Йонтра. Рассказ 11-й. Зеркало

Тима Феев
                Скит Йонтра молчал. Слушатели тоже. Лишь некоторые из них переглядывались, но вопросов никто не задавал. Чувствовалось напряжение.
— Нет, не буду я вам сегодня ничего рассказывать, — начал Скит как-то неожиданно, — о том, что видел в зеркале. Думаю, — он вновь ненадолго прервался, — пришло время рассказать уже о самом зеркале. Оно у меня, как вы, наверное, знаете, очень давно. Также вам, возможно, известно, что передано оно мне было с одобрения Университета Тэи в бессрочное пользование, при соблюдении с моей стороны некоторых, строго оговоренных условий. Однако, никто из вас не знает, конечно, да и не может знать подробностей той истории: как оно ко мне попало, что это такое, да и откуда оно вообще взялось.
Скит снова замолчал. Было заметно, что сегодняшняя история доставляет ему большие затруднения, и что он даже колеблется, стоит ли ее вообще рассказывать. Но вскоре все разрешилось и слушатели все поняли, потому что Скит наконец-то начал.
— Был я тогда еще совсем молодым офицером и только что закончил службу в армии Северного альянса. Новая форма, прекрасные перспективы, да и вообще, постоянно веселое настроение, были моими спутниками тогда. Мало что меня заботило. Наука, друзья, девушки и свистящей ветер в голове, вот каким я был. В общем, обыкновенный молодой парень. Однако, и тот день я до сих пор помню в мельчайших подробностях, все стало меняться. Причем не сразу, а как-то исподволь, постепенно, но при этом совершенно неумолимо.
Итак, — тот день на Тэе выдался сильно пасмурным. Дождь начался еще с вечера и лил всю ночь. Когда же утром я отправился к океану, чтобы немного освежиться и поплавать, он превратился уже в настоящий ливень. Начиналась гроза. Решив не рисковать, я сразу, как только залез в воду тут же нырнул поглубже, да так там и плавал на глубине, пока не наскучило. Наконец, спустя примерно час я вынырнул на поверхность. Но вот верите или нет, не почувствовал почти никакой разницы. Дождь к тому времени стал уже таким, что меня едва не смыло назад в океан, когда я пытался выкарабкаться на берег. «Как бы меня тут не стукнуло», — все думал я, опасливо пробираясь под уже целыми водопадами воды низвергавшейся с неба. Однако, до дома я добрался целым и невредимым, после чего, и несмотря на то, что являюсь все-таки земноводным и вода моя родная стихия, отправился к себе на чердак, поближе к био-термостату, чтобы поскорей обсохнуть и согреться. И вот именно там, на своем запыленном и заваленном всяким хламом чердаке, я впервые и увидел ее. И даже не совсем так. Это была не то чтобы сама О, а лишь некий смутный, едва различимый ее образ.
Скит посмотрел на слушателей. Все они ждали продолжения, а он вдруг опять замолчал. Но затем снова собрался с силами и уже действительно тяжко вздохнув, продолжил.
— О была девушкой и она была такой же как и я, йонтрой. Но в тот, самый первый раз, я даже не сумел ее как следует рассмотреть. Как и сказал, я видел лишь едва различимый, смутный, но уже отчего-то невыносимо притягательный образ. Где, — спросите вы, — да в зеркале, конечно. Вообще, — тут Скит Йонтра зачем-то улыбнулся, однако эта улыбка была фальшивой, а оттого получилась какой-то кривой, — зеркала в этой истории были везде. Все с них началось и все и закончилось ими. Ну да об этом, позже. Так вот, некий, как я сказал, едва различимый образ смотрел на меня из моего зеркала, что висело на стене чердака рядом с лестницей. Я, конечно, и себя в нем видел как привык, но, то был уже немного другой я, или, так скажем, не один я. Впрочем, это видение не сильно тогда меня взволновало. Во-первых, потому что почти сразу исчезло, а во-вторых, зная, что такое подъем с глубины, и что бывает если всплыть слишком быстро, я просто решил, что все это тогда мне лишь почудилось. Но это было не так.
Той же ночью и прямо во сне я вновь увидел О. Причем на этот раз, видение было таким ярким и отчетливым, что даже проснувшись, я никак не мог от него отделаться. О словно все еще стояла прямо передо мной. Подобно световому фантому от вспышки она плавно мерцала, становясь то слепяще-белой, то прозрачной, то вдруг абсолютно черной. «Так, — сказал я себе тогда, — а вот с этим уже нужно что-то делать, приятель». После чего встал, прошелся по дому, на минутку выполз во двор. Но там было холодно и дождь все так же хлестал, поэтому я быстро вернулся назад. И тут вдруг опять — она. Но уже в зеркале, что висело у меня в прихожей. И на этот раз, то что я в нем увидел, уже никак нельзя было списать на легкую гипоксию или на головокружение. Девушка стояла прямо передо мной в полный рост, ясная, четкая, будто это именно она сейчас, а не я находилась перед тем зеркалом. Мне стало страшно. А она, видимо как-то угадав мои мысли, неожиданно произнесла: «Не бойся. Я — О, а ты мой друг».
Должен признаться, — Скит в задумчивости потер клюв, — что эти ее слова меня тогда как-то сразу успокоили. Хотя, по здравому размышлению, мне следовало бы немедленно бежать к доктору. Но такова была О. Ее движения, взгляд, голос — все это так умиротворяло, от нее веяло таким теплом и участием, что я просто не мог сопротивляться. Выражение моего лица, видимо, несколько смягчилось в тот момент, а О заметив это, улыбнулась мне. Улыбку эту, уважаемые слушатели, мне сейчас даже трудно будет вам описать. Да и невозможно, пожалуй. Ее можно было бы сравнить лишь с улыбкой сестры, когда она видит своего младшего брата, которого очень сильно любит. Конечно, это не совсем то, но, по крайней мере, похоже. Я же тогда почувствовал некое странное покалывание по всему телу, как при погружении на большую глубину, а сознание воспроизвело всего лишь одну фразу: «Ты пропал». И — да, уважаемые слушатели, — Скит вновь посмотрел на аудиторию, — в тот момент все было кончено. Уже не было того Скита, что раньше. Не было того хулиганистого солдата и безответственного ученого. Меня не было. И это была не любовь даже, а какое-то иное, куда более сильное и глубокое чувство, сродни привязанности. Той, что случается с вами лишь однажды и остается навсегда. О засмеялась.
Прошло несколько минут. Я к тому времени, уже более или менее пришел в себя и даже как-то поудобнее устроился перед тем зеркалом. Стоять тогда я уже просто не мог. А О, по всей видимости, понимая мое состояние, также выдержала паузу, причем сделала это весьма тактично. Когда же она увидала, что я уже почти способен адекватно воспринимать происходящее, то взглянула на меня еще раз, но уже более серьезно, и произнесла другую фразу: «Найди меня». И все. Зеркало померкло. Я же сидел как оглушенный. Такие чувства, такая красота, время в бесконечность и старая жизнь — прочь… и вдруг, все снова как прежде. Серый полумрак, тишина, мое собственное отражение в зеркале и никого рядом. Я чуть было не заплакал.
О больше не появлялась. Да ей и незачем было. Ведь стоило мне лишь ненадолго закрыть глаза, как я снова видел ее, такую как прежде: яркую, прекрасную, веселую. Единственное, что меня тогда заботило, так это ее слова. «Найди меня» — сказала она. Но как найди, где? И что мне для этого нужно было сделать? Впрочем, не прошло и нескольких дней, как все стало ясно. Причем не только в переносном, но и в самом, что ни на есть, прямом смысле этого слова. Как-то раз, гуляя по побережью, я вдруг обратил внимание на одну странную область на небе, весьма небольшую впрочем, которая едва заметно выделялась. Она была немного ярче остального неба, но очень незначительно. И что меня тогда, как помню, еще сильнее удивило, что перемещение взгляда не сместило эту область в сторону, как это иногда бывает при раздражении сетчатки глаза, например. Напротив, она осталась на месте, а при более внимательном рассмотрении стал проявляться еще и ее цвет. Чуть бледно-розовый. «Хм, вот уж чудеса какие, — сказал я себе совершенно спокойно, — какое-то загадочное атмосферное явление. Видимо, гроза будет». И тут же забыл об увиденном. Но грозы не было. А еще через пару дней, посмотрев примерно в ту же сторону, я вновь увидел это бледно-розовое пятно. Причем на этот раз оно находилось уже немного выше линии горизонта. И это мне показалось действительно странным. Слегка заинтригованный, я решил во всем разобраться, отчего и направился в нашу университетскую обсерваторию.
Там я засел за телескоп и звездный атлас. Но это мне мало чем помогло. Ведь та область на небе была шириной в несколько угловых секунд, а значит по тем координатам в ее периметр, умещалась едва ли не сотня близлежащих звезд и еще дюжина, но уже более удаленных Галактик. Пару дней я промаялся в нерешительности, время от времени поглядывая на небо. У своих знакомых спросил, не видят ли они чего-нибудь необычного «вон там», указывая щупальцем на розовеющее пятно. Но нет, никто ничего не замечал. Наконец я не выдержал. «Пускай, — сказал я себе, — все это и отдает первыми признаками безумия, но я все-таки должен выяснить, что же это наконец такое. По крайней мере, если ничего не найду, то буду уже точно знать, что мне пора обратиться по инстанции, а именно к психиатру». После чего, одолжив у одного армейского приятеля маленький, но очень быстрый звездолет на «пару дней», отправился в космос. И знаете, — Скит посмотрел на слушателей с деланным удивлением, — это пятно никуда не исчезло. Напротив, уже в космосе, совсем не засвеченное нашей Ли и не замутненное атмосферой Тэи, оно стало еще более ярким, а границы его сделались более отчетливыми. «Ну что же, сновидец без сновидений, — сказал я себе ободряюще, — значит нам туда. Летим и надеемся на лучшее».
Полет же мой длился с месяц. И это при том, что звездолет все это долгое время стоял в режиме постоянного ускорения и разогнался под конец до совсем уже немыслимой скорости. Спутники, планеты и даже целые звездные системы проносились мимо меня, сливаясь порой в длинные световые полосы. Сам же, охваченный почти охотничьим азартом, я решил во что бы то ни стало добраться до намеченной цели. Ни риск случайного столкновения, ни то, что по возвращении домой, приятель мой, наверное, прибьет меня, не смущали меня вовсе. Наконец, розовое свечение расширилось примерно до часового углового радиуса. Было оно теперь уже нестерпимо ярким, таким, что без светофильтра и смотреть больно. Источником же его оказалась нейтронная звезда. Страшная, испускавшая смертоносную радиацию, да к тому же еще с чудовищной скоростью обращения вокруг оси. У нее и собственный порядковый номер в каталоге был: L4011.
«Ну вот, псих, — ругал я себя, когда уже во всем разобрался, — вот оно твое розовое пятно. И как ты его разглядел-то с Тэи? Ну да ничего, быть может какой-то полярный гамма выброс, усиленный перекрученным в узел магнитным полем. А может и простое совпадение». «Но свечение все же присутствует, а значит к врачам тебе обращаться пока рано», — успокоил я себя наконец. Корабль же мой к тому времени, повинуясь заданной программе, начал постепенно останавливаться. Еще пара дней и можно было бы поворачивать назад. И тут я вновь услышал голос О. Но откуда здесь? И как? Но это точно была она. Я спал тогда, наконец-то отдыхая от только что схлынувшего напряжения, вызванного долгой изматывающей гонкой. А она явилась ко мне снова во сне и, как еще и в самый первый раз сказала, но уже немного по-другому: «Найди меня, я рядом».
Проснувшись и все еще не слишком доверяя увиденному, ведь сны бывают такими обманчивыми, я стал приглядываться к той звезде. Потом — бортовой телескоп. Потом — описания звезды в каталоге. Все напрасно. Ясно было только одно, еще день или два в том же направлении и я больше уже никогда и ничего не найду. Звезда убьет меня. Вечером того же дня я все еще пребывал в нерешительности. Звездолет же мой к тому времени уже почти совсем остановился и только лишь ждал новой команды. Но куда лететь? Вперед к гибели или назад, так и не выяснив, что это были за видения такие, кто была эта О, да и вообще, что все это значило. Я колебался. А приборы уже начинали фиксировать постепенно возрастающий радиационный фон. «Решай быстрее, быстрее, — подгонял я себя, — если не хочешь получить передозировку». И тут все решилось. Само.
Стрелки радиометров упали на нули, а корабль, чуть дернувшись сначала, начал медленно разгоняться, двигаясь по направлению к L4011. Я испугался. Метнулся к панели управления. Зажигание, реверс, тяга, защитный экран — нет, ничего не работало. Да еще опять это розовое свечение. Теперь оно как световой столб, очень быстро вытянулось с поверхности нейтронной звезды, и в один миг, разом окутало весь мой корабль. Даже я сам тогда, насколько успел заметить, начал едва заметно светиться розовым. Корабль же мой все наращивал скорость. Причем не только линейную, но и угловую. Отчего вся Вселенная стала сначала медленно, как-то наискось поворачиваться, а затем все быстрее и быстрее. И вот уже все звезды, Галактики и туманности слились в один сплошной переливающийся поток, вращавшийся вокруг меня с немыслимой скоростью. L4011 же напротив, замедляла свое относительное вращение и все приближалась и приближалась. Находясь уже почти в полуобморочном состоянии, я успел лишь только подумать тогда, что должен был бы, наверное, давно погибнуть и, потерял сознание.
Очнулся я уже там. В аду. Вокруг, все то же розовое свечение. Было тихо и только где-то в глубине моего звездолета все еще что-то шипело и постукивало. Я поднялся. Одел скафандр и направился к шлюзу. Было почему-то очень весело и даже смешно. «Будто все это на какой-нибудь простой планете, — думал я. — Скафандр, — очень он мне здесь поможет, ха-ха. И гравитация тут, ну максимум полуторная, ха, и радиации нет». Буквально давясь от смеха, я вывалился из своего шлюза на поверхность нейтронной звезды. Она была твердой. Очень. И еще, зеркально-гладкой. Приглядевшись, я увидел в ней свое собственное, почти идеальное отражение, а также отражение окружавшего меня космоса. Правда, из-за сумасшедшего вращения, все теперь казалось словно бы окутанным серым, флюоресцирующим туманом, исчерканным тонкими яркими линиями, что тянулись от горизонта до горизонта. Но это был именно космос. Я встал, огляделся. Вокруг никого. Одно только преследовавшее меня розовое свечение уходило туманной, едва различимой дорожкой куда-то вдаль.
Повинуясь скорее внутреннему инстинкту, чем разумным мыслям, я двинулся вдоль этого туманного коридора. Полз я долго, часа три. Но время там текло почти незаметно. А вокруг распростерся удивительный мир, более походивший на сон, чем на реальность. Черная, жирная, словно искусственно нарисованная линия горизонта, изгиб которого был заметен даже невооруженным глазом. Синие, желтые, алые и полупрозрачные всплески излучений неведомой природы. Искры какие-то, возникающие то здесь, то там. И все это не только там, наверху, на небе, но и здесь внизу, в отражении. Иногда мне даже казалось, что я не просто полз по поверхности звезды, а буквально парил между двумя совершенно одинаковыми, разноцветными, зеркальными мирами. Действительно, как во сне. Вот только не сон это был, — Скит Йонтра сел и задумался. Потом как-то отстраненно посмотрел на аудиторию, и после непродолжительной паузы, которая ему, видимо, была нужна, чтобы справиться с нахлынувшими воспоминаниями, продолжил. — Это был звездолет. Другой. Он стоял одиноко и молчаливо на зеркальной поверхности нейтронной звезды. Черный силуэт его отчетливо выделялся на фоне размытого неба и всполохов смертоносной радиации. Я подполз к нему и более уже ничего не опасаясь, — страх мой к тому времени от всего пережитого уже как-то совсем заглох — открыл дверь шлюза. И это была она.
О стояла прямо передо мной все такая же веселая и яркая. Она улыбалась. Вот, плавным жестом пригласила меня войти. Я не мог не подчиниться. Звездолет ее был большим, много крупнее моего. В нем было все необходимое для жизни в космосе. И даже какая-то домашняя обстановка присутствовала. Старомодные, обитые мягкой материей кресла, деревянные шкафы, картины на стенах, обои. О предложила мне сесть и подала в чашке какой-то напиток. Мне вдруг опять стало смешно. А она, заметив это, наоборот слегка нахмурилась, чуть вздохнула и наконец заговорила:
— У нас мало времени Скит, — произнесла она твердым, но при этом и очень успокаивающим голосом. — Это зеркало, — она повела щупальцем, указывая на овальный накрытый тканью предмет, — теперь твое. Позволь мне не объяснять почему, мне это трудно будет сделать. Но сейчас ты возьмешь его, вернешься на свой корабль и полетишь домой.
— Но О, — не выдержал я, отставив чашку в сторону, — я хочу и тебя взять с собой и, почему ты здесь? — я огляделся.
Последовала пауза. Девушка, видимо, засомневалась и пару минут о чем-то думала. А когда наконец снова посмотрела на меня, то на глазах у нее были слезы.
— То, что ты видишь, это не я, — сказала она тихо. — А меня… меня давно уже нет. Тут нет, да и нигде.
Она вновь ненадолго замолчала. Ситуация становилась неловкой. Но мне почему-то было уже не смешно. «Кажется не сбудется твоя мечта, — подумал я, — не она это. Но если не она, то кто?»
— Это и я, и не я, — ответила О тихо. Она, видимо, обладала телепатическими способностями и могла читать мои мысли. — Но, как тебе объяснить? Когда-то давно, очень, я стала обладательницей величайшей редкости — «Зеркала отражений». Уж не спрашивай меня, как это случилось, это не суть важно. Однако, получив этот дар, я не слишком, — О на миг задумалась, видимо подбирая слово, — мудро обращалась с ним. Смотрела везде, подглядывала, да и вообще, лазила туда, куда меня никто не просил. Но постепенно мне все это наскучило и я захотела увидеть то, чего до меня еще никто и никогда не видел, да и не должен был. Дело в том, что наша Вселенная, несмотря на разного рода теории, имеет все же свои пределы. Они, конечно, недостижимы для обычного наблюдателя. Но не для обладателя этого, — О вновь указала на накрытый тканью предмет, — зеркала. Да и зеркало это есть не что иное, как лоскут той самой мембраны, которая покрывает нашу Вселенную. Зная все это, я решила посмотреть на край нашего мира и возможно, заглянуть за его пределы. — Тут О вздохнула, немного помолчала, но продолжила. — Мне это удалось. Я видела кристальную чистоту и блеск мембраны, и то, что было за ней. А там… но прости, не могу я этого говорить. И не потому, что не хочу. Хочу, быть может даже сильнее всего на свете. Просто не могу, — и она вновь замолчала.
— А тогда я была счастлива. То, что я увидала, превосходило все, даже самые смелые мои фантазии, — глаза О широко раскрылись и буквально вспыхнули каким-то внутренним огнем. — Но, — продолжила она, — я заразилась. Той Вселенной, что была «за». Ведь к тому миру ни у кого из нас нет иммунитета. А там все было по-другому. И добро и зло, и великое и прекрасное, но и боль, и ужас того мира — все это проникло в меня и начало расти. Не сразу я догадалась тогда, что произошло. А когда наконец догадалась, было уже поздно. Разрываемая чудовищными страстями и знаниями, о которых ты, — О жестко посмотрела на меня, — даже и понятия не имеешь, я металась по нашему миру как бешеная лао, пытаясь найти себе хоть какое-нибудь убежище, где могла бы залечь. И нашла эту звезду. К счастью, оказалось, что зло того мира или этого, имеет некоторый вес, — не перебивай, а просто поверь мне на слово. И вот только здесь, на этой звезде с ее чудовищной силой, я смогла наконец нет, не очиститься даже, а всего лишь несколько отделиться ото зла и боли того, иного мира. Так что сейчас Скит, — она вновь назвала меня по имени, — ты видишь не меня, а всего лишь фантом, светлую половину того, чем я стала, после того как заглянула «за». Но хватит об этом, — О поднялась, — пора прощаться. Я провожу тебя, конечно, своим полем, но сама не выйду за пределы этого корабля. Уходи.
Что мне оставалось делать. Все еще не до конца веря в реальность происходящего, я, как загипнотизированный взял тот накрытый тканью предмет, прошел в шлюз и, даже не попрощавшись, пополз к своему кораблю. Единственное, что еще помню — это свое полусумасшедшее, заплаканное лицо, отражавшееся в зеркальной поверхности L4011. Потом был взлет, обратная раскрутка и прощальный взмах розового тумана, вытолкнувшего меня из чудовищного мира нейтронной звезды.
Вот и весь мой рассказ, — коротко подытожил Скит Йонтра.
Теперь он смотрел на всех и улыбался. Весь его вид выражал глубочайшее расположение и предельную открытость. Но слушатели не ответили ему взаимностью. Они испугались. Перед ними стоял теперь уже совсем другой Скит, с почти безумным лицом и навернувшимися на глаза слезами.