Любовь, опалённая войной

Галина Терешенок2
        22 июня.... Скорбная дата для нашей страны. День, когда началась Великая Отечественная война. Все меньше и меньше  остается участников тех грозных событий. .. Но очень хочется, чтобы мы все, а особенно молодое поколение, знали, что воевали не роботы, а обыкновенные люди, которые, преодолевая свой страх, шли в атаку и часто падали, захлебываясь собственной кровью. Они, также как и мы, хотели жить и любить.

               

                ЛЮБОВЬ, ОПАЛЕННАЯ ВОЙНОЙ.



                Говорят, что у войны - не женское лицо. А у войны вообще нет никакого лица. Одно горе, кровь, страдание, смерть... Война - это прежде всего тяжелый труд, физический и моральный, выдержать который под силу далеко не каждому. И этот кровавый кошмар, когда горят небо, земля и вода, гибнут друзья, выдерживает только тот, кто вопреки всему стремится к победе. Главное в те годы было - отстоять Родину, одолеть врага. Это чувство испытывали с первого же дня войны все советские люди. Все стремились туда, где решалась судьба Отечества - на фронт. И не удивительно, что Мария Епифанова, две ее сестры и мать Анна Федоровна были на фронте и все имеют боевые награды.

                Фронтовой путь для 18 - летней Маши начался в городе Вольске Саратовской области, куда ее, студентку Ленинградской лесотехнической академии, эвакуировали с младшей сестренкой Юлией. В первые же дни войны их мама, врач, была призвана в армию и работала в военном госпитале. Средняя сестра, Маргарита, всю блокаду провела в Ленинграде в качестве радистки артиллерийского полка.

                По приезду в Вольск Мария начала работать на хлебопекарном заводе, на том участке, где для фронта выпускались сухари. Хрупкая девушка достигала 280 процентов (!!!) положенной выработки. Одновременно она училась на курсах радистов, а затем - на курсах санинструкторов. После окончания которых всех новоиспеченных медсестер отправили воинским эшелоном под Сталинград. Машу откомандировали в 209 -й гвардейский стрелковый полк 73 -й гвардейской дивизии. Как вспоминала она, командир полка Георгий Слатов встретил новое пополнение словами:" Дождались. Совсем детей присылают."

                Направили юную медсестру в санитарную роту и началась фронтовая жизнь. " Я делала то, что и остальные санинструкторы, - говорила Мария Аркадьевна.- Выносила с поля боя раненых, оказывала им первую медицинскую помощь, перевязывала, делала противостолбнячные и противогангренные уколы. Было ли страшно? Да, было. Сначала. А потом привыкла".

                Человек привыкает ко многому. Перестает замечать свист пуль, взрывы снарядов, бояться крови и мертвых. Только к одному так и не смогла привыкнуть Мария: к гибели друзей. Сколько молодых парней и девушек, умных, красивых, веселых погибали во время боев за Сталинград. Очень тяжело было оказывать помощь раненым. Плохо было с водой, с  едой. Негде было расположить госпиталь - везде одни обгоревшие руины. Рыли землянки и размещали в них раненых. Зима, холод, вши. И в это время в санитарную роту нового командира, капитана Степена Макеева, военного врача - хирурга. И произошло чудо - в огне войны расцвел дивный цветок, цветок любви, нежной и сильной, которая помогла не только пережить все ужасы войны, но и соединить судьбы влюбленных на всю жизнь.

                После окружения группировки Паулюса и сдачи фашистов в плен гвардейский стрелковый полк был отправлен под Белгород,где разгоралась битва на Курско - Орловской дуге.

                " Была большая потеря личного  состава, - вспоминала Мария Аркадьевна,,- очень много наших бойцов там погибло. Довелось мне выносить раненых и во время знаменитого танкового сражения под Прохоровкой. Это был ад: залпы "Катюш",артиллерия, море огня, громады танков и крики заживо горящих людей. Я до сих пор не могу об этом спокойно говорить".

                По окончанию боев на Курско - Орловской дуге Макеева вместе с полком форсировала Днепр. К этому времени Степан и Мария уже были молодоженами. Их зарегистрировали прямо в штабе полка. В боях под Кировоградом, на Украине, во время операции в полевых условиях хирург Макеев был тяжело ранен осколками артиллерийского снаряда в обе ноги. Произошло заражение крови, началась газовая гангрена. Более полугода Степан Ефимович лечился в госпиталях. В конце 1944 года он был направлен в запасной распределительный батальон, где снова служил военным врачом. Сюда же была направлена и Мария. 29 января 1945 года Степан и Мармя официально зарегистрировали свой брак.

                9 мая, День Победы, они встретили на Северском Донце. "Это был незабываемый день, - вспоминает Мария Аркадьевна.- Кто плакал, кто смеялся, было много объятий, стрельбы и слез".

                в августе 1945 года гвардии старшину Макееву демобилизовали из армии и она поехала в Ленинград, где наконец- то встретилась с матерью и сестрами.

                Затем Мария всюду сопровождала своего супруга, пока он не демобилизовался в 1973 году в звании подполковника, отдав армии 33 года жизни.

                Супруги Макеевы вырастили детей, вынянчили внуков. О фронтовом прошлом напоминают ноющая боль ран, память сердца да боевые награды. Особенно дороги Марии Аркадьевне орден " Красной звезды" и медали- "За отвагу" и "За оборону Сталинграда".


©