К цели через неимоверные испытания

Анна Дмитриевна Степанова
       За год работы на Донбассе я много подзабыла, естественно книги в руки не брала, так как рассчитывала работать два года - один всё-равно не учитывался. Кое-как полистав книги, я поехала  поступать в Киевский мединститут. Остановилась у Ранковых. Ольга Романовна какое-то время работала в Златополе врачом с мамой в тубдиспансере и очень хорошо к ней относилась. Её сестра Анна Романовна - добрейшей души человек. Вот уж истинно человек оставил добрую память. Принять незнакомого человека с такой любовью и щедростью – это божественный дар. Они отказались взять плату за проживание и старались каждый день для меня сделать праздничным. Всё хозяйство вела Анна Романовна. Она готовила незабываемые блюда, например, снежки - взбитый яичный белок с сахаром вливала в кипящее молоко мелкими порциями и получались как снежинки. Это подавалось к каше с клубничным или смородиновым вареньем. Готовила очень вкусный бисквитный торт, говяжие биточки и т.д. У них всегда в комнате был букет флоксов. Этот удивительный запах и теперь будит у меня воспоминания о Ранковых. Я у себя в саду развела много кустов флоксов и всегда, когда они цветут, передо мной встают живые лица Анны и Ольги Ранковых. Их квартира находилась в переулке, недалеко от оперного театра и Владимирского собора. Иногда мы с Анной Владимировной ходили гулять. Она относилась ко мне как к родной дочери. Мы с ней ходили и в оперный театр, и особенно часто во Владимирский собор. Первый раз, когда я вошла во Владимирский собор, я была поражена ликами святых. Видно было, что их писали с людей. Позже я узнала, что Владимирский собор расписывали Васнецов и Нестеров. Женские образы Нестеров писал со своей дочери и жены. Недалеко от собора - дворик со скамейками, и это было моё любимое место, где я готовилась к вступительным экзаменам.
       Как я и предполагала, по сочинению получила 3, физику сдала на 4, химию на 3, и, конечно, не поступила. Что делать, куда деваться?
       Домой возвращаться не хотелось. Я знала, что там с работой очень трудно. Как только я приехала из Донбасса, пыталась найти работу, но не удалось. Я решила  не возвращаться, а поехать в ближайший колхоз. Взяла билет наугад и попала в село Готне, напоминавшее панщину шевченковского времени. Настолько запущено, как будто очутилась в восемнадцатом веке. Нашла правление колхоза. Там удивились моему желанию у них работать и приняли. Я вернулась к Ранковым за своими пожитками, но не стала рассказывать в подробностях, чтобы их не расстраивать. Анна Владимировна провожала на автобусную остановку меня с большой тревогой. В колхозе меня поселили у одной пожилой, а может быть и не очень пожилой женщины. Понять трудно, потому что она была вечно пьяной. Отвратительный запах самогона пропитал всю комнату, вокруг такой кавардак, что сразу захотелось бежать куда глаза глядят. И всё же, я собрала себя в кулак и пошла в правление колхоза. Там меня  определили продавать на рынке молочные продукты. К торговле я абсолютно не приспособлена. Но деваться некуда. Встаю в полшестого и иду на ферму, собираю всё, что мне выдаётся, и на подводе еду на рынок в Киев. Всё, что положено по квитанции, продам. Обязательно остаётся творог, я раздаю нищим. Они благодарят меня, а я плачу. Возвращаюсь в колхоз, сдаю выручку. Деваться некуда, надо идти домой. Открываю дверь, на полу валяется разбитая бутылка самогона, на лежанке храпит моя хозяйка. Запах самогона просто бъёт в нос, и у меня начинается рвота. Неделю потерпела. Ко мне приехала Анна Романовна. Посмотрела на всё, и слёзы навернулись ей на глаза.
- То-то моё сердце каждую ночь ныло. Не выдержала, думаю, поеду, посмотрю. И вот оно что! Аннушка, куда ты попала, милая ты моя! Лучше едь домой.
Прощалась я с Ранковыми с чувством вины, как неоправдавшая надежды. Так  сложилась судьба, что прощалась навсегда. Через год Анна Владимировна умерла. Но такие встречи  имеют большое влияние на всё жизнь.
       Дома я чувствовала себя очень униженной, никому ненужной. Работы никакой нет. Наконец, мама поговорила с Владимир Романовичом, влавврачом тубдиспансера, и он взял меня на какое-то время рабочей на кухню. Здесь я испытала столько унижений, что мною овладело желание уйти из жизни. В этой больнице работала медсестрой Валя Сарана, моя одноклассница. Она училась также хорошо, но в то время, когда я работала на Донбассе, она окончила 8-месячные курсы медсестёр и с особым высокомерием смотрела на свою одноклассницу. А Валентина Пантилеймоновна, завхоз, была просто одержима желанием всячески унизить меня. Её дочь училась в школе №1 и куда-то поступила. Она без конца напоминала об этом и буквально изощрялась, унижая меня. То посылала пешком за молоком на другой конец посёлка, хотя у них была подвода и лошадь. Ведро молока нести километра 4, а то и больше - это не шутка.  Я вставала в шесть утра и шла в зоотехникум  на краю посёлка возле лесочка. Пока подоят коров, можно было насладиться утренней зарёй, свежестью леса, пением птиц, посмотреть вокруг и воскликнуть душой:
-  Жизнь то прекрасна!
Но пока донесёшь через весь посёлок ведро молока - руки отваливаются. Да ещё  понимаешь, что Валентина Пантелеймоновна встретит  какой-нибудь колкостью.
- Тебя,  Анна, только за смертью посылать. Уже скоро 10 часов, а ты только явилась. Черепаха быстрее ползёт!
- Да ведь быстрее  нельзя - молоко прольётся.
- Да, у такой недопёпы на всё ответ найдётся.
Тут и Валя, моя одноклассница, что-нибудь подбросит. Мне - хоть стой, хоть падай. Я ушла с кухни в санитарки. Старалась больше быть около больных туберкулёзом, чтобы заболеть и не мутить белый свет. Сидела возле больных, когда у них было кровохаркание, убирала все нечистоты. Возможно, на почве депрессии у меня участились головные боли, порой до невыносимости. Головные боли были и на Домбассе. Но, что удивительно, чаще по выходным дням. Физический труд не позволяет застаиваться жидкости в желудочковой системе мозга. Сейчас же главной головной болью для меня было то, что я всё же оставалась в подчинении завхоза, и она периодически привлекала меня к работе на кухне.
       Когда повар была выходной, в воскресенье, я одна готовила на стационар. Тут уж Пантелеймоновна не упустит момент, специально даст мало топлива, я хожу по двору и собираю щепки, чтобы доварить обед. Готовила я всегда вкусно, и больные благодарили меня. В воскресенье я сварила борщ и сделала сырники на второе. Разнесла обед больным и села сама обедать. Вдруг входит Пантелеймоновна, вырывает у меня из рук сырник и орёт:
- Это только для больных! Как ты себе позволила есть сырники!
Это уже было сверх моего терпения. Бросила всё и побежала домой.
       Неделю не вставала с постели. Придумывала способ, как мне уйти в мир иной. Почему у этой взрослой женщины было такое отношение ко мне трудно объяснить. Может потому, что на одной из олимпиад по математике я принимала участие с её дочерью и заняла первое место, а её дочь - никакого. Но такая зависть и жестокая месть чуть не стоила мне жизни.
       Моя мама работала патронажной сестрой - патронировала туберкулёзных больных по всему району. Она  нашла мне работу санитарки в Капитановке за 15 км от Златополя. Это - довольно крупное село, через него проходила железная дорога, там был сахарный завод. Больница имела стационар и поликлинику. Главный врач Григорий Иванович был замечательным хирургом и хорошим человеком. Принял меня санитаркой в поликлинику, устроил на квартиру у сотрудницы - медсестры Клавдии Ивановны, буквально во дворе больницы.
       В поликлинике я работала с Людой. Мы были с ней одногодки. У неё родная тётя Валя была поваром больницы. Она всегда нас кормила, да ещё старалась, что повкуснее. Григорий Иванович об этом знал и только поддерживал её решение. Работа санитарки была непростая. Мы должны были наносить воды из колодца в большой бак литров на 100 для стационара и поликлиники, напилить и нарубить дров, наносить угля, затопить 8 печек. Поликлиника имела 8 кабинетов. У нас рабочий день был ненормирован. Приходили в 6 утра, чтобы к 8 было уже тепло и уходили в 6-7вечера, когда помоем полы. А на Украине, известно, грязь вязкая, ноги не вытянешь.  Приходилось несколько раз воду менять. Иногда уголь горит плохо, и печь не успевает нагреться до прихода сотрудников. Первым чаще всего приходил бухгалтер, и если  стена холодная, он жаловался Григорию Ивановичу на пятиминутке, но тот ни разу нам не выговаривал, старался очень мягко спросить в чём дело и по возможности помочь. В нашу обязанность также входило кипятить инструмент для операционной, для стоматолога и для гинеколога.
      Целый день как белка в колесе. Но мысль ни на минуту не выходила из головы: «Нужно сделать всё, чтобы на следующий год поступить». Набрала учебники по химии, физике, украинской литературе и немецкому - купила толстый учебник для высших учебных заведений Глинка «Неорганическая химия», Пёрышкин «Физика» и т.д. Книги даже брала на работу, и какая свободная минутка появится, я тут же смотрю. Намечала на каждый день какую-то тему и прорабатывала. Стоматолог Ирина Кириловна - настоящая дама с пышными формами. Она закончила техникум, тоже хотела поступить в институт и часто просила меня разъяснить какие-то вопросы по химии или физике. Ей так понравились мои консультации, что она решила, чтобы я не выходила из её кабинета под предлогом подавать ей инструмент в руки. На это у меня просто не было времени. Тогда она пожаловалась на пятиминутке.
- Григорий Иванович, распорядитесь, чтобы Анна не выходила из моего кабинета во время работы. Мне нужно, чтобы она подавала инструмент в руки.
Мы  с Людой на пятиминутки не ходили, но мне другие сотрудники сказали об этом.
А Григорий Иванович даже не вызвал меня.
       Чтобы быть более уверенной, что я хорошо подготовлюсь, я ходила на подготовительные курсы в Златополь два раза в неделю. Отпрашивалась у Люды в 4 или 5 часов и шла пешком 15 км в Златополь. На второй день её отпускала раньше. Курсы начинались в 7.30 вечера и шли до 9 или чуть позже. Приходила домой, чуть посплю и в 2 часа ночи выхожу из дома, чтобы вовремя прийти на работу. На Украине, как правило, грязь, еле ноги вытягиваешь. Дорога полем и через лес. Вокруг - темень окромешная. Изредка поезд промчится, душу успокоит. Всё не одна. Пока дойду в кирзовых сапогах, не раз упаду. И в таком неподобающем виде являюсь на работу. В 6 часов нужно уже печки топить. Вот такое у меня было желание вырваться. Я всё   выучила назубок. Любую тему с закрытыми глазами могла ответить днём или ночью: и цитаты из произведений украинской литературы, и все правила по химии и физике, обо всех химических веществах вплодь до удельного веса, что естественно было лишним  и даже казалось подозрительным. Словом готовность №1 в любое время.
       Как-то зимой заболели санитарочки в стационаре, и меня поставили дежурить. Двое суток не было мне смены. Здесь всё нужно делать: и судна носить, и печки топить, и за больными ухаживать. В одной палате лежал больной с саркомой ноги. Запах - невозможный, а я каждую свободную минуту заходила к нему, пыталась как-то развлечь, проявить своё человеческое участие к умирающему. Это желание хотя бы утешить больного, если не можем помочь, осталось у меня навсегда. В тот день приехал из Одессы Пахно - хирург-проректор Одесского мединститута. Григорий Иванович познакомил меня с ним именно в палате больного саркомой.
       В Одессе мы встречались, он всегда помнил, как в предсмертных муках больной благодарил меня, и, когда была необходимость, помогал. Но в тот день смена закончилась для меня незабываемым курьёзом. Я, выбившись из сил совершенно,  обнаружила, что забился туалет. Представляете, палкой пробиваю, а всё это, извините за выражение,... лезет. И ничего не получается. Слёзы ручьём, и сама готова упасть в эту клоаку. Скопилась очередь больных. Тут проходил Григорий Иванович. Позвал сторожа, а меня отвёл домой. Сутки я пролежала как в забытьи.
       Наконец, я в Одессе, экзамены сдала успешно. Только сочинение по украинскому языку подвело, получила 3. Очевидно, подвёл мой почерк. Прошла по конкурсу. Очень жаль было, что не прошла по конкурсу соседка по комнате. Она несколько лет проработала фельдшером, интересная собеседница и интересный человек. Как говорится, не судьба. Если посмотреть и проанализировать, в мединститут всегда большой конкурс. Выбирайте! Как показывает жизнь, сколько абсолютно тупых, совершенно немыслящих студентов принимают в вузы! Диву даёшься! Некоторые заканчивают институт, не зная формулы  крови, а сколько способных, талантливых людей оказываются за бортом.
       Я послала телеграмму маме, а сама с девчёнками поехала на пляж на Лузановку. Это - особенный пляж в Одессе. Можно зайти далеко, песочек чистый, дно ровное, мелкое. И так как я не умею плавать, можно свободно имитировать, что ты плывёшь, что я с наслаждением и делала. Берег уже на приличном расстоянии, я – гордая, на одной ноге прыгаю, двумя руками гребу – словом, пловец. Вдруг яма. Я - с головой на дно. Никогда не забуду. Под водой я с боку вижу своё тело, и за какую-то минуту словно проходит вся жизнь. Приходит в голову страшная мысль:
 -_Вижу мама получила телеграмму: «Я  поступила», и следующее сообщение «Утонула»... Делаю отчаянные движения руками, волна выбрасывает меня, я кричу
- Помогите! Тону!
И опять ко дну. Какой-то мальчик плыл поблизости и вытянул меня. Откачали. Благодаря ему я до сих пор живу.
       Приехала домой студенткой мединститута. Об этом сразу узнали, отношение мгновенно изменилось. Даже жена председателя райисполкома с дочерью пришла спросить как поступить в мединститут, как будто я - член приёмной комиссии. Долгое время я не могла забыть то унижение, которое мне пришлось пережить, и мне хотелось скорее уехать в Одессу. Первый год я жила на квартире по улице Тираспольской у Наташи. Директор нашей школы Леонид Ефимович дал мне её адрес. У него умерла жена, и Наташа много лет воспитывала его дочь Леночку и сына Сашу. Она привыкла к ним и каждое лето с нетерпением ждала их в гости. Наташа, лет 50, была очень доброй женщиной. Унеё были физические недостатки - врождённый вывих бедра и бельмо на глазу. Зарабатывала себе на жизнь тем, что кому-то уберёт в квартире, кому-то постирает. У неё была своя клиентура. Сэкономленные деньги посылала детям. Со временем и я стала помогать стирать и гладить, и она мне давала мою долю. Училась я с большим интересом. Больше всего мы пропадали в анатомке. Думала, на всю жизнь запомню каждую косточку, каждое отверстие в черепе, ибо это - основной базис. Я была в 8 группе. У нас в основном были приезжие, только Ольга Нефедова и Алла Сарару - одесситки. Аллочка - очень красивая, всегда одета исключительно, со вкусом.  И неудивительно - ведь у неё мама - портниха, а отец - закройщик. Со временим Аллочка потянулась ко мне. Вместе делали лабораторки, вместе ходили в анатомку. Тогда была мода подписываться на различные издания, и она всегда приносила мне почитать мировую классику.
       Кто-то предложил встречать Новый год вместе. Я сразу спросила у Наташи:
- Можно всей группой встречать Новый год у нас в квартире?
Никаких предупреждений «то-то не разбейте», или «ведите себя прилично» не было. Наташа сказала:
- Я пойду к знакомым, пожайлуста, веселитесь. Просто веселитесь.
И в этом поступке вся она.
       Я наготовила на всю группу. Изрядно устала, потому что готовила почти всю ночь. Как водится, вначале дружненько под возглас «С Новым Годом!» выпили, закусили  и потушили свет. Я пошла на кухню, прилегла на диванчике. Начались танцы. Скоро мои подружки и сокурсники полезли друг на друга. Я такого поворота никак не ожидала. Это ведь от неумения интересно развлекаться... Лежу на диванчике, и вдруг - странное дело - Коля Яценко укладывает мою подругу Люду Подосовскую на меня. Я встаю, включаю свет и всем объявляю: «До свидания!» На второй день противно было в глаза друг другу смотреть.
       Со своей группой я всречала какой-то праздник ещё один раз. На этот раз вполне прилично. У Наташи я прожила первый курс и половину второго. Второй курс начался с приключения. Иду так неспеша, вразвалочку, ворон ловлю. Фу ты, батюшки, смотрю - на часах главного корпуса без двух минут 9. Я припустилась и упала, сильно подвернула ногу. Голеностопный сустав моментально разнесло. Какой-то парень отнёс меня в хирургию. Наступить на ногу было совершенно невозможно. Пришла сестричка, наложила тугую повязку и зачем-то сделала пробною дозу противостолбнячной сыворотки, хотя повреждений тканей не было... и исчезла, сказала через час повторит. Час жду, второй - никто не подходит. Проходил Виталий, земляк  из Златополя, студент старшего курса, спрашивает: 
- Анна, ты что здесь делаешь?
- Да вот, спешила на лекцию. А теперь с распухшей ногой и двигаться не могу. Не знаю, как домой добраться.
- Давай, я тебе помогу.
       Опираясь на твёрдое мужское плечо, я выбралась на улицу. Виталий взял такси, привёз меня домой на Тираспольскую и с чувством выполненного долга спокойно  ушёл. Он и не подозревал, что через несколько минут разыграется интересный в медицинской практике случай. Вдруг мне стало невыносимо плохо. Я увидела себя в зеркале фиолетовокрасной. С трудом выползла на крылечко. Меня увидела соседка и вызвала скорую помощь. Оказывается, у меня была анафилактическая реакция на противостолбнячную сыворотку. Мне ввели только пробную дозу. А если бы всю, вряд ли бы я сейчас писала эту историю. Три дня я пролежела в реанимации и 3 - в общей палате.
       Выписали, и через неделю мы поехали в колхоз. Меня решили определить на «лёгкий труд» на кухню. В помощники прикрепляли кого-нибудь из парней, чтобы воды наносил да казаны поставил. Казаны были огромные. Ведь готовила на две группы - 40 человек... Мальчики свою работу сделают - воды наносят, и все дела. Без содрогания не могу вспоминать. Готовить приходилось на соломе в больших казанах  борщ и второе. Солома пых и всё. Ох и намучилась я! В 2 часа ночи встаю, картошки начищу, всё приготовлю к завтраку. Все приходили свеженькие, жизнерадостные - сели, поели и пошли. А у меня – обед. Не успела отвести - тут и ужин. Нога распухла, нет никакого терпения. Неделю до конца я всё-таки не дотянула. Сказала «Я вообще есть не буду, только освободите меня». Больше «на лёгкий труд» повора я не соблазнялась. Тогда стали оставлять на кухне по две девчёнки и работника в придачу. Через день смена менялась. И эта практика закрепилась на все годы.
       Когда мы вернулись, мне в награду за доблестный труд дали общежитие. Старое общежитие находилось напротив главного корпуса. Меня поселили в комнату на 8 человек. Возле каждой койки - тумбочка и больше ничего. На комнату было 2 стула. Так что обычно мы учили и ели всё на кровати. Особого описания заслуживает общая кухня. В основном все готовили сами. В столовой – дорого, невкусно и всегда огромные очериди. Каждый имел свой примус или керогаз. Покупали керосин. До сих пор не представляю, как мы не наделали там пожара. Там же на кухне - два бачка для мусора. По очереди дежурили и выносили мусор, когда приезжала машина и раздавался звонок. Такая система уборки мусора во всём городе. Там нет во дворах бачков для мусора. Всё хранится в доме. Если несколько дней не приезжают, можно себе представить, что творится на кухне. Но как-то свыклись. Я даже умудрялась варить очень вкусное варенье из айвы.
       В нашей комнате жили в основном девочки из бедных семей. Пытались заработать деньги, сдавая кровь. Я тоже один раз попыталась, но ничего не вышло. После забора крови мне стало плохо, мне влили обратно и сказали больше не приходить. Мы жили со строгой экономией - 50 копеек в день и не больше. Всё было просчитано до мелочей.
       На втором курсе я пристрастилась ходить в оперный театр и в филармонию. А пробудил у нас интерес к классической музыке профессор патанатомии Успенский Леонид Витальевич. Ленинградец, очень широко образованный человек и большой энтузиаст, он вёл музыкальный лекторий для студентов с рисунками и проигрывателем. Он нам показывал и рассказывал о различных инструментах, о полифонии, мы слушали Баха, Бетховена. Каждую копейку берегли, чтобы пойти в оперный или в филармонию. Благо, билеты на галёрку были дешёвые - 40 копеек. Одесский оперный театр - красивейший в мире, занимает второе место после Венского. Внутри - словно сказка. Именно с галёрки открывается великолепная панорама, можно за всеми наблюдать, а самой находиться в тени. Какие балеты я там смотрела,Ооо! Не забуду, пока живу «Пер –Гюнт» Э. Грига, «Шурале» Яруллина и т.д. Вот видите, забыла, какое лекарство от гипертонии вводили в вену, от которого почувствовала себя в невесомости. А какие спектакли смотрела в студенческие годы - помню. Никогда не забуду колларатурное сопрано Таи Мороз, её исполнение Виолеты в «Травиате», Маргариты в «Фаусте», Джильды в «Риголетто». Я эти спектакли смотрела по много раз и всегла плакала. Помню и зарубежных артистов - румынскую певицу Лили Чинку в роли Джильды, потрясающее исполнение Кармен болгарской певицей Еленой Черняй. Увлечение классической музыкой, очевидно, сыграло свою роль в особой чувствительности моей натуры. Ходили мы в обычной одежде, в том же, в чём и на занятия. У меня был драповый сарафан в клеточку и свитерок. Приоделась я только тогда, когда жизнь научила меня шить самой, чему посвящён мой рассказ «Как я научилась шить».