Шунгут

Владимир Кириленко2
Когда надо прочистить "зимник" после недельной пурги, от базы  «Приленье», до пос. Лунный, - палаточного  лагеря буровиков, который расположен был за 300 км, от основной бвзы.
На такую работу, способен был, только один человек - это Шунгут. Не знаю, может такая его, была фамилия или прозвище? Я не уточнял.
Небольшой такой, полноватый мужичок - лет 55, который, был опытным в своем деле трактористом. Каждую зиму, он чистил дорогу специальным прицепным клином, который тащился за его трактором всю дорогу. Такая работа, была основной его обязанностью. Поэтому он, изучил досконально свою "дорогу - жизни" до мелочей, при этом, попутно ловил капканами соболей и песцов.
Что еще, надо, для охотничьего азарта, чтобы заинтересоваться таким прибыльным промыслом? Прочистив в снегу дорогу, для бензовозов, которые, могли бы, беспрепятственно, ехать до Лунного, куда они, завозят дизтопливо для буровых станков. Шунгут, всегда оставался в этом поселении, и спокойно отдыхал до следующей пурги, которая закружит обязательно, - дня на 3 - 4, заметая основательно дорогу, плотными сугробами? Тогда Шунгут, вновь начинал прочищать своим клином, еще раз, эту дорогу. Только, в обратную сторону.
Так, незаметно и, проходила у него зима, - обыденно с привычной профессиональной сноровкой. Летом, у него, работы серьёзной не было и, тогда он, находил себе занятие, - по мелочевке на основной базе, ковыряясь у своего трактора каждый день.
А,на выходные дни, надолго, уплывал на лодке «Крым», с которой профессионально рыбачил сетями. Ловил он только, белорыбицу: нельму, муксуна, сигов и осетров. Поэтому он, всегда был с икрой и рыбой, - угощая ею, зашедших к нему на огонек, любителей выпить за чужой счет. При этом он, всегда был гостеприимен и наливал свой первач, пришедшим гостям, а на закуску, щедро угощал рыбной строганиной, - нас, - неумелых тогда, еще рыбаков, прилетевших работать в эти дикие места.
Семьи у него не было.
Жил отдельно на отшибе, в крайнем домике с глубоким погребом, где хранил свои стратегические запасы рыбных деликатесов.
Удочками и закидушками, он, не интересовался никогда.
 – Баловство все это. - говорил нам,  при этом, отмахивался от наших дурацких предложений, - сходить на берег и посидеть с удочкой.

Как-то по весне, отпросился он слетать в Айхал, на попутном вертолёте, чтобы посетить стоматолога. 
– Зубы одолели! Много нынче зимой, зубов потерял, - надо, вставлять новые. – Говорил он, всем при случае.
Слетал он быстро. Ему, сняли слепки и назначили срок, когда снова прилететь на примерку. И как - то, мы его проглядели?
- И когда он, только, успел слетать второй раз? – Но, встретили все, мы его, с новыми золотыми зубами. Даже, и не узнали его сначала? Когда он, вылезал из вертолета, широко улыбалюясь нам, золотой улыбкой во весь рот! При этом, - приветливо, махая рукой.
- Очень прилично стал выглядеть.. Местные одинокие бабёнки, занервничали, - уж очень, хорош стал мужичок! - Хоть сейчас с ним под венец? Но виду не показывают. Гордые все, - старой закалки ещё.
Позже, Шунгут рассказал нам, что за эти зубы он, привез вместо денег, - ведро красной икры нельмы, а за вторую, - последнюю примерку, ведро чёрной икры. - Всего-то!? Почти даром, - зато  без денег? Можно подумать, что повезло человеку?
Когда был у него в гостях, он угостил меня мороженой нельмой, - очень вкусная рыбка. Настрогав тонкими полосками белоснежного мяса, он макал эту строганину в соль и перец, предлагая и мне, попробовать это простое и неприхотливое кушанье.
Мясо рыбы, таяло во рту, и незабываемый вкус, сильно возбуждал аппетит. С черным хлебом, да под рюмочку? – Просто фантастика!
Очень сильно, мне захотелось поймать собственноручно такую же рыбку, которую, я и в глаза-то не видел?
 Но мое желание, как молодого и не опытного рыбака, придавало мне еще больше силы, и само терпение, обязывало меня смастерить, своими руками снасть, в которую, эта рыбина должна попасться, когда пойдёт по реке
 на нерест?
По его совету, стал я вязать сеть с крупной ячеей, которую я не видел,ни у одного рыбака. И вообще, мне не приходилось ловить таких рыбин, как
Нельма, которая напоминала мне метрового серебристого ельца.
Вязал я упорн свою сеть, почти всю зиму урывками а свободные от работы вечера из капроновой нитки. Стена высоты сетки, была в четыре метра и длинной - за пятьдесят.. Ячея такой снасти, была - 20 на 20, - как на футбольных воротах? Даже ненароком, подумал, что только кабанья голова может застрясть в этой ячее? Но, Шугнут, сказал:
- Какую рыбу хочешь поймать, такую и ячею вязать надо!
Конечно, очень мне хотелось поймать эту рыбу. Идёт она по реке на нерест, в верхних слоях водяного потока, против течения в конце мая месяца, когда проходит ледоход.
С вертолёта, можно запросто, увидеть их путешествие по реке, как они, не спеша поднимаются, плавно работая своим хвостом и плавниками.
Я с нетерпением, ждал момента, когда пройдет ледоход и нормализуется в реке уровень воды.
И вот, наконец, настала пора настоящей рыбалки. Уровень в реке после льда стабилизировался, и мы, отправились на моторке с Шунгутом, ставить сети на противоположный берег Лены.
Расставив все сети, мы остались на песчаном острове, где  решили поохотиться на уток, которых было на вечерней зорьке в перелётном коридоре, очень много.
Постреляв немного, - сбив охотничий азарт, накопившийся за зиму, мы,  приготовились заночевать на реке у костра, чтобы отметить первый выезд на природу, и, заодно, поговорить о житье – бытье?  Наговорившись, мы только, заполночь, улеглись спать в зачехлённой лодке. Ночью пошёл сильный дождь, который барабанил по тенту и, шел, почти до обеда.
Выходили только по нужде. А, так, сидели и ждали, когда немного поутихнет ливень, чтобы проверить утром, наши сети.
Мы, не унывали и продолжали свое гуляние, по- немного, наливая его первач не суетясь, отмечали удачную нашу рыбалку, пережидая затянувшийся дождик.
С самого раннего  утра, когда совсем рассвело, над моей сетью, кружили много чаек, пикируя с высоты в воду, - выхватывая из сети какой-то корм? Потом вдруг, до меня дошло, что там что–то попалось, и Шунгут это подтвердил.
Чайки, пикируя, камнем падали в воду, выхватывая мясо от пойманной, моей сетью рыбины. Сердце моё заколотилось от такой удачи?! И, мы, немедленно поплыли к сети, накинув на головы, целлофановые мешки и принялись выбрать ее от рыбы, не обращая, на дождь, подгоняемые азартом и любопытством?
Только в самом конце сети, куда пикировали чайки, в верхнюю ячею попалась моя большая и единственная рыбина, которая, почему-то, уже была дохлой? - Наверное, чайки заживо заклевали, выедая мясо с ее спины? Рыбина, попалась средних размеров.
Я конечно, был в приподнятом настрое, от такой удачи, - торопливо выпутывая нельму из сети, прикидывая ее длину и вес. Выпотрошив ее, мы собрали, полведра красной икры, из ее брюха. При этом, ее, драгоценное мясо, стало достоянием нашего застолья, которое я, ел здесь в последний раз.

В ту осень, я, навсегда уехал с Приленья жить на материк. Приехав на свою родину, я больше, нигде и никогда, -бывая в отпусках, специально искал в столичных магазинах и ресторанах, эту рыбу? Которую, непременно, хотел, еще раз попробовать и вспомнить ее вкус!

Небыло ее тогда, нигде и, никто не знал даже, такого названия, что существует какая-то нельма? Спасибо этому человеку, что однажды он, угостил меня Царь – рыбой и научил ловить ее, которую, я, до сих пор, не могу встретить на витринах. Где-то же, ее продают, и кто-то ее ест? Парадокс, да
и, толькоо!