Друг Витька

Владимир Нургалиев
Друг Витька

(фэнтези)

Глава 1

Знакомство

С программистом Витьком, я познакомился ещё в молодости. Будучи при строительстве из шлакоблоков технического коридора к веренице коровников. В подсобном предприятии нашего НПО, на берегу могучей реки Оби. Сейчас от этого предприятия не осталось даже развалин. А тогда это был мощный животноводческий комплекс, с более ста строений основного и вспомогательного сельскохозяйственного профиля. Страна СССР, таким образом, решала продовольственную программу. И весьма успешно. Я с удовольствием вспоминаю тот социалистический период нашего государства. И, супер передовое НПО, в котором мне посчастливилось трудиться. Научно-техническая работа, для нас, молодых инженеров, перемежалась с сельхозуборками, сенозаготовками, строительством коровников и жилья. Пением песен у костра под гитару, рыбалкой на Оби. Общественно-полезной работой, как головой, на своём основном рабочем месте. Так и руками, в периодическом участии в коллективном физическом труде. Мне тогда казалось. Что стань я вдруг артистом театра. Смог бы сыграть любую роль. От академика, до профессионального строителя, или рабочего.
Но это давно уже кануло в лето. Однажды познакомившись с Витьком, мы, с тех пор, уже не расстаёмся никогда. Сначала меня удивил свободный график его работы. Он постоянно находился в своей комнате нашего малосемейного общежития, где проживало большинство молодёжи нашего НПО. Витёк выучился на программиста в местном техникуме. Но вскоре продолжил своё образование заочно в НГТУ. Как он выразился, больше для того, чтобы иметь диплом о высшем образовании. Так как и после техникума, он уже негласно считался лучшим программистом нашего города-наукограда. Природный математический талант, что тут поделаешь. Как у академика Зельдина, который тоже не имел официального высшего образования.
Витёк сидел в своей комнате и изучал математическую литературу. Время от времени к нему приходил начальник его лаборатории, давал задание, забирал выполненные на бумаге тексты программ. Начальник также приносил Витьку его зарплату, с традиционными квартальными премиями.
В то же время, отбарабанив от звонка до звонка на своём рабочем месте, по вечерам я заходил на чашку чая к Витьку. Там, как правило, уже был кто-то другой, из обширного списка приятелей Витька. Причём круг его знакомых, на редкость был разнообразным. И историк лицея, и профессор-философ из Педакадемии. И экономист-бухгалтер, нарождающихся, в период перестройки, кооперативов. Хозяин потчевал нас чаем. Сам был немногословен. В основном гости общались между собой. Если провести ретроспективу, в общежитской комнате Витька была некая гостиная, для нетривиально мыслящих, и общающихся между собой амбициозных людей. Разных профессий, возрастов и званий. Самым большим наказанием для гостя, было его изгнание, и запрет на посещение этой привилегированной "гостиной". А такое случалось. И очень часто.
Но шли года. Параллельно шло бурное развитие вычислительной техники и технологий. Появился интернет. Одним из хобби Витька, был сбор примитивных компьютеров, типа "Спектрум". Он покупал комплектующие, собирал-спаивал компьютер. Опробовал его и дарил, кому-нибудь из своих гостей. Которые, затем дома, подключив его к телевизору, играли в тетрис или танчики.
Незаметно подошли и наши пенсионные годы. Мы всей компанией состарились. Стали появляться в нашем кругу и физические потери. Заболело сердце и у Витька. Малоподвижный образ жизни. Постоянная работа над программами. Возраст. Всё постепенно, привело к его болезни. И всё чаще, при посещении, стал его заставать лежащим на диване. Пока однажды, мне не сообщили, что Витёк попал в реанимацию. После которой, ему вшили сердечный кардиостимулятор.
То что Витька выписали из больницы, я понял из того, что вечером у него загорелся свет в окне. Дав возможность ему прийти в себя, через месяц, я посетил "Витька". Это не ошибка, его прежнее имя "Витёк", я сознательно взял в кавычки. И мой читатель вскоре поймёт, почему это сделал.

Глава 2

Вторичное знакомство

К тому времени я давно был с компьютером на ты. Прекрасно знал, как шумит куллер, характерно потрескивает жёсткий диск. Постучав к Витьку. Чисто из приличия, выждав паузу, толкнул дверь. Зная, что Витёк, ни днем, ни ночью её не закрывает. Витёк лежал на диване. И никак не отреагировал на меня. Вежливо поздоровавшись, чувствуя себя как дома, я залез к нему в холодильник, с целью что-то добыть к чаю. Достал сыр, буханку хлеба. Сделал и выложил на тарелку бутерброды. Включил электрочайник. Зная, что Витёк всегда любил приготовленные мной бутерброды, а особенно заваренный мною чай.
Разлив по чашкам ароматный чай. Пригласил его к столу. Витёк качнулся. Но встать не смог. Я подошёл к нему, взял его за плечи и аккуратно посадил на диван. Пододвинул ближе чайный столик. Стал пить чай. Витёк продолжал сидеть молча. Глядя на меня. В какой-то момент у него в голове тихо зашуршало. Я даже вздрогнул от неожиданности. Звук в точности совпадал со звуком работы жёсткого диска компьютера. Потом Витёк изрёк, монотонным, безэмоциональным голосом: "Пр.". Затем снова до меня долетели звуки шуршания жёсткого диска из головы Витька. После чего он закончил: "Ивет.". Начиная что-то понимать, я уже полностью освоился и перестал чему-либо удивляться. "Витька биоробот", - промелькнуло у меня в сознании. Допив чай и доев свой бутерброд, ретировался из комнаты Витька.
Придя домой, включил компьютер. Набрав в поисковике фразу "искусственный интеллект", стал читать информацию. Не заметил, как уснул. Проснувшись утром, выключил компьютер, и отправился на прогулку. Мне надо было осмыслить увиденное вчера у "Витька", и затем прочитанное про искусственный интеллект.

Глава 3

Прогулка

Итак, я прогуливался по берегу реки Бии. И пытался в своей голове всё осмыслить. Вспомнилась фраза: "Современные компьютеры обыгрывают чемпионов мира по шахматам". Затем другая: "Современное развитие искусственного интеллекта на основе компьютерной техники, делает компьютеры не только неотличимыми от человека при тестировании. Но и позволяют компьютеру продуцировать новые знания, превосходящие заложенные в него стандартные базы данных". Значит, мелькнула у меня догадка, биоробот Витёк, не только не деградировал как человек, но и превосходит нас, имея возможность создавать новые знания в любой желаемой для него области знаний. И, в принципе, Витёк вечен. Его искусственный мозг-компьютер может сканировать весь биологический организм, и как при работе антивирусной программы, не допускать критических изменений, приводящие его к сбою...

Глава 4

Неопределённость

Под окнами квартиры, на девятом этаже, где я проживаю с женой и больной старой тёщей, находится комплекс лицейских учебных зданий и примыкающий к ним стадион. Любимым моим занятием, с тех пор, как я вышел на пенсию, стало наблюдение за этим стадионом из окна. Как правило, на футбольном поле детишки пинали мяч, на расположенных рядом специализированных площадках играли в волейбол, баскетбол. А вокруг футбольного поля, небольшими компаниями, неспешно беседуя, прохаживались пенсионеры.
С какого-то момента, чаще и чаще, стал здесь замечать и одиноко прохаживающегося Витька. Он двигался неспешно, неровным шагом, глядя себе под ноги, никого не замечая вокруг и ни с кем не общаясь. И в общем-то, на фоне других, особо не выделялся.
Окно моей спальни, выходит на противоположную часть дома. Перед которым и стоит девятиэтажное малосемейное общежитие Витька. Ложась спать вечером в спальне и просыпаясь утром, видел, что в комнате Витька, на восьмом этаже, теперь постоянно горит свет. Я знал, что внешне, Витёк ведёт обыкновенную жизнь рядового одинокого пенсионера. На дому его обслуживает социальный работник, женщина, неопределённых лет. Она приносит продукты, иногда прибирается в комнате, протирает пыль, делает влажную уборку.
Также частым посетителем, можно сказать завсегдатаем Витька, стал реаниматор-анестезиолог из Медсанчасти Борисыч,  живущий неподалеку от нас. Именно многоопытный и всеми уважаемый в нашем городе Борисыч, тогда делал все реанимационные мероприятия с Витьком, вытягивая его из клинической смерти. Где шансов было, как он мне однажды признался, пятьдесят на пятьдесят. А затем, десять дней Борисыч ухаживал за Витьком, готовя его к операции на сердце. Уверен, Борисыч был в курсе всех дел, связанных со здоровьем Витька. Отдежурив сутки в реанимации с тяжело больными, Борисыч на скорой помощи приезжал к Витьку, осматривал его, заставлял принимать лекарства. И лишь после этого отправлялся к себе домой отдыхать и отсыпаться.
То, что над Витьком начат эксперимент, я уже не сомневался. Так как с соседней с Витьком комнаты съехала молодая пара, а на их место поселились, на постоянной основе, двое спортивных молодых мужчины. И когда я заходил в секцию Витька, кто-то один из них, как бы, между прочим, обязательно выходил в коридорчик и внимательно оглядывал меня.

Глава 5 (и последняя)

Витька исчезает

Никогда не думал. Что у Витька, ещё жива мать Оксана. И, она с другого конца страны приедет к сыну в гости. Я её застал, при очередном моём посещении, кормящей Витька с ложечки, словно маленького ребёнка, сваренным ею супом. Налила и мне супа, дала ложку и кусок хлеба. Суп оказался на редкость вкусным. Мама Оксана была сильно пожилой, седой, маленькой, круглой и грузной женщиной. Передвигалась по комнате медленно, враскачку, при этом тяжело дышала. Она смотрела, как я с аппетитом ем суп. И, мне показалось, о чём-то усиленно размышляла. Вечером, перед тем, как лечь спать, по привычке, взглянул на Викторово окно. И поразился тому, что впервые за полгода, оно не освещено. Наутро, дверь Витька, я нашёл опечатанной. А вышедший из соседней комнаты уже новый, ранее мною не видимый, высокий мужчина, попросил меня заглянуть к нему.
На мой вопрос: "Где Витя?". Он ответил вопросом на вопрос: "Упоминала ли вчера, в разговоре со мной, мама Виктора, о каком-либо отъезде, или поездке куда-либо?". Его встречный вопрос, для меня был уже ответом на мой. Я подумал: "Значит мама Оксана просто сбежала с Виктором, в заранее только ей известное место. И сделала это очень профессионально". Это заставило также задуматься меня о том: "А мама ли это Виктора, на самом деле? По крайней мере, за всё долгое время нашей дружбы, он о ней никогда не упоминал".
С тех пор ни слуху, ни духу, ни о Витьке, ни о его "маме". Комната, в которую я ходил, как к себе домой, тридцать пять лет, так и стоит опечатанная. Скрывая за собой целый пласт чьей-то земной жизни.
Теперь уже киборг Виктор, где-то помогает человечеству осваивать новые горизонты выживания на Планете Земля. А в перспективе, и вне её. И скорее всего задумал эксперимент над собой, тогда ещё живой, сам Витёк. Сам сконструировал свой искусственный интеллект, заинтересовал своей идеей часть научного сообщества. Которое подвело под это историко-философскую базу. И когда он оказался в клинической смерти, всё уже было готово для начала этого грандиозного, по масштабам человечества эксперимента, ради будущих поколений. Потому и был, наверное, Витька холостяком, чтобы не создавать проблем никому, ради чистоты давно задуманного и осуществлённого им эксперимента...

12 февраля 2015