Достучаться до небес. К трагедии группы Дятлова

Эдуард Фетисов
Это поздняя вставка - по сути концовка к основной статье, которая написана тремя годами ранее. Основная статья расположена ниже данной.

Не буду повторять подробности гибели группы Дятлова, как и само происшествие на Перевале, надеюсь, читатели в курсе, лишь напомню своё объяснение, что туристов убил Бог, или (тоже самое) они неосознанно погубили себя сами, изменив свою форму мышления, случайно оказавшись в ином, божественном бытии. В этой статье отдельные дополнения, выводы, мысли.

***

Искажение - образ Преображения с отрицательным знаком.

Ещё недавно циркулировали предположения о неслучайном числе - количестве погибших на Перевале. Цифру 9 находили в странных ЧП тех мест, туманных пророчествах манси. Были заявления, что будь туристов 10, а не 9, то трагедии бы не случилось, даже последний живой участник того злополучного похода Ю. Юдин почему-то был уверен, что продолжи он поход, остальные ребята остались бы живы. Отвлечённая нумерология, где 9 наиболее совершенное из простых чисел и стартовое для совершенного числа 10, лишь подтверждает роковой характер цифры.
Нас интересует миф - евангельское Преображение, где Христос «взяв особо» 3-ёх учеников, «которые не вкусят смерти, как увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», открыл и показал им запредельное. Наша история - образ Преображения для  остальных 9 гипотетических апостолов - случай с реальными, дерзнувшими в это запредельное людьми.
Искажение - это удачное определение не только тому загадочному и нашумевшему происшествию, но и огромному количеству написанного и надуманного позже.

***

Вообще увлечение расследованием гибели дятловцев, сама тема, если не сказать прОклятая, то очень странная. Расследование начинается с игры, где, как в хорошем детективе известно «до» и «после», а сам момент смерти никто не видел. Веер интерпретаций неизвестного, причём логически всё фрагментарно, но этого даже не замечаешь, тут даже не вера, слепая уверенность… Безумное наследие обезумивших.

Помимо ярких прозрений, всяких вспышек озарений, тема Перевала начинает погружать исследователя в какую-то тяжёлую иллюзию, подобно такому же сну, в котором ты открываешь некую бесконечную матрёшку, одна тема вкладывается в другую, из этой темы появляется новая тема-матрёшка и т.д., причём каждая следующая оказывается глобальней предыдущей.

Как правило, в расследование затягивает одна, обычно профессиональная черта, и если начинают как охотники, то заканчивают как жертвы, мирно почивающие на пастбище своих обоснованных версий, где их пасёт единственный пастух – собственное тщеславие.

***

Трагедия примерно, поэтапно, схематично.

1. Предпосылка «восхождения к горнему» 9-ти туристов: приподнятое настроение, сплочённая, сильная, живая вера. На волнах душевного выносит в океан духовного.

Мотив, т.е. желание заглянуть «по ту сторону» либо детское любопытство а-ля «вызывание духов», либо комсомольская бравада.

2. Наступление измененного состояния сознания. Свет ослепляет ум (возможно глаза), мог быть экстаз, ступор, испуг, могли увидеть себя со стороны, узнать будущее, раскрыть содержание своего сознания, друг друга и т.п. Вряд ли дошло до конфликта между ребятами, очевидно конфликт с собственным «Я». Для стороннего наблюдателя выглядят как сумасшедшие, происходящее непонятно.

Трое со Спасителем «не знали о чём говорить», предлагали «поставить кущи» (палатки) святым. У наших туристов палатка готова, но инсайт заставляет её разрезать, покинуть.

3. Гибель. Наиболее необъяснимое. С телами, как с палаткой по аналогии. В мире иной природы-энергии, духовное содержание ребят либо «гаснет» - тогда замерзают, либо «выходит» из тел так, что оставляет проекции странных увечий.

Несовершенство через фаворский свет или наоборот?

 ***

Кино и реальность.

Как бы картинно, хотя бы примерно увидеть нашу трагедию? Вряд ли происшествие напоминало фантастический сюжет из фильма про Индиану Джонса в «Поисках утраченного ковчега», тот момент, когда открыли ковчег. Там классически выражен  метафизический трансцендентный пафос Божества, а в нашей истории сам принцип уже тотально имманентный.
Киноиндустрия прошла мимо вспаханного поля трагедии. Всё что сняли про перевал Дятлова – скука смертная – останки туристов выглядят веселее таких фильмов.

Внешне меня восхищает и одновременно ужасает в происшествии, что сакральное уже погребённое в мифе, вдруг ожило на арене реального, практически в наше время, на вполне заурядной территории! Вот это кино!

***

Возможно, что когда-нибудь происшествие на Перевале пройдёт свой цикл ясности и превратится в миф. Не сомневаюсь, что и религия впишет его в свои талмуды, ведь по сути, это её чёрные страницы. Жаль, если событие будет стоять рядом с каким-нибудь «стоянием Зои», этим излюбленным психосоматическим фантазмом и собственным соляным столбом самой религии.

Меня завораживает в «трагедии» масштаб происшествия: контакт человеческого разума с разумом Абсолютным, где коллектив не «историческая данность», вроде групп-партий-церквей, а великая духовная зАданность.

***   

Что нам оставил перевал Дятлова? Одни вопросы. В любом случае событие эпохальное, на что намекает не утихающий интерес, подсознательно не желающий мириться с приземлёнными объяснениями. Конечно, кто-то скажет, что и здесь очередная версия, загадка осталась. Тогда необходимо уступить дорогу Истине, ибо по замечательному выражению У.Черчилля: Правда настолько драгоценна, что её должен сопровождать эскорт из лжи.

19.03.18.



Достучаться до небес. К трагедии группы Дятлова.

Разбрасываться цитатами великих мыслителей, на мой взгляд, есть дурной тон, да и сами мыслители надо полагать не в восторге от повадок современных авторов: где ученики, превзошедшие учителей? Но к известной трагедии, случившейся более полувека назад, загадке, которая до сих пор будоражит пытливые умы, я не вижу лучше высказывания великого Блеза Паскаля: «Бог отчасти сокровенен, отчасти открыт, потому что для человека равно и опасно и знать Бога, не зная своего ничтожества, и знать своё ничтожество, не зная Бога».

***

В этой статье я не буду вилять и нагнетать интригу, подобно многим исследователям трагедии, где подчас на 200-й странице ими как откровение выдаётся откровенная глупость. Скажу прямо: группу Дятлова в составе 9 человек погубил Бог, а если точнее, они погубили сами себя, изменив свою форму мышления, раскрыв в Божественном бытии своё духовное содержание. ОНИ УВИДЕЛИ БОГА КАК ОН ЕСТЬ - ЖИВОГО, СУЩЕГО, ВСЕМОГУЩЕГО и т.п., стали свидетелями присутствия Его свойств, а в завершении ретроспективы, оказались участниками Его манифестации как СУДЯЩЕГО. Не важно, какое определение можно дать тому происшествию – поповское знамение, шаманское предостережение, человеческое предупреждение и т.п., но случай тот уникальный, почти беспрецендентный - случай чистого видения Божества, о котором когда то сказал Моисей: «Я в страхе и трепете». Остальные же духовидцы, пророки, философы, святые видели лишь "в Духе", либо "краем глаза" - в неких образах-символах, абстракциях-понятиях, снах и т.п. Вряд ли ребята туристы сознательно искали Божество, доказывая Его бытие, «наткнулись» случайно или согласно предсказанию народа манси исполнили некое их пророчество, в любом случае это происшествие может рассматриваться нам как назидание.
Теперь моё краткое рассмотрение основных парадоксов и устойчивых мнений, циркулирующих по теме гибели туристов с краткими пояснениями. Предупреждаю, что конкретно не причисляю себя ни к одной из известных религий-церквей-сект, систем-течений и мои философско-психологические и теолого-космологические изыскания вполне свободны от их навязчивого влияния. Это гипотетически взгляд-проекция от самих участников трагедии, взгляд, который с самого начала и должны были принять на вооружение энтузиасты, т.н. дятловеды.   

1. Парадокс существования многочисленных версий переваливших уже за 50. Причём увлёкшись любой версией, можно принять её за единственно возможную.

* Манифестация Божества - Свобода, но главное свойство Быть - существовать любому предмету, явлению, в т.ч. и любой версии, как явлению и продукту человеческого мышления, с его логикой, логическими в ней связями, устойчивыми механизмами-силлогизмами. Большое количество «правдоподобных» версий не более чем эффект гороскопа. Поверил в некий «зодиак»-версию и побрёл по «правильной» дорожке – увидел и принял «правильный» ответ. Сам Бог для человека есть феномен самого человеческого мышления, точнее, Основание его мышления - Мысль, только, говоря физически, настроенная на такой «частоте» и «громкости», где работает своего рода немыслие - вИдение.

2. Устойчивый «сценарий» трагедии всех исследователей, что: «туристы, увидев-услышав нечто страшное, разрезав палатку ножом, в ужасе выбежали полураздетые на мороз и т.д.»

* Все исследователи толкуют о следствии некоего явления, т.к. видели фото трупов, экстрасенсы саму смерть, но не предшествующее этой смерти. Вот в чём главный вопрос! Скажу сразу – в «ужасе» они могли умирать, но не выбегать. С самого начала своего маршрута, ребята были необычайно сплочены, веселы, радостны, что подтверждают очевидцы-фото-дневники, далее их радость так «зашкалила», что по своей браваде они возможно захотели «вызвать» Бога, представляя, что достаточно «двое-трое во имя Моё». Не надо забывать, что это была молодёжь, мальчишки, которые ещё помнили как крутили "волшебный маятник", а девчонки "вызывали" женихов. Вопрос веры тут даже не обсуждается, ибо повторюсь, ребята были в таком состоянии, что вера, как процесс, была им присуща в тот момент априорно. Так вот, они фактически вмиг могли увидеть-почувствовать изменённый вокруг себя, а главное в себе новый мир, а выражаясь богословским языком, оказались в Духе, в Боге, во Христе (кому как угодно) т.е. испытать непривычный им доселе восторг. От охватившей их радости, они без всякого ужаса, с Удалью просто разрезали палатку и побежали с горы, вовсе не чувствуя холода. Их состояние – было нечто противоречащее нашему здравому смыслу, обыденной логике, рассудочной последовательности, в свете которой все исследователи как продолжали, так и продолжают препарировать данное происшествие. Больший для меня интерес и загадку представляет момент потери ими единства, откуда, когда, от кого именно ворвался «здравый смысл», пришло погибельное сомнение – момент, с которого необратимо за ними погналась уже сама смерть, где они подпали под власть Судящего. (Отдалённо это можно сравнить с апостолом Петром, идущем по воде, усомнившемся, тонущем и т.д.) 

3. Странные увечья, ожоги, труднообъяснимые воздействием стихии или  техногенного влияния. Загадочная фраза старухи Лыковой - сибирской отшельницы, которая заявила, что ребят погубил «огненный змей».

* Ребята окунулись совершенно в иной, новый для себя мир, точнее, но и труднее для понимания – «зависли» между мирами, где в конечном счёте, оказались выброшены в наш, морозно-снежный. Механизм гибели я вижу лишь так. Изменив своё мышление, а соответственно и реальность вокруг себя, вся их личная, устойчивая мысленная субстанция, согласно основному свойству Того мира - абсолютной Свободы, вмиг приобрела неограниченное расширение-распространение. Там где были выходы этих мыслей-намерений, там и могли оказаться телесные увечья. Иные объяснения, как то: всякие лавины, ушибы, драки, приклады винтовок, гептил, я напротив, нахожу как откровенный вздор. Некоторые из туристов, глядя на гибнущих товарищей, «отрезвев» и вспомнив, где они вначале увидели «доброе Божество» или место, где могло быть тепло, пытались дойти-доползти до палатки и погибли уже естественным, известным способом – замёрзли. С поповской колокольни можно предполагать, что это были наименее грешные ребята. Заявления старухи Лыковой – это пример дихотомии ветхого религиозного сознания, деление на добрых и злых «драконов-змеев», либо под огненной субстанцией она образно подразумевала саму процедуру выхода мыслей, намерений, желаний из самих людей - их же погубивших.

4. Предупреждения манси, их туманные пророчества «не ходи туда», «гора мертвецов» и т.п., вплоть до объявления ими точного количества трупов.

* Бог Един, и Один Дух восхитил ребят и их же судил, тот же некогда Дух и открыл некоему шаману манси, находящемуся в трансе – события, причём без привязки ко времени, ибо, шаман "окунулся" в вечность, и разумеется, не мог видеть на её панораме самих дат-чисел происшествия. Потому-то и обнаруживают в той местности, разбившиеся когда-то самолёты, группы замёрзших охотников и т.п.               

5. Применение-испытание неких препаратов привезённых туристами с собой, либо употребления снадобий манси, приведших к изменённому состоянию сознания.

* Любое сознание, изменившись и пройдя некие трансформации способно вновь вернуться в свои неизменные рамки, вовсе не доведя до смерти. Если некие препараты и были употреблены группой и довели её до неких состояний, то в любом случае, это явилось лишь средством приоткрыть запредельное, и не опровергает, а лишь подтверждает мою версию. Но, вряд ли туристы, спортсмены, а тем более девчонки испытывали на себе какие либо препараты.

6. Версии «контролируемых поставок», шпионажа, нападения, ограбления, насилия, испытания секретного оружия, воздействие инфразвуком-ультразвуком и прочим пуком.

* Для меня эти версии отпадают сами собой. Каждый исследователь, наедине, себе, задай вопрос: Существовала ли загадка гибели туристов столько лет, имей она столь простое объяснение, учитывая усовершенствование техники, методов поиска, а также с каждым годом увеличивающуюся в стране гласность?

7. Странная оговорка Юрия Юдина (единственно выжившего из группы, скончавшегося 3 года назад, завещавшего похоронить его вместе с остальными участниками похода), незадолго до смерти: «Я всю жизнь жалел, что тогда не дошёл с ребятами до перевала»

* Это заявление мне показалась важным, чтобы оставить за рамками обзора. Что за парадокс: живой завидовал мёртвым? Или выходит: погибшие оказались живее его? Некоторые исследователи объясняют это высказывание Юдина тем, что его замучили расспросами, интервью, поисками неких дневников…  Нет, в потухших глазах Юдина я увидел правду, тут он не лукавил - он догадывался кое о чём, а после трагедии, в своей обычной жизни он выбрал версию со спецслужбами как наименее доказуемую, для прикрытия, чтобы попросту отвязались.. Он догадывался..  Он всю жизнь помнил то единство - невиданное единство группы молодых людей. Что есть оно в сравнении с современным «единством» на площадях, в церквях, - толп, слоняющихся каждый во имя, своё?!      

***

В немногих моих произведениях, меня иногда упрекают, что я недостаточно уделяю внимания «актуальной» морально-нравственной теме и что у меня «мало назидательного». Исправлюсь. Да, тут я не говорил о Боге, слишком земном, моральном - доступном, также как о Боге заоблачном, нереальном - недоступном. Граждане, когда вы собираетесь, неважно где, за столом на своих кухнях, или на каком нибудь майдане и неважно, сколько вас человек: 2-3-е или более лиц, то взгляните друг другу в глаза, подумайте, ради чего и кого вы собрались. Быть может именно вы, сподобитесь увидеть нечто.. реальное! Мир Вам!


11 февраля, 2015 год.                Фетисов Э.В.