Творческие вечера в Астане

Рена Жуманова
«Творческие вечера» в Астане:

Свободное содружество свободных поэтов

     …. «… это был крик души. Я не знал, где и когда можно будет выступить со своими скромными стихами и как вообще можно найти поэтов? Ну, логически, так сделал, что они сами меня нашли, в свою очередь, предоставляя им возможность выступить перед публикой. Возможно, благовременный переезд Алматинской кофейни с удачным названием, носящим имя Антона Павловича, был тот вдохновительный момент, который послужил сигналом того, что в Астане можно уже – пора уже, собираться и развлекаться, так сказать, по-светски» (Елден Сарыбай, «Концепция творческих вечеров»).
      
                *******
    
    ... Мягкий, приглушенный абажурами, свет. Камерная уютная обстановка. Классическая музыка. Живописные шедевры на экране. В центре – кто-то, нараспев читающий – с листочка, телефона, планшета…. Вокруг – внимающие очередному чтецу и потягивающие коктейль гости. Что это вам напоминает? Знаменитую петербургскую «Бродячую собаку», не правда ли? А теперь ответьте: как давно вы читали чьи-то стихи? И когда в последний раз слушали их публично? Наконец, доводилось ли вам самим браться за перо, а также декламировать стихи со сцены? Если все эти вопросы для вас не пустой звук, то вы пришли по адресу. Ибо разговор у нас пойдет о творческих вечерах поэзии и короткого рассказа, вот уже без малого два года проводимых в Астане. Нам посчастливилось принять участие в недавнем, «предъюбилейном»  XXIII Творческом вечере в астанинском арт-кафе «Акварель», и мы рады рассказать об этом нерядовом явлении столичной культурной жизни.
          Инициатором, организатором, идейным вдохновителем вечеров явился Елден Сарыбай – яркий представитель столичной «золотой молодежи», чье поколение ностальгирует по артистическим богемным тусовкам родной  и теплой Алматы. В отсутствие Елдена вечерами руководит его супруга Руфия – кстати, наша, кокшетауская девушка. Суровый северный край, вольный ветер сары-аркинских степей, молодая столица в своем периоде становления – все это немаловажные факторы, способствовавшие зарождению «вечеров». Как пишет сам Елден в сформулированной им «Концепции», субъективное качество самих произведений, представляемых на вечерах, не столь важно. Главное, что здесь любой творческий человек получает свободную площадку для самовыражения.
         Начиналась история этих ежемесячных встреч в марте 2013-го, в стенах арт-кафе «Чехов». С тех пор вечера посетили многие знаменитости. Захаживал сюда олимпийский чемпион Илья Ильин, побывала мама Елдена – известная художница и директор национальной галереи Лейла Махат, «отметились» и кинорежиссеры, и профессора лингвистики, и писатели, и телевизионщики.   На платформе «вечеров» прошел  бенефис  известного поэта Каната Омара.
        На 23-м вечере, состоявшемся 3-го февраля, выступили восемь авторов. К сожалению, «бременские музыканты» (то бишь наша артистическая труппа из Кокшетау), немного запоздали, потому говорить буду только о том, что слышала, не в обиду остальным.
        Одна из интересных личностей, ставших завсегдатаями вечеров, петербурженка Надежда Воинова. Искусствовед, журналист, выпускница Академии художеств. Автор многих любопытных проектов. До Астаны жила в Стокгольме. Оказавшись в «казахов столице», как пишет она сама в одном из ритмизованных писем к друзьям, испытывала дефицит именно такого, непринужденно-творческого общения. Стихи – лишь малая толика всего того, чем увлекается Надежда. На вечере прозвучало ее новое стихотворение, от которого неуловимо веет чем-то ностальгически-питерским:

****
Ночь кончается.
На дне бокала
Золотое шампанское
плещется рыбкой.

Не прощаясь,
Уходим из зала
Оставаясь в пространстве
Чеширской улыбкой.

На пороге встав,
Силуэтом вырежи
Дырку в светлеющем
Коридоре ночи,

Дня собак погнав
По следам остывшим,
В небесах, где звезды
закрыли очи…
      
       Нам, обитателям литературных Интернет-порталов, катастрофически не хватает живого контакта. Одно дело – читать чьи-то стихи с монитора, совсем другое – слушать, как декламирует их сам автор. Ануар Омар – поэт, которого непременно надо слушать. Своеобразный тембр, своя  собственная интонация придают его произведениям особую прелесть. Ануар Омар –известный астанинский литератор. Дважды лауреат фестиваля «Шабыт». Редактор республиканской газеты для тех, у кого «служба и опасна, и трудна», то есть главного печатного органа МВД «На страже». Между прочим, выпускник нашего колледжа культуры имени Акана-серэ и КГУ им. Ш. Уалиханова. Разнообразная подборка, представленная на вечере, включала и лирику, и столичные пейзажные зарисовки, и переводы. Недавним морозам были посвящены, к примеру, эти строки:

***
 
Сорок градусов по Цельсию,
силой сопротивления город набух,
из обычной одинокой целостности
растворяет согревая двух

ничего не знающих о себе
о существовании иного существования,
можно быть в другом тепле
сокращая между расстояния,

растапливая ртуть Цельсия
сокровенной тайной друг друга
сжатые не температурой рельсы,
усиливает сердечность стука

от трепета сквозь кристаллы
оного холодного города,
и незачем отапливаемые вокзалы,
мы охлаждаемся гонором...

       «Творческие вечера» стали центром притяжения не только для поэтов со стажем, но и для креативной молодежи. «Племя младое» представляла на вечере Шолпан Нуртазина, пишущая под псевдо «Шолпан Нур». Уроженка Семея, дальняя родственница Мухтара Ауэзова, дипломированный экономист, блоггер, волонтер общественного фонда «Best For Kids» Шолпан Нуртазина пишет короткие рассказы, уже оформленные ею в авторском сборнике. Я бы назвала ее этюды стихотворениями в прозе, вот одно из них:
Имена
 «Имена любимых произносят всегда с нежностью, как гладят милых котят, с придыханием и вскидывая голову, будто кого-то увидели. Имена любимых оберегают тайнами. Пролетая тысячи километров над Лондоном, я понимаю в чем жизненный смысл сидит. Вон далеко огоньки горят, люди греются шоколадом с зефирками, на узких улицах Бах оживает скрипками. Хочется слушать тишину праздников, немного чудес c разницей в возрасте. Чтобы сон не лучше реальности. Чтобы уж весна и побольше звезд в пути. Где-то рассвет, вон, видишь, далеко огоньки горят? Мне бы называть имена.
C тайной забытой нежностью».
        23-й вечер порадовал встречами со старыми знакомыми. В разгар посиделок появился хорошо известный кокшетауским тусовщикам нью-астанчанин Нурбек Каменов. Выпускник «шокановского» универа, рокер, переводчик, диктор, гид, киноактер, Нурбек прочитал несколько произведений, по стилистике напоминающих рэп. 
          Без преувеличения – подлинным «роялем в кустах» оказалось выступление вашей покорной слуги, притащившей с собой «артистическую бригаду» в лице певицы Айшат Темербековой и гитариста Романа Ниевина. Прозвучало немножко лирики любовной и пейзажной (типа «Подушечки для иголок» и «Тихого умиленья…»), чуть-чуть гражданской тематики («Какие-то шишли-мышли…»), немного иронического автопортрета («Девочка на шаре»), и под занавес – две авторские песни («Чиркаю спичками» и «В дачном домике»).  Судя по реакции слушателей, выступление участницы казахстанского «Голоса», эстрадной вокалистки и студентки выпускного курса музколледжа имени Биржана-сал Айшат Темербековой пришлось по вкусу и разнообразило программу вечера.
      В общем, наша поездка в Астану оставила самые приятные впечатления. Не берусь говорить «за поэзию» и ее качество – ведь в том и прелесть, что вечера Елдена Сарыбая не страдают снобистскими установками и ограничениями. Это некая альтернатива традиционным ЛИТО, которые есть в каждом городе или городке.  В то же время, это не узко-поэтическая тусовка, подобная питерским поэтическим сборищам, где выступают только ангажированные и уже признанные в определенных кругах поэты. В марте состоится юбилейный 24-й вечер, и в качестве подведения итогов планируется издание первого коллективного сборника. «Творческие вечера» Елдена Сарыбая  пишут историю культуры нашей молодой столицы, здесь и сейчас. И это замечательно.


"Акмолинские вести", №6 (209) от 12.02.15.