На что он руку подымал

Петр Лебедев
Незадолго до дуэли, где-то за день, в частном письме Пушкин сформулировал еще раз свою базовую политическую (религиозно-политическую, можно сказать) концепцию: истина выше царя. Точно о том же пел он в юности, обращаясь к трону ("стоите выше вы народа, но вечный выше вас закон".). Царизм в религиозном смысле базировался на постулате, что царская власть от Бога, т.е. происходит от истины непосредственно, что царь отвечает за народ в первую очередь перед Богом. Николай Второй мистически переживал это именно так, судя отзывам современников, что и делало его таким изолированным. Императрица и Распутин поддерживали в нем этот настрой. На мой взгляд, власть несомненно имеет мистическую, несводимую к демократическим расстановкам составляющую, особенно в России. В России это имеет смысл высшего закона, попытка рационально разложить который по демократическим полочкам приводит к распаду государства (именно это произошло в феврале 1917 г.). Когда Бердяев писал о стихийном коммунизме русских, он забывал о столь же стихийном их монархизме, который таинственным образом не противоречит их коммунизму. Об этом вообще не принято теперь говорить.