Репин, - тоска и живопись и мышление

Юрий Прокуратов
Если в музыке и в литературе русские люди шли тогда нога в ногу
с тем, что создавалось на Западе, если иногда они оказывались и
далеко впереди, то в пластических художествах русское общество
в целом плелось до такой степени позади, что и наиболее свежим
элементам стоило особых усилий догнать хотя бы арьергард
европейского художества.
                А.Бенуа

РЕПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ (1844, Чугуев, Харьковская  губ. -  !930, Финляндия),  художник.

Репин ровесник знаменитих импрессионистов.

Ван Гог родился в 1853, Дега – 1834, Ренуар – 1841, Моне – 1840, Писсаро – 1831. Железнодорожный транспорт пломбированный и не пломбированный в Европу и от туда курсирует бесперебойно, а Репин продолжает в старинних протертих панталонах   передвижников выпендриваться.
________________
 Выбирая между “Иваном Грозным убивающим сына” и “Полотерами” Малевича, я на стенку повесил бы “Полотеров”, а “Ивана Грозного”, положил бы на пол.
                Прокурат

Врубель никогда не смотрел ничьих картин… Репину сказал как-то у Мамонтова  в Абрамцево, что он не умеет рисовать. Савва Иванович обиделся за Репина.
____________
Когда я спросил Врубеля о Репине, он ответил, что это тоска - и живопись и мышление.
________________
- Ты этого никогда не поймешь, обратился ко мне Врубель. - Нет в вас этого. Вы все там - Репин, Серов и ты - просто каша. Да, нет утонченности.
                Константин Коровин

* * *

Если это так, - и связано с глубочайшими тайнами религии и магии сложение рта, тогда понятно восклицание Репина, однажды мною услышанное, что, «пока мне не удались губы, я еще не знаю, выйдет ли портрет.

Губы: т.е. он хотел сказать, что самое главное в загадке лица и самое главное в тайне индивидуальности лежит в сложении рта. «Суди не по глазам, а по рту»». Это – конечно!!
Нежный рот, лукавый рот, невинный «ротик», обыкновенный рот или (у чиновника) скучный рот.
Прозаический, восторженный, - все! Все!!!
У стариков встречаются чудовищные рты. Вообще есть исключительные рты.
Но и обаятельные: едя в Царское (село), я был поражен красотой немного чувственного рта и хоть далеко (очки, но через весь вагон), я как магией подводился глазами к этому рту.
                В.Розанов


Ужасное, однако, общество у Репина. Эстетика телеграфистов и юнкеров.
_____________________
7 августа 1925. Когда-то Репин написал портрет своего сына - Юрия. (С чубом.) Пришел к Репину академик Тарханов и говорит: великолепный портрет! Я как физиолог скажу Вам, что вы представили здесь клинически-верный тип дегенерата... Ручаюсь вам, что и его родители были дегенераты...
_________________
18 января 1935. Разбираю его письма ко мне: есть замечательные. Но ненависть его к “Совдепии” оттолкнет от него всякого своей необоснованной лютостью...
_________________
22 апреля 1958. Люшенька подарила мне третьего дня изданный в Дрездене альбом франц. импрессионистов. И я понемногу перестаю любить Репина.
                К. Чуковский
   
1915. Художник! тебе ли тоненькой сеточкой контуров поймать несущуюся  кавалерию. Репин! Самокиш! уберите ведра - краску расплещет.
                В. Маяковский

Репин – совершенная техника, отсутствие идей, движущих общество вперед. Сколько потрачено Репиным времени, труда, таланта для такой бессодержательной картины, как его «Запорожцы». А зачем? И вообще вся современная живопись бессодержательна.
                Л. Толстой

…Он глуп, этот Репин, и никогда не мог посмотреть внутренним глазом на свои настоящие сюжеты. Он всегда был только внешним глазом. Он не смотрел, а оглядывал, схватывал и рисовал…
                В. Розанов