Память детства не обманешь

Анна Малык Маг
                Беззаботное "крутое" детство!..
                Где ты скрылось? - В памяти моей
                где-то бродишь рядом, по-соседству,
                столько лет и столько ярких дней...
                А. Малык

       Утро выдалось таким солнечным, ярким и радостным! - Не спалось.
В нашем городке было тихо и спокойно. В квартирах уже в апреле было душно и соседи семьями ночевали во дворе дома, выбрав для себя местечко где-то в тени деревьев, заранее расставив старые ненужные кровати (они даже в зиму оставались на тех же местах. А у нас стоял деревянный топчан. Вот мы и спали, не боясь, что кто-то сможет нас напугать).
       Я всматривалась в небо. Оно было таким голубым и огромным, как вся планета. Приближалась ПОБЕДА. Мы верили в нее: матери верили и ждали, жены ждали в большом напряжении от усталости, потому что до конца не знали, что в последние дни войны все может произойти.

       В дом моего крестного дяди Киндина пришло извещение, что пропал без вести, у тети Шуры дядя Леня вернулся домой без ноги, на костылях. Дядя Миша, сосед, попал в плен и вернется ли... Мама все говаривала:" Бог даст, вернется и наш отец. Будем ждать".

       А весна бушевала, как никогда: сады уже отцвели и пошли-пошли дожди...
Трава поднялась высоко и зелено. Утром на ней играли алмазные звезды-росинки. Дышалось легко. А после десяти часов утра солнце припекало так, что
не хотелось выглядывать на улицу даже в выходной день. И только в вечернее время, когда солнце опускалась за холмы, детвора высыпала во двор. Вот тут наступало раздолье!.. Днем трава приникала к земле, прячась от горячих лучей, а вечером, в прохладу, поднималась снова. Мы даже прятались в ней, играя "в кулички".
(С утра до обеда мы в школе, а потом надо помочь маме по дому и приготовить школьное задание на завтра).

       Майские дни самые напряженные: конец учебного года, уже хочется отдыха... И, в ожидании лета, мы, дети, строили свои планы: подготовить концерт для родителей всеми, у кого есть"таланты", организовать поход к старому Каахка (по-туркменски - Каака, в переводе - отец), в древний Хивиабад... А уйти в сопки, ближе к Копетдагу со всей дворовой оравой и обязательно принести домой много разных полевых цветов, чтобы одарить взрослых - предел мечтаний.
       И почти через день в эту пору и летом мы бегали к источнику: приносили прохладную киризную воду. Ох как она радовала в жаркий день! А купаться мы ходили к огромному арыку, в то место, где была широкая и достаточно глубокая выемка Там мы учились плавать и ловили маленьких крабов; потом в большой, из-под томата банке варили их, заранее заготовив приправы для вкуса.

       У Игоря отец не был на фронте, не взяли: одна рука была "высохшей".
Мы немного завидовали ему: не воюет, не убьют, да и семье радостно и живут в полном достатке. Но Игорь все время тянулся к нам и с нами ел скудную пищу, которую могла приготовить мама: затируху, зеленый борщ из конского щавеля который мы рвали у какого-нибудь источника, пирожки из капусты или свеклы... Его бабушка, порой, удивлялась и говорила моей маме или бабушке: "Мария Николаевна, Елизавета Ивановна! В чем секрет вашей кухни? У меня дома пироги с яйцами и зеленым луком, с мясом... А он приходит домой и говорит:"Бабушка, ты даже не знаешь, что я сегодня ел... Тетя Маруся напекла так много пирожков со свеклой!.. Как было вкусно!" А мама, улыбаясь, отвечала ей:" Это он в охотку вместе со всеми. Вместе вкуснее".

       Вечером Игорь вышел во двор с небольшим велосипедом. Это был отцовский подарок, привезенный из Ашхабада ко дню его рождения. Все мальчишки с затаенной завистью собрались возле него. Никто не умел ездить на велосипеде, но желание посидеть, научиться и покататься хоть разок было огромным. Естественно, нужно было запастись терпением, чтобы Игорь
"наездился" на нем, а уж потом и они прокатятся по своим пыльным дорогам.

        Был месяц май. Ветер дул в их лица... Пылила дорога... Велосипедные спицы играли на солнце. И все еще было впереди: детство, юность и зрелая жизнь.   

       Майский день вступал в свои права.
       И поблескивали, точно спицы -
       от восторга - солнечные лица
       там, за домом, где росла трава.

                Анна Малык. Из книги воспоминаний.
                2006г.