Британский аристократ трижды мог убить Гитлера!

Григорий Сухман
В 2008, прогуливаясь по центру Лондона, я не мог не посетить британскую портретную галерею... Первое, что бросилось в глаза, картина "Семья Томаса Мора"-лорда-канцлера Англии при Генрихе восьмом, знакомого всем, изучавшим философию М-Л-ма, как автор "Утопии"- третьей составной части этого самого учения. Почти отец родной "вечно живого и всепобеждающего учения"! Но эту книгу он написал другому выдающемуся учёному, Эразму Роттердамскому, а без головы остался в 1935, когда перечить вздумал королю, законник хренов... Но я это к тому, что в этой галерее хранится туча картин, бюстов и фотографий, имеющие значение ни только для английской, но мировой истории. И эта фотография, что я рассматриваю сейчас, тоже была там, не удостоившись толики моего внимания. И сейчас я вглядываюсь в лицо и фигуру мальчика, стоящего справа на фото вместе с семьёй - именно он занимает моё внимание.

Ричард Майнрецхаген (3 марта 1878 г. — 17 июня 1967 г.) родился в Англии в богатой семье. Отец его, Даниэль, был представителем второй по состоянию банкирской династии в мире, уступавшей лишь Ротшильдам. Уроженец Германии, Майнрецхаген-старший женился на представительнице старинного аристократического рода Джорджине Поттер, которая гордилась тем, что среди ее предков был и король Филипп III Испанский. Еще совсем юным Ричард вступил в британскую армию, стал офицером, в поисках приключений отправился в Индию, а затем попросил, чтобы его перевели в Африку. Там он нашёл то, что искал: в него стреляли отравленными стрелами, он спасался от смертельной погони и ядовитых тварей, пересекал вплавь реки с крокодилами, спрыгнул в море с торпедированного немцами корабля, направляясь в Египет, вместе с изрядным количеством виски: его подобрали вдребезги пьяным через 5 часов, и уже с другим судном он добрался до Египта.
   
  Всем, начинающим изучать логику, одним из первых слов встетится "дедукция", переход из общих понятий к частным. Вот так, читая историю каких-то событий, вдруг понимаешь: тут что-то, точнее кого-то, не хватает. И вдруг этот КТО-ТО становится ключевой фигурой в боевых действиях, приписанных другим людям.
Скажем, 27-летний Ричард Майнрецхаген одним выстрелом из револьвера решил проблему прокладки железной дороги из Момбасы, с берега индийского океана, к озеру Виктория, на экваторе. Просто местные вожди чего-то не согласились прокладке дороги в землях Нандилэнда(к их выгоде!), чем поставили по понятиям англичан 1905 себя "вне закона". Сопровождавших вождя 20 негров расстреляли из пулемёта, нет человека - нет проблемы. Это не Сталин придумал!Но закон таки был, Ричард попал под трибунал, но за него вступились(негры были вооружены!Дубинками!) Их, кстати,в 2006 вернули Кении, пушки же англичан остались после их ухода в 1963 .   

Ниже описан первый в жизни Ричарда Майнерцхагена непосредственный контакт с евреями. В 1910 году, в день своего 32-летия, он, лейтенант британской армии, находился в Одессе. Во время обеда с британским консулом Смитом (тот служил в этом городе уже десять лет) с улицы послышался какой-то шум, крики...Теперь речь от первого лица, из "Ближневосточного дневника": "Смит и я вышли из дверей консульства. Мы увидели бегущих людей. Раздавались истерические крики. Смит сказал: "Я думаю – это погром. Такое уже случилось здесь несколько лет назад. Нужно быстро уйти. Русские безответственны, а полицейские не пошевелят и пальцем. Сейчас ты увидишь одну из ужасных сторон русского характера". Русские, вооруженные палками, ножами и топорами ломились в закрытые двери домов, вытаскивали несчастных евреев, избивали и издевались над ними. Я никогда не был в такой ужасной ситуации. У меня не было никаких возможностей что-либо предпринять. Никогда в жизни я не мог представить, что люди могут быть более жестокими, чем дикие животные.

Рядом с нами ударили и убили топором старика. Мне захотелось вмешаться и драться с этими скотами. Но Смит остановил меня. Молодая женщина, за которой гнались, вбежала в открытую дверь консульства и упала без чувств на пороге. Увидев нас, гнавшийся за ней мужчина остановился. Я начал громко кричать на него и проклинать по-английски. Смит произнес: "Ради Бога, Ричард! Не провоцируй их! Они сумасшедшие!" Еще одного молодого еврея русские ограбили, избили и бросили в канализацию. Погромщики разбили большую витрину магазина, ворвались во внутрь, стали выбрасывать товары и выволакивать людей. Нигде не было видно ни одного полицейского. Один из русских тащил за волосы по улице мимо нас девочку лет двенадцати. Оба они кричали. У меня не было сомнений, что он убьет этого ребенка. Я не мог больше сдерживаться. Я выскочил на улицу, ударил русского в живот и челюсть. Он упал, как кусок дерева. Схватив девочку, я затащил ее в консульство. Смит сказал: "У нас будут неприятности..." Я не мог успокоиться от ненависти и злости. Я решил – в любое время, в любом месте я буду, по мере моих сил, помогать евреям".
 

 ... И снова, уже по делам разведки, – контакт с евреями. На этот раз с Аароном Аронсоном и другими членами сионисткой организации НИЛИ, действовавшей в Эрец-Исраэль в пользу Англии против Османской империи. Кстати, именно биолог Ааронсон, рождённый в Румынии, нашёл в Палестине природную, дикую полбу - праматерь всех культурных сортов пшеницы. Его сельскохозяйственный интерес находился возле Афулы, в доме с ним жила его сестра Сара - с помощью еврея-врача немецкой части, помогавшей османам, они передавали англичанам важную информацию по дислокации позиций и батарей турок. К сожалению, голубиная почта, носившая записки, была перехвачена, Сару допрашивали с особым пристрастием, пыток она не выдержала и покончила с собой.Аарон разбился в самолёте и утонул в Ла Манше в мае 1919.



В Египте Ричард служил в штабе британской армии. Будучи офицером разведки, он быстро окунулся в водоворот событий, узнал, кто есть кто на Святой земле, и сделал свой выбор — на чьей он стороне.Ричард Майнрецхаген офицер британской разведки, позже скажет:"Я не могу себе представить, чтобы евреи могли жить под властью арабов".
   До приезда в Палестину, как признавался сам Майнрецхаген, он был убежденным юдофобом. Израильский историк Том Сегев в биографии первого израильского президента Хаима Вейцмана написал о Майнрецхагене(от лица Вайцмана):
"На нашей первой встрече он рассказал мне о себе: оказывается, он был антисемитом, хотя все, что знал об иудеях, было почерпнуто из нескольких случайных антисемитских книг. Повлияло на его мировоззрение допалестинского периода и то, что он не раз встречался с богатыми евреями, которые не были особенно привлекательными людьми". Но когда в Эрец Исраэль он познакомился с одним из основателей и руководителей подпольной еврейской организации "Нили" Аароном Ааронсоном, взгляды британца стали меняться кардинальным образом. Мужество и интеллект нового знакомого — ученого-ботаника, — потрясли Майнрецхагена. Недаром впоследствии Майнрецхагена, у которого в роду не было евреев, называли "сионистом на 101 процент", "одним из самых преданных друзей еврейского народа". Именно Ричард Майнрецхаген вычертил карту будущего еврейского государства, включив в неё плато Голан, Мёртвое море и значительную часть полуострова Синай. Сослуживцы раскритиковали его, а непосредственный начальник поинтересовался, не работает ли он на сионистов. Но репутация Ричарда была безупречной и оправдываться ему не пришлось. Более того, он повлиял на группу офицеров, которые тоже прониклись симпатией к представителям еврейского ишува.
 

Дела у англичан в это время шли неважно. Хорошо запомнилось их поражение в Галлиполи при попытке оседлать Дарданеллы и прорваться в Константинопольв 1915,в течении года! Тогда туркам здорово помогли немецкие советники и подлодки. По общему стратегическому плану в 1918 они пытались захватить Эрец-Исраэль с юга. После двух безуспешных попыток взять Газу штурмом, потери британцев убитыми, ранеными, пропавшими без вести и пленными составили примерно десять с половиной тысяч человек. Командующих армией Чарльза Добелла и Арчибальда Мюррейя отстранили от должности. Их место занял генерал Эдмунд Алленби. Но и он поначалу не добился серьёзных успехов...

И тут Ричард Майнерцхаген предложил и провел одну из самых известных  операций по дезинформации противника в истории разведки. Она станет классикой, ибо Уильям Черчиль применит тот же способ подброски стратегической "информации" немцам перед высадкой на Сицилии("отправит" фашистов ждать нападение в Греции), чем спасёт много жизней десантированных с моря на итальянский остров союзников. А в чём состоял первоисточник блефа? А вот в чём. Ричард поскакал на лошади в направлении турецких позиций у ручья Герара в районе современного городка Офаким. Турки открыли огонь, ранили лошадь. Ричард упал и убежал... Турки нашли его винтовку, бинокль, сумку. Особенно их поразила фляга. Ведь только панически убегающий человек мог бросить в пустыне флягу, полную воды!. В сумке они нашли карту, деньги, личные документы, письма. Среди последних – письмо от офицера, в котором говорилось, что атака британских войск на Беэр-Шеву отменяется, так как противник сильно укрепил позиции на подступах к городу. В другом письме тоже сообщалось об отмене наступления на Беэр-Шеву, и готовящемся десанте на побережье к северу от Газы. Эти документы, заранее подготовленные Ричардом, были немедленно доставлены в штаб турецких войск.

Тем временем Майнерцхаген добрался до расположения британской кавалерийской части и доложил командиру об утере сумки с важными документами. Офицер выслал патруль, чтобы найти и вернуть сумку. Но кавалеристы вернулись с пустыми руками.
Командир части отправил рапорт о происшествии самому Алленби. В нем он просил генерала запретить неопытным офицерам приближаться к турецким позициям, сообщал о дорогой цене, которую заплатит армия за эту оплошность, требовал отдать под суд офицера-разгильдяя. Алленби и еще два офицера, знавшие об этой операции, постарались, чтобы содержание рапорта стало известно туркам... Противник проглотил наживку – перебросил большую часть войск и техники в Газу, оголив фронт Беэр-Шевы с юга и востока. Но 31 октября 1917 года их ждал большой сюрприз. Отряд австралийских кавалеристов налетел на чрезвычайно ослабленные позиции, потеряв при этом несколько всадников из Австралии и взял Беэр-Шеву, за ней – Газу. Дорога на Иерусалим генералу Алленби была открыта. Немцы не помогли.

Уловка с фальшивыми документами – не единственная хитрость придуманная Ричардом Майнерцхагеном во время войны против Османской империи. Сигарет в турецкой армии не хватало. Они были очень дороги. Британские самолеты стали сбрасывать на турецкие позициии пачки сигарет, пропагандистские материалы (листовки, плакаты). Когда самолеты улетали, турецкие солдаты выходили из траншей, окопов и собирали сигареты. Это стало рутиной и продолжалось три месяца.

Пятого января 1918 года, во вторую гот=довщину эвакуации из Галлиполи, как обычно, самолеты сбросили свой обычный, так полюбившийся туркам груз. Но обычным он был только частично. Сигареты были с "начинкой" из снотворных и наркотических веществ. Нужно ли говорить, что во время последующей за этим атаки британцы добились больших успехов. Отметим – эту операцию офицер Майнерцхаген провел самовольно. Алленби запретил ее! Он считал такие методы ведения войны "не этичными и не джентльменскими".Тоже мне, рыцарь на войне.... Но Ричард Майнерцхаген решил, что жизнь британских солдат важнее "военной этики". И кто же прав? Немцы ещё в 1915 применили хлор для удушения французов под Ипром, получая его из отходов "бытовой химии". Придумал процесс Фриц Хабер, еврей из Вроцлава(он же синтезировал инсектицид "Циклон-Б". Попозже). Его научные достижения неоспоримы - в 1918 нобелевский комитет присудил ему премию за синтез аммиака, а в 1933... его вынудили из Германии бежать в Англию. Через год он умер в Базеле, не дожив до триумфа немецкой науки в лагерях уничтожения его соотечественников... 

 ... Через много лет господин Майнерцхаген гостил в доме Эдмунда Алленби в Лондоне. После еды генерал угостил Ричарда сигаретой, но тот отказался, сославшись на запрет врачей. Из "Ближневосточного дневника": "Не бойтесь, - засмеялся генерал, - в них нет ни снотворного, ни наркотиков. Я понял, что Алленби знал все". Генерал очень ценил Ричарда Майнерцхагена, и в своем рапорте писал: "Этот офицер внес большой вклад в мою победу".То есть неоценимый вклад другой личности в МОЮ победу - генерал всё же ценил своего полковника.

Майнерцхаген всегда любил историю, историю еврейского народа – библейскую историю. Особый интерес вызывала у него религия евреев иудаизм.
После посещения синагоги, в которой молился духовный лидер ашкеназской общины Иерусалима во времена британского мандата рабби Йосеф-Хаим Зонненфельд, Майнерцхаген написал в "Ближневосточном дневнике": "В первый раз, когда я посетил синагогу, молитва произвела на меня огромное впечатление. Я не удивлен, что еврейская религия сохранилась и выдержала все испытания истории, несмотря на тысячелетние преследования".

Вскоре Майнерцхаген получил назначение в военное ведомство в Лондоне. На новом месте службы он поддерживал усилия по подготовке Декларации Бальфура. Затем в составе британской делегации на Парижской мирной конференции (январь 1919 – январь 1920) занимался вопросами Ближнего Востока. В 1919 году Майнерцхаген предложил тогдашнему премьер-министру Великобритании Дэвиду Ллойду Джорджу план создания еврейского государства. Но этот план не вызвал интереса у главы правительства.

Ричард часто общался с еврейскими и арабскими лидерами. Особенно с будущим первым президентом Израиля доктором Хаимом Вейцманом и Фейсалом, сыном шерифа Мекки, будущим королем Ирака. Майнерцхаген считал образование еврейского государства очень нужным и полезным для Британской империи.

 (Кстати, еще в 1903 году, находясь в Уганде, он резко выступал против обсуждавшегося тогда "Плана Уганды" об образовании в этой стране еврейского государства. Из "Ближневосточного дневника": "Я надеюсь, что они (евреи) отвергнут этот план. Потому что он принесет многочисленные несчастья и проблемы на их головы. Прежде всего – дом евреев в стране Израиля, а не в Африке. Бог знает, к чему это может привести их через 50 лет...").

Майнерцхаген резко протестовал, когда в 1920 году военные власти запретили Хаиму Вейцману въезд в Эрец-Исраэль. Забегая вперед скажем, что 3 декабря 1947 года, через четыре дня после одобрения в ООН плана раздела Палестины, Хаим Вейцман послал Ричарду Майнерцхагену телеграмму с благодарностью. Они переписывались до смерти Вейцмана.

 ... В 1920 году, во время арабских беспорядков в подмандатной Палестине Майнерцхаген впервые встретился с Владимиром (Зеэвом) Жаботинским. Когда за организацию отрядов еврейской самообороны Жаботинского приговорили к 15 годам каторжных работ, Майнерцхаген надавил на военные власти, и приговор был заменен годом тюрьмы.

В 1919 году он участвовал в Парижской мирной конференции и был главным экспертом по политическим вопросам в команде генерала Эдмунда Алленби. Он был важным действующим лицом в превращении Палестины в подмандатную территорию Соединенного Королевства, при этом не раз подчеркивая, что мандат должен иметь ограничение — вплоть до момента, когда евреи смогут создать независимое государство.

  Его известность была велика. Настолько, что однажды Майнрецхагена к себе пригласил Адольф Гитлер. Цель была далеко идущей: "вождь нации" хотел выяснить отношение англичан к его политике и попутно обрести в лице Ричарда агента влияния. По мнению Гитлера, сын немецкого иммигранта и представитель банкирской династии, имевшей особые интересы в Германии, просто не мог не откликнуться на патриотический призыв. Фюрер пошёл навстречу гостю через огромный кабинет, вскинул руку для приветствия и воскликнул: "Хайль Гитлер!"
Майнрецхаген тоже вскинул руку и провозгласил в ответ: "Хайль Майнрецхаген!"Говорили они, надеюсь, на немецком - родном языке Ричарда...
Рейхсканцлер Германии был в шоке от такого нахальства, но предпочел изображать из себя вполне демократичного правителя. Разговор закончился ничем — Майнрецхаген вежливо, но твердо отказался от сотрудничества. Позицию же Лондона озвучил, сославшись на публикации в британских газетах.
В 1935 году состоялась вторая встреча Майнрецхагена с Гитлером. Последний явно не терял надежды обрести в строптивом британце союзника. После этого рандеву он записал в дневнике:"Во время беседы я затронул тему — евреи и Германия. Это повлияло на Гитлера неожиданным образом. Голос его возвысился до крика, кулаки застучали по столу, глаза засверкали ненавистью, даже волосы на его голове будто встали дыбом".
    В 1939 году Гитлер пригласил Майнрецхагена на третью встречу — на сей раз в присутствии министра иностранных дел Иоахима фон Риббентропа."Я чуть было не отказался — потому что не было желания у меня видеть этого человека, — писал в дневнике Майнрецхаген. — На всякий случай положил в карман заряженный пистолет, чтобы доказать себе, что я мог бы его уничтожить". Гитлер произнёс пламенную речь, обвиняя англичан во враждебных умыслах против Германии и предательстве интересов арийской нации. Майнрецхаген сначала внимательно слушал, а затем встал и молча, по-английски, вышел из кабинета.
Он отметил в дневнике: "Была у меня возможность убить Гитлера и Риббентропа, и это беспокоит меня до сих пор. Если вспыхнет война, — а я уверен, что так оно и произойдёт, — не буду ли я виноват в том, что не убил этих людей?.."

Фашисты предлагали сотрудничество многим известным деятелям науки и культуры немецкого происхождения. Например, известно письмо Альберта Швейцера, будущего лауреата нобелевской премии мира, в ответ на приглашение Геббельса посетить Германию в 1939, в разгар преследований евреев нацистами. Он не мог не знать, что жена великого музыканта - еврейка! Но именно этот жест министра пропаганды должен был убедить мир в в гуманизме Германии, если кто-то ещё не поверил в это после олимпиады 1936 в Берлине. Альберт прекрасно видел и понимал происходившее в мире во имя немецкого дутого превосходства. И если Геббельс своё послание заканчивал словами:"С немецким приветом!", то неблагодарный Швейцер уклонился от этого приглашения и ответное письмо закончил словами:"С центрально-африканским приветом!"- на чём переписка была почему-то прекращена. Неужели Геббельс обиделся?


Как известно, история не терпит сослагательного наклонения. К тому же еще неизвестно, отступила бы нацистская верхушка от своих планов, а вот сам Майнрецхаген точно погиб бы. Но убить Гитлера в его логове — как это все-таки было заманчиво!

                * * *

В 1948 году Ричард прибыл в качестве туриста в зарождающееся еврейское государство, границы которого во многом были определены благодаря его карте. В самом начале Войны за независимость дела позвали его в обратный путь. В хайфском порту Майнрецхаген сел на корабль, чтобы отплыть к родным берегам - мандат, выданный Лиглй Наций Британии на 30 лет, истёк.
Неожиданно арабы подняли пальбу. И это не было салютованием(англичане за это время казнили около 5 тысяч арабов и около 200 евреев)Враги стреляли на поражение!. Майнрецхаген, будучи уже пожилым человеком, отнял у одного из британских солдат знаменитый карабин М-1 и стал отстреливаться. Как он потом сам заметил, Ричард спасал не только свою жизнь, но и защищал молодое еврейское государство. У этого ружья замечательный бой - сам проверял на стрельбище почти через 50 лет, в 1993 - с упора бьёт без промаха!) В 1959 году Майнрецхаген написал в своей книге "Ближневосточный дневник":"Слава Богу, я дожил до рождения Израиля. Это одно из самых больших исторических событий последних двух тысяч лет, и, слава Богу, я имел честь приблизить его хотя бы в малой степени. Уверен, рождение государства Израиль принесет человечеству пользу".К сожалению, в этом отнюдь не уверены многие другие британцы, занимающие проарабскую позицию…
    Скончался Майнрецхаген, не дожив нескольких месяцев до своего 89-летия.
2015