не это! А как же я?
Любомира
Я прощаю тебя, Лилит, прощаю тебя за твое зло, которое ты совершишь.
Мирослав
Мы, мы прощаем тебя, Лилит.
( Лилит плачет, бросается на грудь Легне)
Легна
(утешает плачущую Лилит) Не плачь, дорогая моя, мы еще не проиграли свою битву, еще только все начинается.
Ангел
Нет, Легна, эта битва для тебя проиграна навсегда.
Легна
Я не сдамся, еще осталась дружба.
( Звучит нежная мелодия, Мирослав и Любомира некоторое время стоят обнявшись, потом девушки потихоньку отходят назад, останавливаются в глубине сцены).
               
                ДЕЙСТВИЕ 3.
                ЯВЛЕНИЕ 1
(Все отступают в тень, на сцене появляются друзья. Один в камуфляже, с перевязанной головой. Другой одет по моде: костюмчик, телефон, папочка. Он все время разговаривает по телефону).
 (Сначала появляется Братислав)
Мирослав
Скажи, Ангел, это мой друг? Он тоже пришел из будущего?
Ангел
Да, это твой друг Братислав, он пришел, потому что я позвал его.
Братислав
Мы с тобой познакомились на войне, Мирослав. Мы служили с тобой на границе.
(подходит к Мирославу, и они крепко жмут друг другу руки).
Братислав
Я благодарен свету за то, что он послал мне тебя, брат. Ведь это ты тащил меня, раненого, на своих плечах много километров, потому что не хотел оставлять врагам. А наши, все наши ребята, остались там, на границе, прикрыв Родину собой, своими жизнями. И если я живу, люблю, воспитываю детей, то это только благодаря тебе, Мирослав. Ты этого пока не знаешь, брат, но это сделаешь ты, уже скоро, через несколько лет. Мы стали братьями, Мирослав, узы дружбы оказались крепче уз родства, ибо друзей мы выбираем сами, а родных нам посылает судьба.
Мирослав
Ты прав, друг. Я знаю: дружба – это великое человеческое счастье, точно такое же, как и любовь, да она и есть любовь, только без крыльев. Я рад, что  у меня есть, будет, такой друг, как ты, Братислав, а еще у меня есть друг, с которым мы с детства вместе. Я тебя обязательно познакомлю с ним, Братислав.

                ЯВЛЕНИЕ 2.
( Появляется второй друг, он идет бодрым шагом, разговаривает по телефону).
Мирослав
Макс! Вот это да! И ты здесь! Я тебя узнал, хотя ты и стал немного старше.
(Макс не обращает внимания на Мирослава, махнул ему рукой – отстань, не видишь, я разговариваю).
Макс (поговорив по телефону)
Извини, Мирослав, времени совершенно не хватает. У меня банк, свой банк, а это непросто. Да, я могу позволить себе многое, но работаю как вол. Пока ты прохлаждался на границе, я обеспечивал себе будущее. Ты дурак, Мирослав, что не послушался меня тогда. Хотя… Каждому свое, знаешь ли.
Мирослав
Ты изменился, Макс, очень изменился. Я не узнаю тебя, а когда-то мы были с тобой очень близки, мы были друзьями.
Макс
Дружище (хлопает Мирослава по плечу), брось ты разводить эти сопли про дружбу. В бизнесе нет друзей, есть только компаньоны. А что такое, твоя дружба? Одна из тех вещей, о которых как о летающих тарелках неизвестно, являются ли они вымышленными, или существуют? (смеется). Как ты говорил мне всегда: дружба – это понятие круглосуточное? Нет, это невозможно.
Братислав
Дружба существует, только она приходит не ко всем, так же, как и любовь.
Макс
А кто это?
Мирослав (усмехнувшись)
Это мой друг, с которым мы вместе будем прохлаждаться на границе.
Макс
Любовь?  Ты говоришь, любовь. А есть ли она, ваша любовь? Лилит была с Мирославом до тех пор, пока я не прокатил её на своем новеньком белом мерсе. Она тут же забыла, кто такой Мирослав с его призрачной любовью, и полюбила меня, потому что у меня есть более реальная вещь – деньги. Деньги, дружище, (обращается к Мирославу, берет его за плечи) – это праздник, который всегда с тобой.
Братислав
Разве можно за деньги купить  любовь и дружбу? Ведь они важнее денег.
Макс
Согласен, есть вещи важнее денег, но без денег эти вещи не купишь. (качает головой) Деньги – лучший подарок, который нам подарили. И я на все сто уверен, что те, кто кричат на всех углах, что презирают богатство, сами с ним не готовы расстаться. Гораздо увереннее себя чувствуешь, когда у тебя в кармане что-то звенит, а языком молоть можно все, что угодно.

                ЯВЛЕНИЕ 3.
Легна ( тихо подходит сзади).
Ну что, Мирослав, кто же из них твой настоящий друг?
Макс
Конечно, я, кто же еще. Ведь это я дал тебе деньги под минимальные проценты, когда ты вернулся оттуда, пришел, заметь, без гроша в кармане. Кстати, когда попадешь в свое будущее, не забудь мне их вернуть. А то, знаешь, дружба дружбой, а денежки…
Мирослав
Да-а-а, воистину дружба заканчивается там, где начинаются деньги.  А знаешь, Макс, что порой бывает больнее самой острой боли?
Макс вопросительно посмотрел на Мирослава.
Мирослав
Разочарование, разочарование в дружбе и в любви. Ты узнал цену своего состояния, когда его приобрел, а цену друга узнаешь, когда его потеряешь. И, поверь мне, Макс, это будет одна из твоих самых горших потерь.
(Обращается к Ангелу) Спасибо тебе, Ангел мой, что дал мне возможность познать истину. Спасибо за подарок – за настоящего друга. И, кажется, я смог прочитать эту книгу (берет в руки книгу).    

                ДЕЙСТВИЕ 4.
               
Легна
Нет, Мирослав, ты еще не познал истину…
Ангел (перебивая её)
Легна, оставь его в покое. Ты не сможешь больше завладеть его душой, ибо ты проиграла. Признай эту истину, Легна.
Легна
Нет, Ангел, я не сдамся! Я знаю, что надо делать!
(Она подбегает к Мирославу и выхватывает из его рук книгу, пытается убежать за кулисы, но оттуда выходит Высший Учитель, и она испуганно возвращается назад и отдает книгу в руки Мирослава. Все застывают в разных позах: Ангел воздел руки к небу, Легна прикрылась руками ).
Высший Учитель
Обратись внутрь себя, Мирослав. Пришла пора открыть истину и спасти себя и мир. Загляни в свою душу. Что ты видишь там, Человек?
Мирослав
Я вижу свет.
Высший Учитель
Хорошо, ты не зря получил Уравнителя – этот артефакт, ты правильно прочитал первые страницы книги. Потому что ты еще только начинаешь её читать, тебе всего лишь 16. Когда ты дойдешь до последней страницы, ты расскажешь людям о том, что в ней написано. Пусть они знают правду. Каждый человек творит себя сам. Творит свой внутренний, духовный мир, и мир, который его окружает. Это большое счастье и большая ответственность – осознавать себя частью этого огромного мира ( разводит руками). Люди должны знать, что их мысли и деяния не исчезают бесследно. И насколько они будут чисты и непорочны, зависит сама жизнь, жизнь всего сущего на Земле. Все не напрасно: никто и ничто не исчезает навечно, все остается. Пусть люди сами сделают свой выбор: что им дороже – добро или зло. Что им дороже – ужас войны, ненависть, боль и злоба или мир, любовь, добро и счастье?
Легна
Но, Высший Учитель, как же люди обойдутся без нас? Без меня и Ангела? Кто их будет учить? Ты?
Высший Учитель
Никто, человек сам способен понять и принять истину. У вас было время повлиять на него. Никто не властен над человеком, даже артефакт не властен над тем, кто смог познать самого себя. Человек! Исторгни страх из своего сердца! Не верь никому, верь только своему сердцу! Ты хочешь прочитать этот артефакт до конца, чтобы познать истину, ты хочешь найти границу добра и зла? А разве ты уже не понял? Открой свое сердце, человек, впусти туда веру, надежду и любовь. И тогда ты все поймешь… Твоя душа – и есть тот артефакт, тот уравнитель, а не книга, в сущности, просто книга, что ты держишь в руках своих. Это хорошо, что ты увидел свет в своей душе. Помоги же увидеть этот свет и другим. Ты познал – пусть познают и другие.
Мирослав
Я понял, я теперь действительно все понял! Спасибо! Пусть мне еще только 16, но я выбираю свет в своей душе, потому что только свет дарит истинную любовь и бескорыстную дружбу. Только свет, а не тьма, которая губит человеческую душу и все живое вокруг. Твое зло разрушает, Легна, оно только и может разрушать. Добро созидает, потому что добро – это свет. Надо беречь этот свет в наших душах, и тогда мы спасем и самих себя, и этот мир ( разводит руками) – наш дом, в котором мы живем.
( Все герои берутся за руки, делают шаг вперед и читают стихотворение по строчкам)

МИРОСЛАВ
                Когда становится нам ясно,
                Что проживаем жизнь напрасно,
                Когда осознаем, что в жизни этой,
                Бессмысленно блуждать без света,
ЛЮБОМИРА               
                Стараемся понять, как жить нам дальше?
                И в голосе любви мы не приемлем фальши.
АНГЕЛ               
                Зачем, за что нам эта жизнь дана?
                Заслуга в этом наша или же вина?
ЛЕГНА               
                Добро и зло – извечный выбор человека,
                И в этом суть и правда нашего земного века,
БРАТИСЛАВ               
                Нам все же выбор дан – вот он небесный дар,
ЛИЛИТ               
                И рвемся мы, чтоб к тайне прикоснуться,
                Но как легко нам все же обмануться,
МАКС               
                Как не поддаться нам великому соблазну,
                И не прожить без веры жизнь напрасно,
ЛЕГНА               
                И не поверить тем, кто говорит,
                Что жизнь без зла была бы и уныла, и скучна,
АНГЕЛ               
                Ведь тот, кто говорит подобные слова,
                Себе любимому не пожелает зла,
Высший               
                Послушай человек – твори добро,
                Тогда душой твоей не овладеет зло,
МИРОСЛАВ               
                Ты хочешь знать, где этот Рубикон?
                Так знай же: он в тебе самом.