варвар

Лев Кубышкин
                Никогда не был за границей. Все были, а я не был,    решил исправить это положение.  Готовиться  начал с прошлого года.  Выправил  всей семье  загранпаспорта, навёл  справки о ценах в турагентствах   ближайших городов, сделал вывод, что все они работают на одни и те же московские  компании.  Поэтому,  как только начался отпуск, отравился в ту фирму,  что ближе к дому.
               Общаться пришлось с обаятельной женщиной  помнившей, что я приходил  ещё год   назад.  На  вопрос:
        -Какую вы сумму предполагаете потратить на путёвку?  Ответил:
         -Мне что-нибудь за три рубля.
        -Тогда вам в Турцию,    с улыбкой резюмировала Ирина Станиславовна  и  колесо событий закрутилось. Через неделю моё семейство   в  радостном  волнение   покинуло родной город.
        В  аэропорт  Домодедово  мы  прибыли рано утром, а самолет в Турцию,  как  оказалось,  вылетает во второй половине  дня.   Собираясь  в дорогу, я, несмотря на резкие  возражения жены, положил в сумку сухари. Конечно, без еды человек может прожить  тридцать дней, но с сухарями лучше.  К полудню запасы еды и воды закончились, а цены в аэропорту  из будущего. Узнал  у милиционера, где можно поблизости поесть за нормальную цену.
           Получив консультацию, нашел ресторан  на  километровом  удаление. Глянул в меню,  есть расхотелось  -  самым дешевым был салат  за 8 у. е. Вернувшись  в аэропорт, обошлись кофе по двадцать рублей напёрсток.   Помня, сколько дней  человек  может обойтись без еды,  стали ждать объявления рейса.
              Время вылета, по нашим предположениям близилось, а посадку всё не  объявляли. В  семействе началась паника. Обратились к администратору аэропорта,   она нам  объяснила, что следует подойти к представителю своей турфирмы  и  показала,  где расположены  их стоечки.  Оказывается это очень важно,  потому что фирма осуществляет весь цикл – доставка  к месту поселения- кормления, возврат клиента на  родину. Молодой мужчина выдал нам билеты, путевки  и  сообщил точное время  вылета.
                Объявили   регистрацию пассажиров.  На визовом контроле  сотрудница  так долго  и пристально меня   рассматривала,  что я  занервничал:
       -Что-то  не так?  Она ответила вопросом:
       -Где  усы? - В паспорте вы с усами.
      -Сбрил  на лето, они у меня как зимняя одежда.  Пропустила.
На турецкой стороне таможенник, ставя отметку в мой паспорт, разговаривал с тремя девушками, не уверен, видел ли  он меня вообще.  Встретила нас представительница фирмы  «Натали  Турс».  Главное,  что  я   запомнил из её речи - надо давать везде  чаевые,  не менее  миллиона  лир,   если меньше   турки очень  обижаются.
     Конечной  остановкой  был отель  в   Мармарисе.   Номер,  в  котором  нас поселили  приличный:  три кровати, кондиционер, душ, балкон, фен,  телевизор с тремя программами на русском языке.  Заказывая путёвки, я не взял обедов,  они только связывают.   Официанты всех заведений – чёрные брюки, ботинки,  белая  рубашка, галстук- бабочка, прекрасно вышколены:  ни слова  упрёка,  ни косого взгляда в адрес клиента.  Освободившееся   посуда    моментально исчезает со стола.
              Основная  цель нашего путешествия  море.  Оно здесь изумительно  синего цвета, а если  смотреть  с  корабля,  то  фиолетовым    отсвечивает, вода чистая-чистая.  Сколько не плыви  всё  равно дно  видно. В небе  парапланы  кружат, по  воде скутеры мчаться, туристы развлекаются,  в  общем,  много возможностей   потратить деньги.
            Не было случая, чтобы на пляже лежака не хватало.  Между лежаками  зонтики  плетеные  и глиняные горшочки  для окурков.   Лежишь  так загораешь, а к тебе  периодически подходят,  спрашивают:  не желаешь  те  ли пива, кока-колы, кукурузы, мороженого и другого разного - красота.  В первый день мы были самыми  белыми людьми. Моя жена  посмотрела на стоявшую  неподалёку  стройную, очаровательную  девушку с шоколадным загаром и спросила:
          -Как думаешь,  я такой  буду?  Я вздохнул  и   честно ответил:
          -Думаю,  нет.  Наташа рассмеялась:
           -Я же не это имела в виду.
А  вокруг  было на что посмотреть.  Столько  женщин предпочитающих  загорать без лифчика!  Наверно  не  правы  те,  кто их не снимает, они в меньшинстве. Да и снизу, как говорит юморист Задорнов, на месте плавок верёвочки.  День  на третий, привыкнув  к такому положению вещёй,  перестал  обращать  внимание.  Правда,  некоторым дамам  каким - нибудь   турецким указом по пляжу  надо бы запретить раздеваться.  Понятно, что бабуля  лет семидесяти хочет показать ту часть тела, которая у неё моложе и лучше  всего сохранилась, но тогда бы уж в парандже.
     Отдельная  тема  турецкая торговля.   Словарный  запас  продавцов  в русском и английском   примерно одинаково невелик.  Они на улице с вами здороваются, зазывают в магазин, называют цену, торгуются, сердятся, улыбаются,  клянутся, не выпускают из магазина, готовы идти с вами в отель.  При этом  никогда не дотронуться до вас, не схватят за рукав - всё в пределах правил игры.  Через час они вас забывают. Зайдите в этот магазин  спустя некоторое время - они снова   здороваются,  спрашивают имя, улыбаются, клянутся и т.д.
          В больших магазинах   на товарах  есть ценники, в маленьких нет. Выучил несколько слов по- турецки:  здравствуйте,  спасибо, сколько стоит.   Заметил, что местным  это очень нравиться.   Однажды, купив кепку, сказал продавщице по-русски:  «Спасибо». Она так  испугалась, что принялась пересчитывать  и показывать  цифры на  калькуляторе.  Успокоилась,  когда я ей сказал:
               -Окей, окей.
    Ещё был интересный случай,  при покупке обуви.  В   государственных  магазинах хороших  кроссовок  найти не удалось, но цену  я запомнил- 650 рублей  за пару.  Рядом с  отелем находился маленький магазинчик, туда я и зашел. Приглянулись  из бежевой замши с белыми  вставками  и белыми шнурками.    Только  в руки  взял,  продавец тут как тут.   И с улыбочкой:
      - Здравствуйте, меряйте,  берите.
По-русски больше ничего не знает. Я на ценник прикинул-1200 рублей. Говорю:
        -  Ноу,  ноу.
 Он торговаться. Доходим до 900 рублей, эта сумма меня устраивает, и я на  плохом   английском  начинаю объяснять  продавцу, что  обувь не для меня, а для сына. Мне надо привести сына, чтобы  померить  кроссовки.   Тут до меня доходит, что турок не понимает   моего  английского и продолжает снижать цену.  Я пытаюсь положить  пару на место, мне уже стыдно, что я такой   «жмот»,   готов   заплатить  за злосчастную обувь столько сколько он просит, но не знаю как сходить  за  ребенком.  Он   продолжает снижать цену  и лицо у него  при  этом   такое    жалостливое. Говорит:
     -Очень жарко, все на пляже, бизнес плохо идёт.
 Эту фразу    я  потом не раз слышал и от других торговцев.  Когда  стоимость дошла до 650 рублей, я сдался и отсчитал 37 миллионов лир. Счастливый  продавец подарил мне в придачу к кроссовкам   флакон туалетной воды, стоимостью в 200  рублей.  Все остались довольны.
       Захотелось   посетить  столицу римской  провинции  в Малой Азии  город  Эфес. (Так пишут в путеводителе). Впечатление  неизгладимое:   два  амфитеатра, один из которых на 50 тысяч зрителей,  колонны,  законы, начертанные  на каменных  плитах.  Здания таможни, аптеки, публичного  дома,  бани, жилых  домов,  и  огромной  библиотеки.  Раскопки  проводятся  под эгидой  ЮНЕСКО.  Черную работу выполняют местные жители.
                По восстановленному   городу  можно понять характер  живших  в нем людей.     И я представил в своём  воображение:   площади,  заполненные  народом,   сенаторов  идущих по плитам на  форум,  торговлю  рабами,  хлебом,   вином, тканями,  овощами, телами, должностями.  Видел  корабли, стоящие в порту, латинское  величие, надменность, красоту, мощь и презрение.  Я  стоял  посреди  древнего Эфеса, на душе у меня теплело, потому, что   мы  многое  взяли из  латинской    культуры, архитектуры.
                Вдруг  почувствовал, как что-то иное  вскипало  внутри.  Ненависть  захлёстывала  меня,  захотелось город,  воссозданный в воображение,  превратить в руины, уничтожить   всех местных   жителей. Во мне  забушевала кровь варвара.  Я был  в грубой рубахе с шестью нашитыми  на груди металлическими пластинами, в правой руке держал полумеч,  полусаблю  с  лезвием,   расширяющимся от рукоятки, в левой  круглый щит.  Пылающий Эфес доставлял мне радость, я в  неистостве  рассекал тела попадавших мне на глаза  жителей города, не щадил никого, кровь текла по плитам, смерть  доставляла наслаждение.  Умаялся  только к ночи. Плиты городских  мостовых были скользкими от крови, и я не видел никого, кого бы можно было ещё убить. За тысячелетия контактов моих предков с латинами  чувство ненависти  вошло  в гены  и стало врождённым инстинктом. Так же инстинктивно мы боимся и ненавидим крыс, пауков, змей. Испытал  глубокое  удовлетворение,  разрушив  созданный в мыслях город. Я - варвар.
            Долго ещё бродил   по раскопкам, развалинам древних сооружений, но уже  со спокойной душой, не воскрешая историю.
        Проведя   девять дней  в Турции,  получил шоколадный   загар и уверенность, что это одно из лучших  на земле  мест отдыха.  На память  у меня остались белые штаны  и кепка с надписью «Мармарис».