Судьба летчика

Олег Каминский
     В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, часто говорится не только о военных операциях и боях, но и о величии человеческого духа, о ярких проявлениях высочайшего героизма и самоотверженности защитников нашей Родины. О том, как, несмотря на жесточайшие испытания, тяжелые ранения, ожоги и контузии, иногда пройдя даже через муки плена, наши воины снова и снова вставали в строй и шли в бой с врагом. Этот рассказ – об одном из таких отважных воинов…

     …Прежде чем проводить бомбардировочные налеты на Москву, командование Люфтваффе в первых числах июля 1941 года повело тщательную воздушную разведку. Немецкие разведчики пытались уточнить местоположение основных оборонных и хозяйственных объектов Москвы, свойства и маскировку целей, вскрыть их систему обороны, изучить географические ориентиры на пути к советской столице. Экипажи разведывательных самолетов состояли из специально обученных летчиков, хорошо подготовленных для полетов в любых метеорологических условиях.

     1 июля в Москве было жарко, и жители ходили по городу в белых летних панамах. Прошла всего неделя с начала войны и, всем казалось, что боевые действия вряд ли развернутся когда-нибудь у этого далекого тылового города. Но именно в этот день первый немецкий самолет Ю-88 проник в зону ПВО Москвы в районе Вязьмы. Пилот этого «Юнкерса» обер-лейтенант Корнелиус Ноелль и его штурман обер-лейтенант Йозеф Биспинг из 4-й разведывательной группы Люфтваффе были лучшими летчиками-разведчиками и первыми, среди воевавших на Восточном фронте, удостоились Рыцарских крестов за успехи, при фотографировании важных военных объектов в районе Москвы. 

     Советское командование предусмотрело планы гитлеровцев и заранее приняло меры для их срыва. С этой целью, из состава 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы была отобрана и направлена на передовые аэродромы и площадки сотня лучших летчиков, которым поставили задачу перехвата и уничтожения вражеских самолетов на дальних подступах к столице.

     В числе других были выделены и пять летчиков из 11-го истребительного авиационного полка. В состав пятерки входили: Иван Малютенко, Александр Башкиров, Петр Мазепин, Владимир Петров и Степан Гошко. Пятерка летчиков на истребителях Як-1, была направлена сначала в Ржев, а затем перенацелена на прикрытие города и железнодорожной станции Великие Луки. Одному из летчиков этой группы – 24-летнему лейтенанту Степану Гошко* и выпала удача первому из летчиков ПВО Москвы уничтожить вражеский самолет. Произошло это 2 июля, в пять часов вечера.

     В этот день, немецкие бомбардировщики 2-го Воздушного флота Люфтваффе совершили 279 боевых вылетов по железнодорожным линиям и городам Центральной России. Во второй половине дня подверглись налету и Великие Луки. Предварительно разрушив станции Чернозём и Великополье, прилегающие к Великим Лукам, немецкие самолеты обрушили свой удар на район железнодорожного узла, где в то время скопилось несколько эшелонов. Бомбы попали в эшелон с боеприпасами, рядом с которым стояли поезда с ранеными и беженцами. Несколько вагонов загорелось, начали рваться снаряды, патроны и гранаты, пожар грозил перекинуться на цистерны с горючим. Кругом стоял грохот взрывов, стоны и крики людей…

     Наши летчики и зенитчики прилагали все силы для отражения налетов немецкой авиации. На Великолукском аэродроме, начиная с ночи, летчиков поднимали по тревоге несколько раз. К вечеру летчики порядком устали и, находясь в кабине дежурного истребителя, Гошко задремал. Вдруг он услышал встревоженный голос своего техника: «Лейтенант, лейтенант!» Сразу же проснувшись, он глянул на небо и увидел немецкий бомбардировщик, который шел в сторону Ржева. Гошко завел двигатель и, не теряя времени, взлетел прямо со стоянки. Потом во главе с лейтенантом И. М. Малютенко взлетели и другие летчики.

     Истребитель Як-1 был в то время одним из самых быстроходных в мире и Гошко быстро настиг вражеский самолет, который шел на небольшой высоте, примерно на одной тысяче метров.

     Это был Хейнкель-111 из 3-й группы 23-й бомбардировочной эскадры «Легион Кондор». За его штурвалом находился фельдфебель Йозеф Ниггеманн. Кроме него, в состав экипажа входили также штурман ефрейтор Эрвин Забель, радист унтер-офицер Пауль Вецк и два стрелка – ефрейтор Хайнц Хаасе и унтер-офицер Фриц Хюттер. Внимательно наблюдая за воздухом, стрелки вовремя заметили сзади русский истребитель и сообщили об этом пилоту. Фельдфебель Ниггеманн стал делать разворот на запад, стрелки открыли огонь из пулеметов, а ефрейтор Забель начал срочно сбрасывать бомбы, чтобы освободиться от мешавшего в бою тяжелого и опасного груза.

     Во время второй атаки на истребителе Гошко отказало оружие и, чтобы не дать немцам уйти, он решил таранить. Дойдя до самого хвоста «Хейнкеля», он немного приподнял нос истребителя и, достигнув некоторого превышения, направил свой самолет на врага. В одно мгновенье крыло «Яка» ударило по хвостовому оперению немецкого самолета. Поврежденный «Хейнкель» стал снижаться и произвел вынужденную посадку на ближайшей площадке недалеко от Великих Лук. Немецкие летчики были взяты в плен, а на борту «Хейнкеля» были захвачены оперативные документы, шифры и другие важные документы, весьма ценные для советского командования. Во фронтовых газетах даже написали, что в составе немецкого экипажа находился полковник Генерального штаба Германии… 

     Надо сказать, немецкий экипаж состоял из отчаянных летчиков и яростно защищался до последнего: даже после тарана стрелки продолжали вести огонь по истребителю. Одна из пуль пробила аккумулятор, другая – пневматик колеса, а третья – лобовое стекло «Яка», едва не убив летчика, который отделался лишь легкой царапиной на лице от осколков плексигласа. Несмотря на повреждения истребителя, полученные при таране и от огня вражеских стрелков, Гошко удалось довести свой Як-1 до аэродрома. При посадке он едва не скапотировал из-за пробитого колеса, однако всё обошлось благополучно.

     Вскоре после этого Гошко снова отличился – 5 июля он уничтожил Ю-88 недалеко от Великих Лук. А при отражении первого налета немцев на Москву в ночь на 22 июля он, вместе с другим летчиком сбил ещё один Юнкерс-88. Очередного Ю-88 он сбил в групповом бою 24 июля. Немецкий экипаж во главе со своим командиром, награжденным двумя Железными крестами, был взят в плен. Правда, информация о двух последних «Юнкерсах», сбитых Гошко, взята из фронтовых газет, а в списке официально зачисленных ему воздушных побед их нет.

     24 июля 1941 года вышел первый Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении летчиков ПВО Москвы. В числе награжденных летчиков был и Гошко: его наградили высшей советской наградой – орденом Ленина.      

     Отважному летчику предстояла в дальнейшем удивительная, богатая нелегкими военными приключениями, если так можно выразиться, судьба.

     В конце июля из состава 11-го полка выделили группу летчиков вместе с Гошко и сформировали 12-й полк, который был отправлен на Северо-Западный фронт, под Старую Руссу. Здесь Гошко дважды серьезно не повезло. Сначала, 9 сентября, во время ремонта вооружения, он получил досадное случайное ранение, произошедшее из-за личной халатности воентехника 2-го ранга Ильяшенко. Через месяц он был снова ранен. Произошло это в период с 1 по 6 октября. В течение этих шести дней полк выполнял боевые задания на прикрытие железной дороги Калинин - Лихославль -  Вышний Волочек - Бологое и разведку войск противника в районе Подберезье - Мамасевщина - Старая Тарасовка - Ильина Гора - Ореховно - Пекахино. При этом в аварии истребитель Гошко Як-1 заводской № 0324 был разбит, а сам летчик ранен. Из-за двух тяжелых ранений подряд, Гошко хотели даже списать с летной работы. Но летчик не пал духом и не сдался, после выхода из госпиталя добился разрешения летать и снова стал в строй. 

     Однако в первой половине 1942 года, по состоянию здоровья, его опять отправили в госпиталь. После госпиталя Гошко с марта по июнь 1942 года воевал в составе 67-го истребительного авиационного полка, летал на английских истребителях «Харрикейн». 

     Затем, с июня по август 1942 года летал на тех же «Харрикейнах» в 4-м истребительном авиационном полку, где в групповых боях на Брянском фронте сбил два вражеских истребителя Ме-109. Один из них он сбил в составе десятки 6 июля в районе Большой Слепухи, а второй - в составе шестерки 10 июля восточнее Колыбельки.

     В августе 1942 года Гошко был направлен в 16-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк 14-й Воздушной армии, на должность командира звена. Обладая большим боевым опытом, он сумел передать молодым летчикам свои знания по технике пилотирования на самолетах Як-1 и Як-7, научить тактике воздушного боя. Между прочим, обучая молодняк, Гошко лично произвел 846 учебных полетов.   

     Ровно через год, после столь интенсивного «отдыха в тылу», Гошко был назначен помощником  командира полка по воздушно-стрелковой службе 287-го истребительного авиационного полка. В этом полку он совершил 26 боевых вылетов и добился самых больших своих боевых успехов. Особенно отличился он в боях за освобождение Эстонии. Всего за два дня – 24 и 26 августа 1944 года он сумел уничтожить 4 немецких самолета: 3 Фокке-Вульфа-190 и 1 Юнкерс-87. Как это было, рассказывают наградные документы на С. С. Гошко:

     «24 августа 1944 года прикрывая свои войска в районе Тарту – Мелески, атаковал четырех ФВ-190, которые шли ниже его на 300 метров. Зайдя в хвост ведущему, с дистанции 200 метров сверху сбоку дал две короткие очереди из пушки. Самолет противника взорвался в воздухе. Остальные три ФВ-190 пикированием скрылись в облаках.
     Майор Гошко вышел из атаки и набрал высоту 2000 метров, в районе Килги увидел двух ФВ-190, идущих на 400 метров ниже его на встречных курсах. Он с полу-переворота зашел в хвост ведомому и с дистанции 300 метров сверху сзади открыл огонь. Самолет противника скрылся в облаках. После этого Гошко стал преследовать ведущий ФВ-190. Зайдя ему в хвост, с дистанции 100 метров открыл огонь короткими очередями и преследовал до высоты бреющего полета. Самолет противника, не выходя из пикирования, врезался в пни у перекрестка дорог в районе Илматсалу.

     26 августа 1944 года прикрывая свои войска в районе Тарту, вел воздушный бой с двумя ФВ-190, в результате чего сбил лично один ФВ-190, который упал в 2 километрах западнее Метсануки. Выйдя из атаки, майор Гошко в районе озера Сядь-Ярвь, на высоте 500 метров увидел два самолета Ю-87. Последние, увидев наших истребителей, стали уходить со снижением на свою территорию. Догнав самолеты противника, Гошко зашел в хвост ведущему и дал четыре короткие пушечно-пулеметные очереди. Самолет противника с левым переворотом с высоты 300 метров вошел в крутое пикирование и врезался в землю в районе Пыльтсама».   

     Ничего не скажешь – блестящие победы! Но на войне судьба человека очень переменчива и не всегда бои заканчиваются победой. «Черным днем» в биографии Гошко и в истории 297-го истребительного авиаполка стало 6 сентября 1944 года. В жестоких боях того дня летчики полка сбили семь «Фокке-Вульфов», в том числе два из них сбил Гошко, но и сами понесли тяжелейшие потери. Не вернулись на свой аэродром шесть летчиков: младшие лейтенанты С. В. Азаров, А. Ф. Бородинский, И. А. Иванов, В. В. Постников, А. С. Свешников и майор С. С. Гошко…
    
     Как стало известно гораздо позже, Як-9 майора Гошко был подожжен в бою. Летчику удалось приземлиться на парашюте, но он сильно обгорел, получив ожоги 2-й степени лица, рук и ног. От полученных ожогов Гошко почти потерял зрение и, пробираясь на свою территорию лесами, заблудился. Скитаясь, он на следующий день случайно забрел на хутор, занятый врагом, попал в плен и был отправлен в лазарет при лагере военнопленных в городе Тапа. К счастью, через 14 дней лагерь военнопленных освободили наши танкисты, а Гошко снова положили в госпиталь, теперь уже в советский. В декабре 1944 года после излечения он был направлен на проверку в Подольский спецлагерь № 174, где находился до 6 февраля 1945 года. После этого несгибаемого летчика отправили в ВВС Московского военного округа. Затем его направили в распоряжение Управления кадров ВВС Красной Армии, оттуда 7 марта – в Отдел кадров 4-й Воздушной армии. Наконец его отправили на 2-й Белорусский фронт, в 845-й истребительный авиационный полк, снова на должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. Здесь майор Гошко и закончил войну, сделав последний полет в район Кенигсберга 9 мая, в день великой Победы.

Список известных воздушных побед С. С. Гошко:
02.07.1941      1       Не-111                Великие Луки                лично (сбит тараном)
05.07.1941      1       Ju-88                Великие Луки                лично
06.07.1942      1/10  Ме-109                Большая Слепуха                в составе десятки
10.07.1942      1/6    Ме-109                восточнее Колыбелька                в составе шестерки
24.08.1944      1       FW-190               Тарту - Мелески                лично      
24.08.1944      1       FW-190               Илматсалу                лично
26.08.1944      1       FW-190               западнее Метсануки                лично
26.08.1944      1       Ju-87                южнее Пыльтсама                лично
06.09.1944      2       FW-190               севернее озера Коса - Ярви              лично

     Всего отважный летчик произвел за время Великой Отечественной войны 215 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 8 самолетов и 2 самолета сбил в составе групп. Ещё на 5 групповых побед подтверждений пока не нашлось. За отличия в боях был награжден орденами Ленина (24.7.1941), Красного Знамени (8.6.1945), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (24.4.1943), Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы» (1.5.1944), «За победу над Германией» (9.5.1945) и другими.

     Вскоре после окончания войны он уволился в запас и вернулся в родные места на Гомельщину, жил в городе Речица расположенном в пойме на правобережье реки Днепр. Жители этого небольшого и старинного городка хорошо знали высокого седого ветерана войны с заметным, обгоревшим в воздушном бою, лицом. 

     От себя добавлю, что давно интересуясь подробностями боевой биографии Степана Семеновича Гошко, в июле 1991 года я вступил в переписку с ним. Несмотря на «возраст, два тяжелых ранения, контузию, отсутствие лётной книжки и другие причины», как писал Степан Семенович, он смог сообщить мне некоторые интересные подробности своих военных приключений, которые и вошли в изложенную мной историю. Мы успели обменяться с ним несколькими письмами, а затем переписка прервалась…
   
     Уже позже я узнал, что Степан Семенович скончался 8 декабря 1991 года. Вечная ему память, герою воздушного тарана, человеку, прошедшему через самые тяжкие испытания, от первого до последнего дня войны. 

Примечание:
*       Степан Семенович Гошко родился 17 мая 1917 года в деревне Узнож Речицкого района Гомельской области. Белорус. В Красную Армию был призван Речицким районным военкоматом в 1937 году.