Возвращение. Часть 2. Глава 1

Натали Бизанс
   Когда мне исполнилось шестнадцать, началась война. При нашей семинарии открыли больницу. Привозили раненых, тех, кому предстояла долгая реабилитация. Я ещё не был зачислен, проходил подготовительный курс и жил при школе в интернате.
   Учеников, кому было куда вернуться, отправили по домам, я же сказал, что сирота, коим себя и ощущал после смерти незабвенной Мерлен. Меня и ещё нескольких воспитанников поселили в одной из комнат, всё остальное помещение было отдано пострадавшим. Днём мы учились, а после занятий помогали санитарам, ухаживая за инвалидами. Старшие семинаристы тоже, каждый в меру сил, трудился при больнице.
-  Эдуард, сегодня свежих привезли, все лежачие, ужас! Говорят, только-только после ампутаций, - мой сосед по комнате Генрих выглядел утомлённым после дежурства. - Готовься, тяжёлая будет смена.
-  Когда же закончится эта проклятая война! Кому она вообще нужна?!
-  Всё только начинается, это лишь первые её плоды, вот увидишь...

   Наша бывшая столовая ныне заставлена кроватями. Удушливый смрад немытых мужских тел, испражнений и гноения, дезинфицирующих средств и медикаментов наполняет помещение. Мы помогаем раненым справлять нужду, выносим за ними судна, обмываем, подносим воду, кормим с ложки, меняем бельё, пишем письма под диктовку... Это многому учит. Пришлось преодолеть брезгливость и гордыню, сносить брань. Молодые мужчины, в одночасье ставшие инвалидами, не отличаются терпеливостью: могут ни за что оскорбить не только словом, но и заехать костылём, если им что-то не понравилось. Мало кто из них может принять своё теперешнее положение, большинство впадает в беспросветную депрессию, озлобляется на весь белый свет.
   Часто слышу разговоры о политике, о том, как бездарно правительство подготовилось к войне и совершенно не умеет её вести, что пруссаки численно превосходят наши войска, дисциплинированы и гораздо лучше обеспечены, что назревает бунт не только среди армейских, но и в самом Париже...
   Всё это не сулит ничего доброго нашей стране.
-  Что, малец, уши развесил? - ни с того ни с сего напал на меня лишённый до локтя руки солдат.
   Я пожал плечами, продолжая кормить овсяной кашей больного у соседней кровати, он фактически ослеп, и обожжённое порохом лицо представляло собой ужасающую картину.
-  Не приставай к мальчишке, - заступился за меня другой раненый, лежащий неподалёку, - пусть слушает, в газетах этого не напишут...
-  Смотри, донесёшь на нас, с того света достану! - пригрозил мне культёй однорукий.
-  Зачем ты так?!
-  Слышал, будто все они наши откровения записывают, а потом посылают отчёты... Ты тоже будешь клириком, парень? Неужели думаешь, что Бог тебя от войны убережёт? А я вот что тебе скажу: на земле балом правит Сатана, и очень скоро ты в этом сам убедишься.
-  Ну что Вы за люди такие?! - подал голос тот, кого я кормил. - Дайте поесть спокойно, у мальчика уже руки задрожали, так что ложка стучит мне по зубам. Нашли на кого нападать! Лежите и помалкивайте. Спасибо скажите, что эти дети вообще ухаживают за нами.
-  Это да! Тебе ж виднее всех! Большущее Вам спасибо за замечание, господин артиллерист! - саркастически заметил первый.
-  Помолитесь за меня, может ноги мои сызнова отрастут... - подыграл ему молчавший до этого сосед по кровати.
   Смешок прокатился по залу.
-  Не-а! Господь дал, Он же и взял. Не так ли, семинарист?
   Я всё это время молчал, слёзы подступали, но показывать им свою слабость, точно так же, как и сострадание, я не хотел. "Жалость - убивает, даже крепких мужчин", - однажды сказал нам в напутствие военный хирург, сопровождавший партию раненых.
   К ночи я уже так набегался, что не осталось ни сил, ни желания обижаться на кого бы то ни было.
   Школа жизни - лучший учитель, и мы проходим обучение шаг за шагом, ежедневно, кто-то путём вот таких страшных увечий и потерь, а кто-то своим терпением.
   В молельной было прохладно, разноцветный витраж изображал сцену крещения Христова. Опустившись на колени, я со всем душевным рвением молился за изувеченных и больных, за тех, кто умирает на поле сражения. За упокой убиенных, за вечное блаженство для моей Мерлен; за Розалию, Жанну и Габриель, за сестру Николь и за отца моего Бернара, от которых совсем не было вестей.
   Доктор Милер был мобилизован и оперировал где-то в госпиталях у фронтовой полосы. Последнее письмо от него пришло две недели назад, в нём он написал о своём отъезде. За него я тоже молился и за отца Даниеля, чья духовная поддержка была для меня неоценима и спасительна в трудный период тяжёлой утраты.
-  Мсьё Боссе, почему вы покинули занятия раньше положенного? - аббат Маринье застал меня врасплох.
-  Простите, профессор, у меня скоро начинается смена, но чтобы найти силы и смирение, я обратился к Богу за помощью.
-  Трудное время выпало на вашу долю, Эдуард, - его рука легла мне на плечо. - Наша малая семинария превратилась в дом для инвалидов, и вам не просто совмещать учёбу с такими обязанностями, я же понимаю, мы все понимаем, потому и не требуем от вас многого, но всё же, дисциплина должна быть у будущих духовников одним из самых необходимых условий. Ваша тяга к молитве мне очень приятна и близка, я не застал вас в столовой или в парке, а нашел у алтаря; но впредь постарайтесь не пропускать занятий.
-  Я постараюсь. Благодарю Вас, отец Маринье.
-  Вот и прекрасно. А теперь помолимся вместе о мире, о милосердии Божьем ко всем пострадавшим на этой войне и за то, чтобы хватило сил, любви и терпения принять и пережить всё, что ниспосылает нам Господь.

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/02/14/1095