Театр

Александр Воронин-Филолог
               

                Театр – такое ёмкое и многоликое понятие, что прежде, чем писать о нём, надо определить рамки воспоминаний. Я могу что-то сказать только о советском театре средней полосы России. Другие театры я видел лишь в кино, по телевизору или читал о них. Хотя, как и обо всём, учитывая накопленный жизненный опыт и мою любознательность, могу о театре говорить часами. Было бы кому слушать. Особенно о жизни артистов – как они гуляют-изменяют, женятся-разводятся, как получают роли и работают над ними.  Сейчас вся жёлтая пресса только об этом и пишет. 
                Я знаю много людей, которые ни разу в жизни не были в театре. В силу разных причин – географических, материальных, умственных. Моя бабушка всего несколько раз за свою жизнь выезжала ненадолго из деревни. Не только  театр, она даже море никогда не видела и не купалась в нём. Работала с рассвета до заката за трудодни в колхозе. У неё каждый день был свой театр, своя сцена, свои зрители – муж, дочки, хозяйство, односельчане,  внуки. 98 лет она достойно играла свою роль.  От  остальных родственников   тоже ни разу не слышал, что они были в театре. Мои папа с мамой были белыми воронами среди родных. Они мечтали всем троим детям дать высшее образование и вывести в люди, как тогда говорили. Поэтому поощряли наши увлечения,  сами записывали в разные кружки, водили на выставки и концерты, отправляли на экскурсии.   
                Мне повезло родиться в городе в 125 км от столицы. В советские времена  в театры, на выставки и в музеи  возили целыми автобусами от предприятий. В Малый театр  я попал ещё школьником вместе с родителями. Ничего не запомнил, кроме гладкого плюша, которым был обтянут балкон или ложа. Весь спектакль я гладил его и до сих  пор руки помнят то удовольствие от первого посещения театра. Больше в такие театры я не ездил. Много раз был в театре зверей Дурова, на новогодних представлениях в Кремле и в Лужниках.  А вот  в цирке не был ни разу.
                Заядлым  театралом я стал с 1976 по 1982 год в Иванове. Летом, после экзаменов в университете, мы ходили расслабиться в театры. Местные  уезжали на гастроли, а в город приезжали труппы со всего Союза и каждый год разные. Так что, получая высшее образование, я приобщался и к театральной культуре страны. Ходили мы для разнообразия и на балет, и в оперу. Не сказать, что  были в полном восторге от качества постановок, но многое  нравилось. Тем более, что эти походы мы называли культурной программой, и очень гордились, что  становимся если не элитой, то хотя бы богемой.
                И к нам в город приезжают до сих пор разные артисты. Иногда со спектаклями, а чаще с концертами и творческими вечерами. Но смотреть спектакли в наших Домах культуры, это не совсем то, что в родных стенах театра. Аура не та. Всё время помнишь, что ты дома, а не в гостях в храме Мельпомены. Да и народ перестал ощущать поход в  такой театр праздником. Женщины ходят   в джинсах, а мужчины в свитерах и без галстуков.
                У нас в Дубне  тоже существовали разные театры – народные, детские, оперные. В одном из них даже играли мои родственники. В ДК  “Мир” я смотрел постановку “Кремлёвских курантов” Погодина и  спектакль про партизан. В одном  мой дядя играл матроса, в другом – полицая. Ленина играть не доверили, он был тогда беспартийным.  Часто водил дочку на детские спектакли, и пока она сидела в зале, весело проводил время в буфете.
                В 1980-х годах, будучи проездом в Риге, попал на спектакль Ленкома “Юнона и Авось”. Купил за рубль билет на галёрку, откуда видно и слышно было плохо. Зато гуляя перед началом вокруг театра, минут двадцать стоял рядом с Караченцовым и Абдуловым. Они курили у служебного входа. Говорили о всякой ерунде, даже не о театре. Запомнилось, что Караченцов был в простом синем трико с вытянутыми коленками. Я в таком же ходил дома и работал на огороде. Оба  стояли в расстёгнутых рубахах с закатанными  рукавами. А  вот на сцене   играли в   белых  рубахах с  кружевами.
                Несколько раз был в хорошем театре в  соседних Кимрах. Вот там ощущение праздника и приобщения к высокому искусству для избранных не покидает. В простом районном городке сумели создать театр, который по качеству не уступает приезжающим  на  гастроли  москвичам.