Питомец муз

Таня Петрова
    В середине 1811 года по приглашению генерал-губернатора Ярославского, Новгородского и Тверского принца Георга Ольденбургского, женатого на Екатерине Павловне - сестре императора Александра, в Тверь приехал и прожил до марта следующего года известный художник-портретист Орест Адамович Кипренский.

    Центром культурной жизни Твери того времени был дом высокопоставленной четы - Путевой дворец, творение зодчих П. Р. Никитина, М. Ф. Казакова и К. И. Росси.
 
    Екатерина Павловна любила приглашать к себе в гости знаменитых людей, устраивать празднества. В одной из комнат дворца известный историк и писатель Н.М.Карамзин читал императору Александру главы из своей будущей книги "История государства Российского".

    В повести "Орест Кипренский" так описал эти вечера К.Г. Паустовский: "Многие выдающиеся люди Москвы бывали здесь запросто. Окна дворца каждый вечер пылали сотнями свечей. В гостиных читали стихи, спорили и острословили московские поэты и писатели, меценаты и художники...Иногда в полночь быстро входил новый гость. От его плаща  шёл запах ветра и полей. Он нетерпеливо скакал из Москвы в Тверь на перекладных, чтобы сообщить последние новости о баталиях и выслушать чтение высокопарных стихов и шум страстных споров... Кипренский жил вместе со всеми приподнятой и бессонной жизнью. Но однажды вечером никто не приехал...Москва была занята Наполеоном".

    В период пребывания в Твери Кипренский создал несколько произведений. К тому времени он уже был автором таких работ, как портрет Е.В. Давыдова, Е.П.Растопчиной, В.А.Перовского.

    В работах тверского периода просматривается желание художника по-новому осмыслить портретную живопись, испробовать себя в жанре пейзажа.

    К числу романтических, своеобразно решённых произведений относится портрет собирателя картин Н. С. Мосолова.Необычна для Кипренского композиция полотна: Мосолов не позирует открыто, а словно занят чтением письма и лишь на миг взглянул в нашу сторону.Светом выхвачены из темноты лицо с задумчивым взглядом тёмных глаз и рука с письмом. Художник даёт только два цветовых пятна:это спинка кресла красного дерева и алый шарф. Пластика лица и руки, складки плаща как бы вылеплены скульптором - резко и точно.

    Портрет И.А.Гагарина, шталмейстера двора княгини Екатерины Павловны, написан явно с натуры. Гагарин сидит в кресле, повернув голову почти в профиль. В этой работе Кипренский  не стремится к психологической трактовке образа, как это чувствуется  в портрете Мосолова. Художника увлекли здесь скорее чисто живописные задачи. Тщательно строит он живописную гамму портрета: переливчатые изумрудно-зеленые тона бархата на шубе оттенены пушистым темным мехом, румянец лица подчеркнут ослепительной белизной рубашки. От всего облика Гагарина веет мягкой задумчивостью, некоторой отрешенностью от всего окружающего (возможно, таким и был этот человек). О. А. Кипренский не дает ни одной резкой тени, все переходы легки, едва различимы. Художник откровенно любуется бликами солнечного света на бархате шубы.
    Сохранился один любопытный документ , связанный  с именами Гагарина и Кипренского. Это письмо И. А. Гагарина тверскому губернскому предводителю дворянства от 19 января 1813 года, в котором говорится: "По поручению вашему сделать портрет во весь рост его императорского высочества покойного принца Ольденбургского, я с г. Кипренским говорил, который мне цену свою объявил 5000 рублей и никак менее не соглашается...почему я и не решился сделать с г. Кипренским решительного условия, не снесясь о сем с вами, на что и буду ожидать вашего ответа". Портрет этот не был создан, но работа 1811 года сохранилась и находится в Государственном Эрмитаже.

    Это произведение не очень широко известно. Ольденбургский изображен в профиль, сидящим в кресле. Портрет скромен по композиционному и живописному решению. Все внимание художник концентрирует на лице, искривленном не то гримасой, не то вымученной улыбкой. Глубоко запавшие глаза невольно останавливают зрителя: в них своенравие и честолюбие сановника переданы достоверно и убедительно. Кипренскому удалось достаточно скупыми средствами создать выразительный, психологически тонкий образ, что и отличает ранние портреты тверского периода в творчестве О. А. Кипренского. В них проявился дар художника-реалиста, умеющего с большим мастерством передать индивидуальность личности, ее внутренний мир.

    Близок к живописным работам, исполненным в Твери, и графический портрет владельца имений в Тверской губернии И. П. Вульфа, деда друга А. С. Пушкина - А. Н. Вульфа. Здесь чувствуется рука мастера, виртуозно владеющего рисунком, умеющего с помощью нескольких штрихов и линий дать гармоничный, живой образ человека.
    Долгое время портрет И. П. Вульфа находился в одном из имений Вульфов - в селе Курово-Покровском Старицкого уезда. Сейчас он хранится в Тверской  картинной галерее.

    В 2012 году в стране отмечалось 230 лет со дня рождения О. А. Кипренского. На персональных выставках полотен художника в Петербурге, Москве и Киеве экспонировались и работы, написанные в Тверском крае.

В Тверском крае я бывала с раннего детства. Это Родина моей милой Мамы.
Так что Тверской край я всю жизнь, особенно сейчас, называю страной своего детства.
   Там красивейшая природа: множество озёр, лесов и берёзовых рощ. Есть там и малинники, и черничное раздолье в бору, где корабельные сосны рвутся к небу. Есть луга с такими цветами, которых в городе не сыскать. Всё таки полевые цветы; ромашки, колокольчики, васильки и множество других, которых я названия не запомнила с тех лет это неоценимое богатство тех мест.
     Этот край очень интересен своей историей. Стараюсь приобрести всё, что связано с Тверским краем и его историей. Многие полотна Кипренского мне знакомы с отроческих лет.
     Очень часто я бывала в Москве у бабушкиной подруги в гостях. С ней я познакомилась и подружилась ещё в Тверском крае, когда с Мамой приезжала к своей Бабушке. Конечно бывая у неё в Москве, я ходила в Третьяковскую галерею и могла бродить там часами.
    А когда жила в Петербурге, то моим любимым местом отдыха был Русский музей. В Эрмитаж тоже ходила и очень часто, но своих русских художников я люблю больше.
   У меня множество альбомов любимых художников и в свободное время я сижу в любимом стареньком кресле моего дедушки Антона, которое я привезла с Тверского края, вспоминаю прекрасные времена и листаю страницы альбомов.
 Орест Кипренский мой любимый художник, о нём собраны не только красочные альбомы, но и очень много фотографий тех мест, где он прожил очень плодотворный год.
    Так что питомец муз и мой питомец.Благодаря ему я начала рисовать те места. Потом приобрела мольберт и начала с небольших полотен.Я бываю в Тверской области часто. Ведь недаром именно там находится Репинская дача, куда приезжают многие художники. Они живут там и пишут свои полотна. Конечно они не идут ни в какое сравнение с Орестом Кипренским, но когда я брожу по берегу озера, с кувшинками и лилиями, я часто встречаю художников с мольбертом. Им нравятся эти места. Общаемся мы на разные темы...кто и откуда приехал, где учился, но всегда беседы заканчиваются чаепитием. Ведь это же Россия! И уже за чаем, пусть даже с простыми баранками или черничным вареньем, мы сидим до утренней зари, а потом идём писать красоты Тверской зари. Ночи там очень короткие, если я бываю там летом, то петербургские белые ночи меня и там находят. А я их очень люблю.