Доступ

Глеб Корин
      
       
        Система отозвалась встревоженным кудахтаньем и  с потемневшей панели на меня уставилось Недреманное Око:
        - Вы попытались получить доступ к  файлу N…N.
        - Э-э-э… - сказал я, собираясь с мыслями. – Ну да… Понимаете, мы только вчера перебрались в Царство Свободы из Свободного Царства, а там у нас…
        - Самоназвание  «Свободное Царство» является неверным! – холодно перебила меня Система. - Правильный термин: «Земли-кандидаты». Ваши данные уточняются…
        Придвинувшись, я законопослушно  продемонстрировал себя анфас и в профиль.
        - Система уже располагает вашими трехмерными изображениями. Спасибо. Совершая безоплатный запрос, намеревались ли вы получить доступ к незаконному контенту?
        - О Господи..
        - Обращение некорректно.
        - О ч… Система, я прошу прощения.
        - Принято. Все права на данный файл категории «художественная литература» принадлежат свободному издательству «ЭХМА». Предъявите сканеру вашу «карту гражданина» для оплаты права свободного доступа.
        - Свободный доступ у меня был и в Сво… на «Землях-кандидатах». И бесплатный к тому же.
        - «Бесплатный» означает незаконный! – строго заметила Система.
        - Файл существует уже несколько веков. Бесплатно и незаконно?
        - Предыдущее время принято считать непознавшим благодать закона, - ответила Система явно покровительственным тоном.
        - Ух ты… Все время до благодатного явления свободного издательства «ЭХМА»?
        - Правильное мышление. Цель вашего доступа к файлу?
        - Хотел почитать дочери на ночь. Старая и любимая с детства книжка.  Мы взяли ее с собой, но пока не могу найти среди разобранных вещей.
        Недреманное Око быстро окинуло меня подозрительным взглядом:
        - Сертифицированный дефендер «МИЗУЛЛ» не определяет данное произведение, как детскую литературу!
        - С каких это пор?
        - Со времени вынесения данного определения.  В случае нахождения книги, она должна быть повторно лицензирована представителями соответствующих структур на предмет свободного доступа.
        - Посредством оплаты?
        - Правильное мышление. Посредством осозанно- свободной оплаты! – уточнила Система. - Семантический анализ заглавного произведения файла заставляет меня задать вам несколько вопросов. Предупреждение: с включением пси-анализаторов вы принимаете на себя ответственность за возможное предоставление ложной информации.
        - Прошу, прошу!
        Я гостеприимно раскинул  руки и изобразил искренний гражданский восторг.
        - Считаете ли вы бегство главного героя от своих создателей достойным поступком?
        - Нет.
        - Но ведь создатели собирались съесть главного героя!
        - Тогда – да.
        - Вам следует определиться.
        - Я не знаю.
        - Атактический синдром… - пробормотала Система как бы про себя.
        Я промолчал, соображая, к кому относится сказанное.
        - Считаете ли вы адекватным поведение главного героя при встречах с последующими персонажами?
        - Да.
        Я подумал…
        - Нет.
        Я опять подумал…
        - Не знаю.
        - Что вы помните из данного файла?
        - Ну… Сборник назывался «Колобок и другие народные сказки». Какие-то из них помню наизусть, какие-то – нет. Но мы, люди, любим перечитывать книги…
        Мне показалось, Система тяжело вздохнула:
        - Правильное название: «Колобок и другие сказки от «ЭХМА». До получения результатов медицинского освидетельствования и полного пси-профиля в доступе вам отказано. Полное сканирование вашего мозга определит степень запоминания, то есть, копирования на органический носитель данного файла, а также количество иной информации, являющейся, возможно, чужой интеллектуальной собственностью.
        Я тоже  тяжело вздохнул:
        - Когда-то мне довелось читать нечто подобное. Не помню, как назывался рассказ. Герою стерли из памяти… э-э-э… контрафактный контент.
        - Зачем? – удивилась Система. – Впрочем, Земли-кандидаты всегда отличались неумением ценить информацию. Только свободно-осознанная оплата! В полном объеме!
        В голосе Системы зазвучало гражданское торжество.
        Недреманное Око дружелюбно подмигнуло мне и в уголке  панели побежали циферки, быстро складываясь в растущее число…